Чапаев и Пустота
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чапаев и Пустота»
— спектакль «
Мастерской Брусникина
», поставленный в
Театре Практика
(
Москва
) режиссёром
Максимом Диденко
в 2016 году по роману
Виктора Пелевина
«
Чапаев и Пустота
».
Спектакль был поставлен выпускниками Школы-студии МХАТ (курс Дмитрия Брусникина ) в Театре Практика (Москва). Спектакль идет 3 часа с 2 антрактами и имеет возрастное ограничение 18+.
"Всё произошло случайно. Я шел по улице на встречу с Дмитрием Владимировичем Брусникиным. Он все спрашивал, какой спектакль мы будем делать в следующем году, а у меня не было идей, честно говоря. И вот возле ЦУМа я внезапно встретил Петю Скворцова и Васю Михайлова, они стояли и курили. Подошел, разговорились. Слово за слово, и я сказал, что иду на встречу с Брусникиным, но не знаю, что ему предложить. А Вася говорит: «Предложи „Чапаева и пустоту“». И меня осенило вдруг: это же моя любимая книжка. Потом, когда я ее перечитал, все и смонтировалось в голове." — Максим Диденко о создании спектакля.
«В каком-то смысле этот спектакль — развитие наших взаимоотношений, которые начались с первого мастер-класса. Потом мы сделали „Конармию“ и стали обсуждать, что можно сделать еще. И в какой-то момент я спонтанно предложил сделать „Чапаева“. Дмитрий Владимирович [Брусникин] эту идею поддержал, ребятам она тоже понравилась. Мы стали искать площадку, перебрали много вариантов, планировали делать спектакль в большом пространстве — там были другие декорации, другая идея, другое видение. Потом брусникинцы оказались в „Практике“, и пришлось эту идею сжать, в результате чего тело спектакля распалось на три части. Идти он будет три часа: я подписал договор, в котором написано, что больше трех часов — нельзя (смеется).» — Максим Диденко о спектакле.
«Так как количество смыслов, заключенных в романе, количество линий, атмосфер, мотивов — огромное, вместить это в один спектакль не показалось мне возможным, — говорит Диденко. — Поэтому я выбрал три мотива, каждому из которых будет посвящен свой акт. Зал небольшой, и это позволяет рассмотреть сюжеты более внимательно под микроскопом камерного подвального пространства. Получается психотерапевтический тотальный метаспектакль, обращенный ко всем жителям Земли. Это интересно». — Максим Диденко о спектакле.
Спектакль играется в трех отделениях:
В антрактах в фойе театра демонстрируются три двадцатиминутные лекции, которые записал Евгений Мандельштам: первая лекция — о пустоте, вторая — о семействе грибов и третья — о потустороннем мире.
Премьера спектакля состоялась 18 ноября 2016 года. Спектакль идёт в Театре «Практика» и в Музее Москвы .
Спектакль часто выезжал на гастроли: в Санкт-Петербург ( Александринский театр , 2016); в Берлин ( Немецкий театр , 2018); в Новосибирск (« Старый дом », 2019) и в Дрезден (Хеллерау, 2020).
«В „Чапаеве“ немало серьезных вызовов для артиста: современный танец, пение, огромный драматический эпизод, где вместо нормальных эмоций нужно играть рефлексию человека под веществами. Универсальные актеры Мастерской все это умеют: заслуга Диденко еще и в том, что он сумел за три часа выгодно показать молодую труппу со всех сторон» — Антон Хитров о спектакле.
«Новый спектакль „Практики“ обречен на легендарность. Причин как минимум три. Во-первых, эта работа гипервостребованного Максима Диденко оказалась самой целостной и полноценной по сравнению со всеми его предыдущими. Во-вторых, получился одновременно самый красивый, масштабный и долгий спектакль „Практики“ за всю ее историю. В-третьих, исполнен он артистами „Мастерской Дмитрия Брусникина“, то есть самой работоспособной труппой города. И в-последних, крошечный зал „Практики“ просто физически не сможет вместить всех желающих посмотреть этот спектакль.» — Алексей Киселев о спектакле.
«Мне эта работа кажется очень серьезным высказыванием о восприятии человеком XXI века исторической памяти и трагедии нашей страны. Сегодняшняя дискуссия о сталинизме (что важнее: человек или держава) вроде бы предполагает, что вопрос об оценке Гражданской войны закрыт. И это самоутешение оказывается ложным. Как понять теперь, чьими наследниками мы, сегодняшние, являемся: Колчака или Чапаева. Как распоряжается история сегодня — кто из них прав, кто виноват. Пелевин и Диденко рассказывают о принципиальной невозможности страстного, сочувственного понимания конфликта — это непостижимо, это невыносимо. Это понять рационально невозможно.» — Павел Руднев о спектакле.