Ом намах Шивая
(
IAST
:
oṃ namah śivāya
Деванагари: ॐ नमः शिवाय, Каннада: ಓಂ ನಮಃ ಶಿವಾಯ, Малаялам: ഓം നമഃ ശിവായ, Тамильский: ஓம் நம சிவாய, Телугу: ఓం నమః శివాయ, Бенгали: ওঁ নমঃ শিবায়, Гуджарати: ૐ નમઃ શિવાય, Пенджаби: ਓਮ ਨਮ ਸ਼ਿਵਾਯ
Ом
. Поклонение Благому) — одна из важнейших
мантр
в
индуизме
. Наравне с
Гаятри
и
Махамритьюмджайа-мантрой
является одной из древнейших мантр
индуизма
— впервые встречается в
Кришна Яджур-веде
(
, 4, 5-6) в гимне «
Шри Рудрам
». Часто называют
Панчакшара-мантрой
(पञ्चक्षरमन्त्र — мантрой пять слогов) — na-maḥ-śi-vā-ya. Другое название —
Агхора-мантра
(अघोर मन्त्र — мантра бесстрашия). Когда мантра читается вместе с «Ом», то тогда она называется
Шадакшара-мантрой
— мантрой шести слогов.
Содержание
Описание
Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ
Шиваизма
, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры:
Толкование
джняни
. Слово «
намах
» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (
дживу
, जिव). Слово «
шива
» (शिव) обозначает Мировой Дух (
Параматман
). Окончание «
йа
» (य) указывает на идентичность
Дживы
и
Параматмана
. Слог
Ом
(ॐ) символизирует разрушение
Майи
— иллюзии.
Толкование
бхакти
. Слог «
ом
» (ॐ) означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) — это сокращение от «
намама
» (न मम) — «не мой», «не для меня». Слово «
шивайа
» (शिवाय) означает «для
Шивы
». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для
Шивы
.
Хотя она и имеет прямой перевод —
Поклонение Благому
, — её основное значение заключается не в словах, а в звуках, её составляющих, которые, в свою очередь, связываются с пятью перво-элементами (землёй, водой, огнём, воздухом и
акашей
) и ипостасью
Шивы
—
Панчамукха
или
Панчанана
([Обладающий] Пятью ликами).
Шиваизм
, также как и вообще
Индуизм
, считает, что вселенная состоит из вибраций, а вибрации порождают формы — так, имя
Шивы
в Панчакшара-мантре порождает
Шиву
в ипостаси
Махешвары
.
Панчакшара-мантра является одной из немногих мантр в
Индуизме
, для которой не обязательна предварительная
дикша
(посвящение) — хотя отдельные школы в
Шиваизме
настаивают на его необходимости:
Джапа (Панчакшары) без повеления, без ритуала, без веры, не произносимая и без дакшины - бесплодна, о Брихаспати! Мантра с выполняемым повелением, ритуалом, верой, дакшиной (дает) великий плод. Получив вначале посвящение от гуру, повеление (на повторение) мантры, провозгласив намерение, следует выполнять постоянно джапу, совершив прежде пурашчарану.
Дваждырожденным её следует произносить с пранавой в начале, женщинами и шудрами она произносится без пранавы с "НАМАХ" в конце.
Её можно читать вслух, шёпотом и мысленно; в любое время суток — однако наилучшим считается чтение джапы Панчакшара-мантры на
Рудракша-мале
во время Брахма-мухуртхи (приблизительно 4 часа утра).
Паньчакшара-мантра бывает нескольких видов:
Стхула-Паньчакшара
— Намах Шивайя;
Сукшма-Паньчакшара
— Шивайя намах;
Карана-Паньчакшара
— Шивайя Шива;
Махакарана-Паньчакшара
— Шивайя;
Махаману-Паньчакшара
или
Мукти-Паньчакшара
— Ши.
Священные писания о Панчакшара-мантре
Священные писания
Индуизма
и
Шиваизма
— в первую очередь
Пураны
— постоянно восхваляют величие Панчакшара-мантры:
Пятислоговая Паньчакшара является обителью Господа. Намах Шивая — проявленная форма Паньчакшары. Шивая намах — её тонкая форма. Так Он присутствует в этой мантре — проявленный и непроявленный.
