Жилой дом Гусаровых
- 1 year ago
- 0
- 0
Жилой дом артистов МХАТ — здание, расположенное по адресу Брюсов переулок , 17 в Пресненском районе Центрального административного округа Москвы . Объект культурного наследия федерального значения .
В 1927 году Константин Станиславский привлёк Алексея Щусева к созданию декораций к постановке пьесы «Сёстры Жерар» в Московском художественном театре . Во время работы Щусев сблизился с актёрами, возглавил созданный ими строительный кооператив и составил для них проект жилого дома. Участок для строительства был выделен на Брюсовском переулке возле церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке , который артисты смогли сохранить от закрытия. Здание было построено за 1 год .
В разные годы в доме жили известные драматические артисты, певцы и танцоры. В их числе Василий Качалов , Нина Литовцева , Иван Москвин , Леонид Леонидов , Екатерина Гельцер , Густав Шпет , Василий Тихомиров , Марис Лиепа . Квартиру-мастерскую в доме занимал и сам Щусев . Выдающимся артистам, населявшим дом, посвящены памятные доски на фасаде. Благодаря известным жильцам, в первую очередь, советскому актёру и театральному режиссёру Ивану Москвину , дом получил статус памятника истории и культуры федерального значения .
Здание было выполнено в простых, лаконичных формах, характерных для советского конструктивизма 1920-х годов, и оштукатурен с мраморной крошкой. Композиционно оно состояло из 3 параллелепипедов, самый низкий из которых завершался выходящей на сторону церкви террасой с видом на Москву и Кремль . В помещении, выходящем на террасу, разместил свою мастерскую сам Щусев. Планировка и отделка остального здания были выполнены с учётом пожеланий конкретных жильцов. Потолки были украшены лепниной, в некоторых квартирах были камины, в одной — бассейн. На одном из этажей располагались всего 2 квартиры: из 6 и 11 комнат, причём во второй были предусмотрены 2 санузла и 2 кухни, что позволяло разделить её на 3-комнатную и 8-комнатную. Комнаты в квартирах были устроены в виде анфилады , характерной для построек эпохи классицизма XVIII—XIX веков .
В современный период дом утратил гармоничные пропорции из-за надстройки — пентхауса художника Никаса Сафронова , который также приобрёл квартиры на верхних этажах здания в 2000-х — 2010-х годах .