Семейный портрет (мини-сериал)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Семейный человек» ― рассказ русского советского писателя Михаила Александровича Шолохова , написанный в 1925 году .
Впервые рассказ «Семейный человек» опубликован в журнале «Прожектор» 15 июня 1925 года , № 11. Входил рассказ в авторские сборники «Лазоревая степь» ( 1926 ) и «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923―1925» ( 1931 ).
Все помыслы главного героя рассказа, «семейного человека» Микишары, связаны с его большой семьёй. Мобилизованный в ходе Гражданской войны в казачьи повстанческие части, он попадает в драматическую ситуацию: чтобы сохранить себе жизнь, спасти от голодной смерти детей, Микишара вынужден убить двух своих старших сыновей, красноармейцев Данилу и Ивана. Герою кажется, что иного выхода у него нет, что он может пожертвовать двумя ради семерых. Данила и Иван гибнут от рук родного отца, но жертвы Микишары не принимают даже те, во имя кого она была принесена, ― собственные дети.
В основе рассказа ― реальная история, связанная с семьёй казака хутора Плешакова Еланской станицы по имени Микишара. Записи Е. Г. Левицкой, сделанные летом 1930 года в Вёшенской, фиксируют разговор Михаила Александровича Шолохова с председателем Плешаковского сельсовета о прототипе героя произведения:
А как поживает Микишара? ― вдруг спросил М.А. <...> Тот засмеялся. "Приходил ко мне, просил дать свидетельство о политической благонадёжности, хочет охотой заняться, ружьё купил. Говорит: «У меня сын был красноармеец...» "Да ведь ты сына-то убил, ― говорю ему ― Не дал ему свидетельства", ― закончил председатель... .
Высокая оценка произведения была сделана в отзыве на сборник «Лазоревая степь»:
Такую вещь, как «Семейный человек», силою обстоятельств вынужденный собственной рукой умертвить своих двух сыновей, без волнения, без биения сердца не прочтешь. Рассказ волнует читателя, восстанавливая страшные дни 1918―19 гг. <...> В некоторых вещах автор сумел чрезвычайно развернуть фабулу рассказа. Так, «Семейный человек» начинается с очень обыденного упрёка, брошенного мимоходом в разговоре с автором «нонешних» детей ― стариком казаком. И тут же незаметно автор разворачивает ленту рассказа, прямо вытекающую из этой нечаянно обронённой фразы. В этом определённое достижение автора .
И. М. Машбиц-Веров также относил «Семейного человека» к произведениям «бесспорно значительным <…> в смысле собственно-литературном», которые «содержат обещание крупных достижений» .
По мнению В. М. Литвинова, «Семейный человек» ― это «строгий моральный суд над казаком Микишарой, который считал, что ради доброго дела можно пойти на любую подлость» .