Зенгер, Эйген
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Питер Зенгер ( англ. John Peter Zenger ; 26 октября 1697 , Импфлинген , Южный Вайнштрассе — 28 июля 1746 , Нью-Йорк , Нью-Йорк ) — американский журналист немецкого происхождения, издатель и главный редактор New York Weekly Journal , получивший известность благодаря «делу Зенгера», которое считается точкой отсчёта в становлении свободной американской прессы .
Джон Питер Зенгер родился в 1697 году в Германии в Верхнем Пфальце . В 1710 году тринадцатилетний Зенгер переселился из Германии в Америку со своей семьёй. Его отец умер во время двухмесячного морского путешествия на пути в Нью-Йорк , и матери пришлось воспитывать Джона и его брата и сестру. По прибытии в Америку мать отправила Зенгера на обучение Уильяму Брэдфорду ( ), единственному на тот момент издателю Нью-Йорка, работавшему на правительство и одновременно печатавшему политические памфлеты и критические статьи . Учеником Брэдфорда Зенгер оставался до 1718 года . Помимо обучения и работы Зенгер, будучи крайне религиозным , каждое воскресенье ходил в местную церковь, в которой играл на органе во время службы . Джон Питер был женат дважды (в 1719 и 1723), первая жена умерла (по другим данным — официально развелась с Зенгером вскоре после свадьбы ), оставив ему сына; во втором браке родилось пятеро детей .
В 1725 году Джон становится партнёром Брэдфорда по бизнесу, после чего открывает собственную типографию . Свою самостоятельную издательскую деятельность Зенгер начал с издания первого напечатанного на территории американских колоний учебника по арифметике . До 1733 года в его типографии печатались религиозные труды, памфлеты и книги , после чего бывший генеральный прокурор Нью-Йорка ( ) предложил Зенгеру издавать газету New York Weekly Journal , где предлагалось публиковать обличительные материалы, направленные против действующего губернатора ( ) . Религиозность Зенгера, видевшего в губернаторе идолопоклонника , забывшего Бога и преклонившегося перед властью и богатством , не позволила ему отказаться от этого предложения .
После окончания «Дела Зенгера» (см. ниже) жил в Нью-Йорке, продолжал издавать New York Weekly Journal вплоть до своей смерти в 1746 году (впоследствии изданием газеты занимался его старший сын Джон), получив официальный статус «публичного издателя» в Нью-Йорке (в 1937) и в Нью-Джерси (1938) . Похоронен на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке .
Дело Зенгера знаменовало собой новый виток в развитии конфликта между колонистами в Америке и колониальным правительством .
В 1731 году Георг II назначает губернатором Нью-Йорка Сэра Уильяма Косби (на тот момент действовавшего губернатора острова Менорка ), который отличался грубостью в ведении дел и напрямую прибегал к незаконным методам для достижения своих целей, что вызвало волну возмущения в среде влиятельных ньюйоркцев . Группа горожан, возглавляемая юристом (бывшим прокурором) Джеймсом Александром и Льюисом Моррисом ( судьёй , смещённым губернатором с должности за неповиновение ), обратилась к Зенгеру с предложением издавать оппозиционную газету, первый выпуск которой увидел свет 5 ноября 1733 года .
В конце 1733 года Зенгера начинают подозревать в клевете за публикацию материалов, порочащих честь действующего губернатора Нью-Йорка Уильяма Косби, который в статьях издания обличался как коррупционер и взяточник (в частности, в первом выпуске описывалась попытка губернатора изменить результат местных выборов путём давления на шерифа и признанием голосов, поданных квакерами , недействительными) . Автором материалов был не сам Зенгер, а его коллеги-журналисты , использовавшие псевдонимы . Настоящим в газете оставалось только имя издателя, что и позволило привлечь его к суду . При этом вопрос о достоверности или ложности фактов не ставился на рассмотрение, поскольку речь шла о фигуре королевского губернатора , и по закону необходимо было лишь доказать, что Зенгер был издателем .
Закон есть закон. Правда не имела значения.
— Эдвард Резерфорд . « »
6 ноября 1734 года губернатор организовал очередное публичное сожжение очередного выпуска New York Weekly Journal — при первом сожжении 22 октября были уничтожены выпуски 7, 47, 48 и 49 — и назначил (безуспешно) награду в 50 фунтов тому, кто назовёт авторов публиковавшихся статей .
В течение нескольких месяцев губернатор Косби пытался давить на суды, чтобы закрыть New York Weekly Journal , после чего 2 ноября судом было выдано постановление об аресте , и 17 ноября 1734 года Зенгер был посажен в тюрьму, в которой провёл до суда почти 9 месяцев. Адвокатам издателя Джеймсу Александру и Уильяму Смиту было запрещено принимать участие в судебном разбирательстве (в частности, первого отстранили по обвинению в неуважении к суду ), освобождение под залог также было невозможно из-за непомерно высокой установленной судом (под давлением Косби) суммы . Как следствие, друзья и коллеги Зенгера наняли выдающегося адвоката из Филадельфии — . На протяжении всего пребывания журналиста в тюрьме газета продолжала регулярно выпускаться семьёй (преимущественно супругой ) и сторонниками Зенгера .
Судебное заседание состоялось во вторник 29 июля 1735 года . Судьёй был назначен Джеймс ДеЛэнси, друг и соратник губернатора Косби .
Прокурор в обвинительной речи настаивал исключительно на рассмотрении дела с точки зрения наличия публичной клеветы на губернатора и правительство колонии безотносительно достоверности фактов, изложенных в статье :
Господин прокурор заявил, что не имеет представления, что можно сказать в защиту человека, так скандально оклеветавшего губернатора, высших чиновников и работников правительственных учреждений, обвинив их в лишении граждан прав и свобод, в устранении суда присяжных и, в целом, в низложении закона. Если это не клевета, заявил он, то тогда что?
Гамильтон как адвокат обращался к присяжным , что было новшеством: традиционно адвокат и прокурор обращались в речи к судье, который затем объяснял присяжным, каким он видит дело и рекомендовал соответствующий вердикт , при этом в деле Зенгера судья Джеймс ДеЛэнси ещё до начала разбирательства указал присяжным на нужный ему и губернатору Косби вердикт . В своей речи Гамильтон подчеркнул, что данное разбирательство касается не только одного журналиста и одного губернатора, но затрагивает самые основы свободы прессы и свободы человека :
Вопрос, поставленный перед судом и вами, господа присяжные, не относится к маловажным частным случаям. Это не слушание дела одного несчастного издателя или одного лишь Нью-Йорка. Нет! Последствия данного разбирательства могут в результате затронуть любого свободного человека, живущего в Америке под управлением Британии. Это основополагающий вопрос. Это вопрос самой свободы.
После выступления прокурора и адвоката присяжные удалились на совещание, но десять минут спустя вернулись и огласили вердикт: невиновен , несмотря на то, что на тот момент подобный вердикт не имел под собой никаких юридических оснований . На следующий день Зенгер был освобождён.
Впоследствии Говернер Моррис , один из отцов-основателей США назвал это решение суда «утренней звездой свободы, впоследствии коренным образом изменившей Америку» .
Дело Зенгера имело ряд крайне важных последствий как для судебной практики, так и для переоценки понятий « право » и « свобода »: