Дина Вашингтон
- 1 year ago
- 0
- 0
Дина Михайловна Фру́мина — советский и украинский художник, педагог.
Родилась 13 марта 1914 г. в местечке Троицкое Ананьевского уезда Херсонской губернии . Отец, Михаил Борисович Фрумин, был ремесленником, художником-самоучкой, делал мебель, клал наборный паркет (по собственным эскизам). Мать — Эсфирь Эммануиловна, урождённая Рубина.
Интерес девочки к живописи пробудился рано. Все началось с чтения и желания иллюстрировать прочитанное. Вскоре вся школа была полна её рисунками. Пятнадцатилетней приезжает Дина в Одессу и поступает в Художественную профшколу, где её первым учителем становится М. К. Гершенфельд , художник — участник выставок парижских «Салонов» .
Через три года, после блестящего окончания художественной школы, Фрумину принимают на второй курс графического факультета Одесского художественного института. И снова ей везет с преподавателями: профессор М. И. Жук, окончивший Краковскую академию изящных искусств, „одесский парижанин“ Т. Б. Фраерман , М. Д. Муцельмахер (ученик В. А. Фаворского ).
С 1935 года — учёба в Киевском художественном институте в мастерской Ф. Г. Кричевского .
В 1942 году, в военной эвакуации в Самарканде, Д. Фрумина в Объединённом художественном институте (Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева) успешно защитила дипломную работу. В том же году была принята в Союз художников Узбекистана .
В период 1943—1945 годов жила и работала в Москве, вступила в Московскую организацию Союза художников . В сентябре 1945-го вернулась в Одессу, стала членом Союза художников Украины .
Уже вскоре после окончания учёбы Д. М. Фрумина начала принимать участие в групповых выставках, а в июне 1946 года в Одесском музее западного и восточного искусства состоялась её первая персональная выставка „Этюды Самарканда“.
Трудное для творческой интеллигенции время, ознаменовавшееся известным Постановлением о ленинградских журналах „Звезда“ и „Ленинград“ , не обошло и Фрумину. Колористическую глубину представленных на выставке произведений, их камерность, скромность мотивов, импрессинистичность некоторые критики попытались оклеймить как „формализм“ — вызов соцреализму.
Дина Михайловна обладала, однако, невероятной стойкостью, помогавшей ей выдерживать удары системы и судьбы. Она осталась верна своим творческим идеалам и долгие годы продолжала творить в первую очередь „для себя“, хотя и участвовала в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. В основном же созданное становится достоянием тесного круга друзей, близких учеников и отправляется на полку.
Вторая персональная выставка произведений живописца прошла после огромного перерыва — в 2002 году, также в Музее западного и восточного искусства. Крупная выставка привлекла повышенный интерес и превосходные отзывы широкой публики и знатоков искусства. В связи с этим было даже продлено время её экспозиции. Произведения, экспонировавшиеся на этой выставке, можно посмотреть на странице музея .
„Основным принципом колорита в картинах Фруминой является фиксация всех изменений предметного цвета под воздействием освещения и выявление богатства цветовых связей через систему рефлексов, контрастов и нюансов. В раннем творчестве перламутровый, а позднее серебристый колорит строится художницей посредством тончайших переходов цвета, валеров, которые создают сложную градацию света и тени в пределах одного цвета, что усиливает ощущение живой вибрации световоздушной среды. Художница никогда не использует чистые спектральные цвета, каждый мазок на картине уникален — это сложный по составу замес, несущий в себе ясную цветность. В изысканности и гармоничности колорита, в тяготении художницы к холодной гамме ощущается родство с музыкальной живописью В. Э. Борисова — Мусатова. Пространство в произведениях Фруминой цельное, а фрагментарность композиции позволяет сделать его бесконечным, беспрепятственно развивающимся в разные стороны, преодолевая плоскость холста. Пространство и масса активно взаимодействуют.“
Жанр пейзажа — основной в творчестве Фруминой. Преимущество составляют городские пейзажи. Любила и сельские мотивы. Очень редко рисовала море. Увлеченно работала в жанре портрета, особое внимание на протяжении всей жизни уделяла автопортретам. В жанре натюрморта чаще всего она обращалась к мотиву цветка и цветущих веток.
С 1948 по 1968 годы Фрумина преподавала в Одесском художественном училище (с 1965 г им. Грекова), где воспитала плеяду талантливых художников (в том числе и андеграунда) на основе непреходящих мировых художественных ценностей, с уважением относясь при этом к их по-настоящему искренним художественным поискам, даже если сама не разделяла их пристрастий к тому или иному направлению живописи.
В 2005 году она выпустила книгу „Мои воспоминания“, в которых значительное внимание уделила как своим преподавателям, так и своим многочисленным ученикам, с несколькими из которых сохранила тесные человеческие и творческие отношения до последних дней своей жизни.
30 июля 2005 года Дина Михайловна Фрумина скоропостижно скончалась, не завершив очередного начатого холста. Похороны состоялись на III Еврейском (Слободском) кладбище в Одессе.
В 2013 году в Одессе, на доме № 1 в Сабанском переулке , где художник и педагог жила и создавала свои произведения, была установлена мемориальная доска-барельеф.
|
|
(недоступная ссылка)
. Новостное интернет-издание uanews.odessa.ua от 10.10.2013
Репортаж ТРК «ГРАД»