Кёрнер, Теодор
- 1 year ago
- 0
- 0
Теодо́р Флурнуа́ ( фр. Théodore Flournoy ; 15 августа 1854 , Женева — 5 ноября 1920 , Женева ) — швейцарский физиолог, психолог и философ, основоположник экспериментальной психологии в Швейцарии. Его исследования были посвящены изучению времени реакции, воображения, ощущений, гипноза и медиуматических состояний.
В 1878 г. Теодор Флурнуа получил ученую степень в области медицины, затем изучал психологию в Лейпциге. В 1891—1919 гг. он занимался психофизиологией, экспериментальной психологией, философией науки, будучи профессором Женевского университета, где и создал первую в Швейцарии лабораторию экспериментальной психологии. В 1901 г. Флурнуа основал один из старейших психологических журналов — «Психологические архивы» ( Archives de Psychologie ).
Известность Флурнуа принесла книга «От Индии до планеты Марс» ( Des Indes à la Planète Mars ), изданная в 1900г. В ней он исследует феномен медиума Катерины-Элизы Мюллер, фигурирующей в его работе как Элен Смит . Учёный в течение шести лет присутствовал на спиритических сеансах Элен Смит, где в состоянии транса , посредством автоматического письма она писала «романы», представлявшие собой три больших цикла повествований о её прежних жизнях. В первом цикле перерождений она была королевой Марией Антуанеттой , во втором — дочерью арабского шейха, вышедшей замуж за индийского раджу, в третьем — общалась с марсианами, подробно описывала их самих, их быт, приводила образцы марсианской письменности. Флурнуа попросил лингвиста Фердинанда де Соссюра исследовать языки автоматического письма Элен. Было доказано, что марсианский язык Смит — искаженный французский, что арабские изречения позаимствованы у домашнего врача, изучавшего арабский язык, и что исторические сведения взяты из одного старого труда.
Чтобы дать «путешествиям» Элен Смит психологическое объяснение, Флурнуа позаимствовал у Фредерика Майерса идею «сублиминального сознания». Содержание сублиминального сознания человеком не осознается, кроме того, оно инфантильно: это пережитки детства, сокрытые в сознании взрослого. Как считал Флурнуа, рассказы Смит о перевоплощениях были связаны с неосуществившимися мечтами, с воспоминаниями о прочитанном и пережитом в подростковом возрасте. Учёный полагал, что воспоминания о реинкарнациях Смит — это проявление криптомнезии . Согласно Флурнуа, способность к воображению у сублиминального сознания поразительна, а его скорость реакции стремительна. Сублиминальное сознание обладает творческой природой: в наиболее удалённых уголках разума некоторых людей существуют целые «романы» — сложные, законченные, о существовании которых не подозревает даже их носитель, потому что у него не было возможности попрактиковаться в автоматическом письме, а ни один психолог не извлек их на свет.
В работе «От Индии до планеты Марс» критикуются многие спиритуалистические верования и подвергается сомнению возможность медиуматического общения с потусторонним миром, однако Флурнуа оставил открытым вопрос о парапсихических способностях: он допускал вероятность существования телепатии , ясновидения , телекинеза и верил, что может быть найдено естественнонаучное объяснение этим явлениям.
В 1904—1905 гг. в Женевском университете Флурнуа были прочитаны четырнадцать лекций по религиозной психологии. Основные методологические принципы этой новой науки были изложены им в статье «Принципы религиозной психологии» ( Les Principes de la psychologie religieuse ).
Помимо того, что Флурнуа способствовал становлению психологии религии как научной дисциплины, он сыграл особую роль в истории (точнее, предыстории) психоанализа . Несмотря на то, что психолог развивал концепцию сублиминального сознания, в своих научных взглядах он был более близок к Зигмунду Фрейду , чем Пьер Жане и Жан-Мартен Шарко ; историки теории бессознательного считают его «человеком, который мог бы изобрести психоанализ» .