Хавинсон, Яков Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́ков Семёнович Ла́нда ( 9 августа 1948 , Одесса — 18 апреля 2005 , Ганновер ) — русский писатель, драматург и публицист, эссеист .
Яков Ланда родился (9 августа 1948 года в Одессе в семье врача Марии Яковлевны Барской и учителя Семёна Семёновича Ланды. После окончания с золотой медалью средней школы в г. Голая Пристань Херсонской области поступил в Харьковский государственный университет , который окончил с дипломом физика-оптика . Во время учёбы в университете был участником театра-студии .
После окончания университета был призван в армию офицером-двухгодичником. Служил в г. Ленинакан (теперь Гюмри ), Армения . Работал учителем физики и инженером в Украине. После переезда в Ленинград работал программистом на ЛОМО и завсектором в (Всесоюзный проектно-конструкторский институт технологии электротехнического производства, с 1989 ). В 1988 году снялся в эпизоде фильма « Ад, или Досье на самого себя », хотя и не попал в титры .
С 1991 года жил в Германии ( Ганновер ), работал менеджером в машиностроительной фирме.
Начал писать в эмиграции. Первой публикацией стало эссе «Наши пришли» в « ». В 1992—1994 годах выступал автором репортажей и эссе для передач «Человек и общество» и «Писатели у микрофона» Радио «Свобода» .
Леонид Гиршович :
Читая Ланду, понимаешь: автор — книжник, его ненавязчивой эрудиции, конечно, завидуешь, но главное даже не это. Письмо Ланды отличает редкостная для жанра «литературных исповедей» эстетическая чистоплотность. Последнее, с учетом присущей произведению в целом своеобразной и весьма прихотливой конструкции, ставит Якова Ланду в разряд писателей, которых принято — да и приятно — вводить в номенклатуру посредством подбора культурных аналогий: а он — как кто? Детство, южный городок с его поросшими пыльной травой дво- риками, повальным «шшшо» и подвесным мушиным кладбищем над обеденным столом. Отец, чья ирреальность в действительности болезненно реальна и так узнаваема… Все это больше, чем просто прочитывается, это заполняет промежутки между словами, пузырится между буквами. Следуя традиции подыскивать — и находить — соответствия тому или иному явлению в литературе, дерзну вслед за Бродским, назвавшим Ю. Алешковского Моцартом нашей прозы, уподобить Ланду ее Бруно Шульцу .
Михаил Безродный :
…он стоял на пороге большого литературного успеха. Ясным это стало ровно год назад, после того как петербургская « Звезда » опубликовала его ослепительную повесть «Последний звонок». Автора поминают цитатой — приведу финал этой публикации: «И счастье было неизбежно, а жизни, да что там жизни — дню, мгновению этому, теплому дождю и бурлящему потоку вдоль прекрасной извилистой улочки — не было конца» .
, Евгений Лесин :
Никаких авангардных изысков и голливудских страстей. Неожиданных поворотов сюжета и какой-то особенной авторской философии. Поражает лишь удивительно чистый и красивый русский язык. Как будто автор в процессе сочинения держал перед собой на столе томик Чехова или Бунина .
Публиковался также в газетах «
Культура
», «
Известия
», «
», в журнале «
Грани
».