Interested Article - Путешествие в Икстлан

Путешествие в Икстлан ( англ. Journey to Ixtlan ) — третья книга Карлоса Кастанеды , опубликованная издательством Simon & Schuster в 1972 году . Кастанеда утверждал, что, как и предыдущие книги, «Путешествие в Икстлан» является описанием реальных событий, которые с ним произошли, однако этот факт ставится под сомнение некоторыми читателями и научной общественностью. Писательница Джойс Кэрол Оутс опубликовала отзыв в журнале The New York Times Book Review, выражая своё недоумение их рецензией на то, что было откровенной фантастикой.

Название книги было взято из аллегории , рассказанной Кастанеде коллегой его «бенефактора» Хенаро Флоресом. Икстлан (топоним ацтекского происхождения) оказывается метафорической родиной, на которую пытается вернуться « человек знания ». Приобретённое знание делает его непохожим на обычных людей, которые кажутся ему всего лишь «призраками». Суть истории заключается в том, что после того, как человек приобретает «знание», он уже больше никогда не может вернуться домой, к своему прежнему образу жизни.

Путешествие в Икстлан существенно изменяет сформированный в первых двух книгах взгляд на учение. Кастанеда производит переоценку полученных от дона Хуана знаний, особенно относительно «остановки мира», к которой он относился только как к метафоре.

Также Кастанеда понимает, что психотропные растения, которые были существенной частью его обучения шаманизму, на самом деле не имеют той важности, которую он им приписывал. Во вступлении он пишет:

Моим основным положением в обеих книгах было то, что основными моментами в учении на мага были состояния необычной реальности, производимые приёмом психотропных растений.

Моё восприятие мира под воздействием этих психотропных веществ было таким запутанным и внушительным, что я был вынужден предположить, что такие состояния являлись единственной дорогой к передаче и обучению тому, чему дон Хуан пытался научить меня.

Это заключение было ошибочным.

В книге описаны различные техники на « пути воина » и охотника — «…воин является неуязвимым охотником, который охотится за силой. Если он добьётся успеха в своей охоте, то он может стать человеком знания».

В книге Кастанеда придерживается скептической позиции и делает попытки рационального объяснения происходящих с ним явлений, но в конце перестаёт цепляться за своё описание мира и «останавливает мир».

Содержание

В первой главе книги он вновь возвращается к своему первому знакомству с дон Хуаном в 1960 году. Когда на предложение Кастанеды оплачивать обучение, как это принято в обществе, дон Хуан заявляет, что платить следует не деньгами, а своим временем: «плати за моё время — твоим временем».

Кастанеда заново освещает своё обучение у дона Хуана и описывает практики «остановки мира» и «стирания личной истории». Дон Хуан знакомит Кастанеду с системой обучения, предложенной людьми знания древних индейцев, для «очистки» тонналя, а также учит управлению сновидением . Дон Хуан и Карлос вместе путешествуют по пустынным мексиканским горам в поисках силы. Поскольку употребление наркотиков имело строго определённую цель — сместить жёсткость описания мира и открыть для себя новые возможности, то теперь Карлос уже обходится без пейота .

Однажды, когда Карлосу удалось поговорить с койотом на смеси английского с испанским, дон Хуан заявил, что это и была остановка мира, то есть избавление от шаблонов восприятия (гл. 19). Тема Икстлана появляется в истории дона Хенаро — друга дона Хуана — как образ недостижимого возвращения домой.

Примечания

  1. Oates, Joyce Carol. Anthropology-or fiction? (Letter) New York Times Book Review , 26 Nov 1972.
  2. Путешествие в Икстлан , с. 123.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Путешествие в Икстлан