, 919
Мистическое выражение «Намах Шивайя» — это священное имя Господа
Шивы
, сумма и сущность четырех
Вед
и ведет по священному пути души, полные преданности, которые произносят эту мантру с облегченным сердцем, а из глаз у них текут слезы.
वेदाः साङ्गा पुराणानि मन्त्राश्च बहवस्तथा।
आगमा विविधा देवि विद्यास्थानानि यानि च।
पञ्चाक्षरे प्रलीयन्ते निर्गच्छन्ति पुनस्ततः॥
Веды с Ведангами, Пураны, а также многочисленные мантры, различные Агамы. Все эти учения растворяются в Пятислоговой (Панчакшара) мантре и снова возникают из неё.
, Крия-пада, 3.75
विद्यासु श्रुतिरुत्कृष्टा रुद्रैकादशिनी श्रुतौ।
तत्र पञ्चाक्षरी तस्यां शिव इत्यक्षरद्वयम्॥
Среди учений лучшее — Шрути (Веды). В Шрути лучшее — 11 анувак (уроков)
Рудрадхьяя
. Там лучшее — Пятислоговая мантра. А в этой мантре лучшее — пара слогов ШИ-ВА.
, Крия пада, 8.4
Пара слогов ШИВА — квитэссенция
Вед
. В этом слове «а» воплощает
Риг-веду
и
Сама-веду
, так как они обе начинаются с «а». «и» — это суть
Яджур-веды
, которая начинается с «и». «ш» — это
Атхарва-веда
, которая начинается с «ш». «в» — это
Вьякарана
, которая начинается с «в».
नास्ति ज्ञानात् परं मित्रं न भक्तेः साधनं परम्।
न शैवादधिको मर्त्यो मन्त्रः पञ्चाक्षरः परः॥
Нет друга лучшего, чем знание. Нет практики лучшей, чем преданность. Нет смертного лучше, чем
шиваит
. Пятислоговая мантра лучше всех.
, 10.90
तस्मादपि श्रेष्ठतरा मम पञ्चाक्षरी शिवे।
अस्य मन्त्रस्य चैवान्ये उपमन्त्राः प्रकीर्तिताः॥
Лучше той (Агхора) мантры — моя Пятислоговая мантра. Остальные мантры — её ответвления.
, Крия пада, 3.6
मन्त्रान्तरेषु सिद्धेषु मन्त्र एष न सिद्ध्यति।
अस्मिन् सिद्धे महामन्त्रे तेऽपि सिद्धा भवन्ति हि॥
Когда реализованы другие
мантры
, эта мантра не реализована. Но когда эта великая мантра реализована, все остальные мантры реализованы.
, Крия пада, 8.92
«Дваждырожденным её следует произносить с пранавой в начале, женщинами и шудрами она произносится без пранавы с „НАМАХ“ в конце.»
«Намах Шивайя» — одна из главных ведийских мантр. Она означает «поклонение Шиве» и называется паньчакшара (пятибуквенной)-мантрой. В её небесных звуках содержится интуитивное знание шиваизма. Аум.
«Намах Шивайя» — это самое святое из имен Бога Шивы, записанное в самой сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах. На есть сокрывающая милость Бога, Ма — это мир, Ши означает Шиву, Ва — Его милость откровения, Йя — это душа. Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога. На — это земля, Ма — вода, Ши — огонь, Ва — воздух, а Йя — эфир, или акаша. Значений этой мантры очень много. «Намах Шивайя» имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. «Намах Шивайя» обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть своё невежество. Мудрые провозглашают, что мантра — это жизнь, мантра — это действие, мантра — это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри. В святой книге «Натчинтанай» объявляется: «Намах Шивайя» — это, воистину, и Агама, и Веда. «Намах Шивайя» представляет все мантры и тантры. «Намах Шивайя» — это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра «Намах Шивайя» стала нашей надежной защитой". Аум Намах Шивайя.
Те, кто посвящены в Паньчакшара-мантру (Аум намах Шивая) обладают преимуществом, так как повторение этой мантры приведет их к прямому видению совершенной Вселенной Господа Шивы и они сами станут сплавом веданты и сиддханты.