Interested Article - Щетинский, Александр Степанович

Александр Степанович Щетинский ( укр. Олександр Степанович Щетинський , род. 22 июня 1960 , Харьков )— украинский композитор, автор более 100 музыкальных произведений, охватывающих большинство жанров и исполнительских составов — от опер, вокально-симфонических и хоровых композиций до камерно-ансамблевых и сольных.

Образование и влияния

Александр Щетинский закончил Харьковский институт искусств ( 1983 ). По классу композиции его преподавателем был Валентин Борисов. В то же время, на него имело значительное влияние творчество другого украинского композитора, Валентина Бибика . Другим источником вдохновения были представители так называемого советского авангарда: Эдисон Денисов , Альфред Шнитке , Арво Пярт , Софья Губайдулина , Валентин Сильвестров . Позже Щетинский принимал участие в мастер-классах вместе с Эдисоном Денисовым и Поулем Рудерсом (Poul Ruders) в Дании; в летних курсах в Польше, где прослушал лекции Луи Андриссена , Витольда Лютославского , Кшиштофа Пендерецкого , Богуслава Шеффера, Магнуса Линдберга . Музыка Нововенской Школы, Оливье Мессиана и Дьёрдя Лигети оказали значительное влияние на Щетинского.

Выступления

С конца 1980-х его музыка звучала на фестивалях и концертах в Европе и Америке, в исполнении всемирно известных исполнителей, таких как Московская Геликон-Опера , ВВС Национальный Оркестр Уэльса, Варшавский филармонический оркестр , детский хор Мэтрис Радио Франс, Квартет Ардитти , Московский ансамбль современной музыки , Ансамбль Венского Колледжа, Ансамбль Перкуссионистов Марка Пекарского , пианист Айвар Михашофф , сопрано Филлис Брин-Джулсон и другие. Среди издателей Щетинского: Alain Van Kerckhoven Editeur, Boosey & Hawkes, Le Chant du Monde, Gerard Billaudot Editeur S. A.

Педагогическая деятельность

С 1983 по 1990 преподавал композицию в детской музыкальной школе с применением музыкально-педагогической системы Валерия Брайнина (автор статьи о системе Брайнина в журнале « Музыкальная академия » ). С 1991 по 1995 вёл классы композиции, инструментовки и специальный курс композиторских техник XX века в Харьковском институте искусств. В 1995 прочитал курс лекций о музыке XX века в Украинской национальной музыкальной академии в Киеве. Выступал с лекциями о новой украинской музыке и представлял собственные композиции на международных симпозиумах в Австрии, Германии, Македонии, Голландии, Польше, Швейцарии, Словакии, Украине. В 1999 провёл композиторский мастер-класс в Македонии. С 2018 ведет классы композиции и сопустсвующих дисциплин в Харьковском национальном университете искусств.

Общественная и организационная деятельность

В конце 1980-х годов был одним из организаторов нескольких фестивалей современной камерной музыки на Украине и в России. С 1997 по 2005 был членом художественного совета Международного фестиваля современной музыки «Контрасты» во Львове . В 2001 2005 был координатором программ Международного форума музыки молодых в Киеве и, с 1995 по 2001 , серии концертов Новая Музыка в Харькове .

Известные постановки

Музыка для кино

Александр Щетинский написал музыку к художественным фильмам Las Meninas (2008) и (2012) украинского режиссёра Игоря Подольчака .

Музыка к Las Meninas

Кадр из фильма Las Meninas

Поскольку главный персонаж фильма Мать является бывшей виолончелисткой , а Сын в детстве учился игре на фортепиано , основная часть музыки создана именно для этих инструментов. Не отбрасывая полностью традиционного использования музыки в кино, как фона для диалогов или средства эмоциональной окраски кадра, режиссёр и композитор сосредоточили внимание на самостоятельной роли музыки, как смыслового контрапункта к словам и видеоряду. Во многих сценах музыка выходит на первый план и соединяется с шумами, как природными, так и созданными искусственно, которые смонтированы по музыкальным принципам. Поэтому весь звуковой ряд фильма можно рассматривать как целостную звуковую инсталляция . Для 15-минутной сцены фильма (воспоминания и бред Сына), которая не содержит ни одного слова, Александром Щетинским была создана Соната для виолончели и фортепиано — самостоятельная концертная композиция, которая может исполняться отдельно от фильма. Стилистическая палитра музыки, соответственно многоплановой смысловой структуре фильма, довольно широка — от барочных , классических и позднеромантических аллюзий до жесткого атонализма и сонорики . Однако композитор избегает коллажного объединения разных стилей, стремясь к их интеграции и синтезу.

Награды

Лауреат шести международных композиторских конкурсов: Конкурса им. К. Сероцкого, Польша ( 1990 , главная и специальная премии); Конкурса духовной музыки, Фрибур , Швейцария ( 1991 , первая премия); Конкурса им. В. Лютославского, Польша ( 1995 , вторая премия); Конкурса им. А.Дютийё , Франция ( 1996 , вторая премия); Конкурса им. Г. Малера , Австрия ( 1998 , третья премия). В 2000 постановка его камерной оперы «Благовещенье» в московском театре «Геликон Опера» была отмечена Российской национальной театральной премией « Золотая маска ». Опера записана на компакт-диск американской фирмой «Кембриа». Второй приз на Международном конкурсе композиторов в Люксембурге 2006 (за камерный концерт для фортепиано и 12 инструментов)

Ссылки

Внешние видеофайлы
Внешние аудиофайлы

Примечания

  1. 17 мая 2008 года.
  2. . Дата обращения: 12 октября 2020. 1 марта 2022 года.
  3. . Дата обращения: 12 октября 2020. 7 марта 2021 года.
  4. Марина Е. от 10 апреля 2011 на Wayback Machine // Вечерний Харьков. — 2011. — 8 апреля.
Источник —

Same as Щетинский, Александр Степанович