Interested Article - Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета

Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета — драматический театр; создан в Ленинграде в 1933 году под названием «Новый театр», в 1953 переименован в Ленинградский театр имени Ленсовета .

Занимает бывший особняк князя В. П. Голицына на Владимирском проспекте , д.12 (архитектор Михайлов 2-й ) .

История

Новый театр (1933—1953)

Театр был основан в 1933 году группой артистов (в их числе были Ксения Куракина, Роман Рубинштейн, Михаил Розанов, Александр Жуков, Вера Кузнецова ) во главе с режиссёром Исааком Кроллем , учеником Всеволода Мейерхольда . Открылся 19 ноября 1933 года в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте , 20 спектаклем «Бешеные деньги» по пьесе А. Н. Островского , поставленным Кроллем, и получил название «Новый театр» . В первых спектаклях театра были заняты также В. В. Максимов, Е. А. Мосолова, В. А. Будрейко.

До 1937 года театр возглавлял И. Кролль. В 1936 году пожар уничтожил помещение театра; городские власти предоставили коллективу новую сценическую площадку и с этого времени Новый театр работал в специально реконструированном театральном здании А. И. Павловой на Троицкой улице дом 13.

С 1936 года в стране развернулась борьба с формализмом и «мейерхольдовщиной», и в 1937 году Кролль был уволен. Театр возглавил выдающийся актёр, режиссёр и педагог Борис Сушкевич . Ученик К. С. Станиславского и Л. А. Сулержицкого , Сушкевич прививал труппе Нового театра мхатовские традиции . Наиболее значительные постановки предвоенных лет — «Беспокойная старость» Л. Рахманова (1937), «Скупой» Ж. Б. Мольера (1938), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1940), в котором Сушкевич сыграл роль Маттиаса Клаузена, а также поставленный Надеждой Бромлей спектакль «Мария Стюарт» по трагедии Ф. Шиллера (1938) .

В октябре 1940 года Новый театр был отправлен на длительные гастроли по Дальнему Востоку , где его и застала Великая Отечественная война. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны театр работал на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале ; в этот период в его репертуаре были «Фронт» А. Корнейчука , «Русские люди» и «Так и будет» К. Симонова , «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва; лишь в сентябре 1945 года Новый театр возобновил свою работу в Ленинграде. Поскольку прежнее его здание пострадало от бомбёжек, коллективу было предоставлено новое помещение на Владимирском проспекте, 12, в котором театр работает и по сей день .

Борис Сушкевич привёл в театр новое поколение учеников, выпускников Ленинградского театрального института , в том числе Галину Короткевич . Но здоровье художественного руководителя было подорвано скитаниями военных лет; 10 июля 1946 года Сушкевича не стало, и для театра наступили тяжёлые времена . В 1947 году главным режиссёром был назначен Б. В. Зон , но задержался ненадолго: уже в 1949 году его сменил С. А. Морщихин , покинувший театр в 1951 .

Из кризиса коллектив вывел Николай Акимов , назначенный главным режиссёром Нового театра в 1951 году . Его блестящие сатирические спектакли «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953) и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955) стали событиями театральной жизни и этапными в истории самого театра .

Театр имени Ленсовета

В 1953 году , накануне 20-летия со дня основания, театру было присвоено новое имя — Ленинградский театр имени Ленсовета .

В 1956 году Николай Акимов вернулся в Театр Комедии , а Театр им. Ленсовета вновь погрузился в кризис; главные режиссёры не работали больше двух сезонов: 1956—1958 годах этот пост занимал П. К. Вейсбрём , в 1958—1959 — Е. Ефремов, в 1959—1960 — Т. А. Кондрашёв . Наконец в ноябре 1960 года главным режиссёром был назначен Игорь Владимиров .

В тот период ведущим актёром театра был популярный актёр Георгий Жжёнов , снявшийся в фильмах « Чапаев », « Берегись автомобиля » и многих других, но отношения между более опытным и старшим по возрасту Жжёновым и Владимировым не сложились и в 1968 году Жжёнов был вынужден покинуть театр, а вскоре покинул театр и второй ведущий актёр — Алексей Петренко .

Основную ставку Владимиров сделал на молодых актёров: Д. Баркова, Л. Дьячкова, Н. Пенькова, Анатолия Равиковича , В. Харитонова. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра Алисы Фрейндлих , чьё имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссёра Владимирова .

Весь период работы в театре им. Ленсовета Игорь Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Режиссёр приглашал в свой театр талантливых актёров, замеченных им на других сценах, таких как Леонид Дьячков , Алексей Петренко , Ефим Каменецкий , Галина Никулина , Елена Соловей , Пётр Шелохонов .

Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» Петра Фоменко (1969), не допущенный до премьеры. Об этом спектакле Фоменко рассказывал: «…спектакль сдавали ещё четыре раза. Игорь Петрович Владимиров похудел в эти дни, побледнел, потому что это всё ему, конечно, было тяжело… Потом пришёл Н. П. Акимов как главный эксперт… Он сказал: „Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, — это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами…»

В 1970-х в театр пришли М. Боярский , Сергей Мигицко , Лариса Луппиан , , Ирина Мазуркевич , Е. Баранов, В. Матвеев, Т. Яковлева, А. Алексахина, Л. Леонова, Е. Маркина, Семён Стругачёв , А. Семёнов, Е. Филатов и многие другие. Фактически это несколько поколений актёров, пришедших из других театров страны, а также выращенных режиссёром Игорем Владимировым. Много лет Владимиров вёл актёрскую мастерскую в ЛГИТМиКе (ныне — СПГАТИ ), и его ученики органично вливались в труппу.

В конце 1980-х — начале 1990-х Игорю Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного для некоторых ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актёры: Галина Никулина , Михаил Боярский , Анатолий Равикович , Ирина Мазуркевич , Ефим Каменецкий , Леонид Дьячков , Елена Соловей , Пётр Шелохонов . Огромной потерей для театра стал уход Алисы Фрейндлих .

С 1996 — директор, одновременно с 1999—2006 год — художественный руководитель театра — заслуженный деятель искусств РФ Владислав Борисович Пази .

С 2011 по 2018 — главный режиссёр, одновременно с 2017 по 2018 — художественный руководитель Юрий Бутусов .

С 21 мая 2019 года художественный руководитель театра Лариса Луппиан .

Основные постановки

Сегодняшний день театра

Труппа

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (1983).
  • Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (23 октября 2013 года) — за значительный вклад в культурное развитие Санкт-Петербурга, а также в связи с 80-летием со дня основания .

Примечания

  1. (англ.) — .
  2. После возвращения городу прежнего названия в 1991 году стал Санкт-Петербургским.
  3. . Дата обращения: 19 мая 2014. 11 мая 2014 года.
  4. Люб. М. Ленинградский театр имени Ленсовета // Театральная энциклопедия / Под ред. П. А. Маркова . — М. : Советская энциклопедия , 1964. — Т. 3 .
  5. // Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета. — Официальный сайт. 3 августа 2012 года.
  6. Дмитревская М. // Петербургский театральный журнал. — 2003. — № 3 (33) . 16 декабря 2011 года.
  7. 14 июля 2015 года.
  8. . Дата обращения: 20 февраля 2018. 3 декабря 2013 года.
  9. 22 сентября 2013 года.
  10. . Дата обращения: 2 марта 2017. 3 марта 2017 года.
  11. 3 декабря 2013 года.
  12. . Дата обращения: 31 декабря 2022. 27 июня 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета