Interested Article - Живёт такой парень
- 2020-04-10
- 1
«Живёт такой парень» — советский художественный фильм , поставленный в 1964 году Василием Шукшиным и являющийся его полнометражным режиссёрским кинодебютом (до этого он, учась во ВГИКе , снял только короткометражный фильм « Из Лебяжьего сообщают »). В основе — рассказы Шукшина: «Коленчатые валы» (1961), «Гринька Малюгин» (1962), «Классный водитель» (1962), «Внутреннее содержание» (окончен в 1966).
Сюжет
Главный герой фильма — молодой парень Пашка Колокольников по прозвищу « Пирамидон », который работает шофёром и водит грузовую машину по Чуйскому тракту . Разные люди встречаются на его пути. Мечтательный, жизнелюбивый, немного простоватый, он живёт с распахнутой миру душой.
Однажды попутчик, оказавшийся председателем колхоза , зазывает Пашку к себе: нужно срочно возить лес. Пашка едет в командировку в колхоз, где вечером на танцах знакомится с библиотекаршей Настей, за которой начинает активно ухаживать. Днём Пашка заходит в библиотеку, где просит выдать ему почитать « Капитал » Маркса и играет в шашки с Геной, молодым человеком Насти. Вечером они идут в клуб, куда приезжает дом моделей с показом мод. Настя, впрочем, отвергает все попытки Пашки ухаживать за ней. Вломившись ночью в комнату Насти, Пашка окончательно понимает, что та влюблена в Гену. Он приходит к Гене, который не может уснуть из-за ревности, и говорит тому, что Настя его ждёт, а сам сетует на то, что ему не везёт в любви.
В другой раз Пашка подвозит попутчицу из города, с которой обсуждает культуру быта. Поначалу он отказывается взять с неё деньги за дорогу, однако, услышав, как супруг попутчицы, помогая ей выгружать вещи из машины, плохо отозвался о нём, Пашка в исступлении требует заплатить ему по повышенной таксе.
От скуки Пашка навещает свою давнюю подругу, разведённую Катю Лизунову, и пытается позвать её на свидание, однако та не хочет тратить время на несерьёзные отношения. Пашка обижается и начинает укорять её в бескультурии, читает нотацию о том, какой, по его мнению, должна быть современная женщина, но Катя прогоняет его. Ночью бабка Марфа, у которой остановился Пашка со своим напарником, рассказывает ему историю о том, как перед войной один шофёр встретил обнажённую девушку, которая попросила его купить белой материи себе на платье; по словам Марфы, это была Смерть . Пашке снится сон, в котором в образе девушки в белом одеянии предстаёт Настя.
Во время очередного рейса со своим напарником Кондратом Степановичем Пашка предлагает познакомить его с тёткой Анисьей, вдовой, которая якобы давно просила его найти ей жениха. Они приезжают к Анисье, которая накрывает на стол. От смущения Кондрат не может вымолвить ни слова, но Пашка оставляет его с Анисьей, чтобы они сами обо всём договорились.
По возвращении из поездки Пашку посылают за горючим. Он приезжает на нефтебазу в тот момент, когда там возникает чрезвычайная ситуация: в одном из грузовиков загорелись баки, которые могут в любой момент взорваться. Все стремятся оказаться как можно дальше от опасности, спасаясь бегством, однако Пашка садится за руль пылающего грузовика, выводит его за пределы базы и направляет под откос. Колокольников ранен, но заслужил славу героя.
В больницу к Пашке приходит молодая журналистка из Ленинграда , которая берёт у него интервью. Пашка флиртует с ней и просит прийти завтра. Потом у него происходит диалог с соседом по палате, пожилым учителем, который говорит Павлу, что счастье ― в простых вещах, и убеждает его больше учиться и расширять кругозор. Заканчивается фильм тем, что Пашке снова снится сон с Настей в образе девушки в белом одеянии, но теперь она говорит, что она не Смерть, а Любовь , и что Пашка должен не сдаваться и искать её.
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик — Василий Шукшин
- Автор сценария — Василий Шукшин
- Оператор-постановщик — Валерий Гинзбург
- Оператор — Виталий Шолин
- Композитор — Павел Чекалов
- Художник-постановщик — Александр Вагичев
- Художник по костюмам —
- Звукооператор — Валентин Хлобынин
- Монтаж — Лидия Жучкова
- Редактор —
- Директор картины —
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Леонид Куравлёв | Пашка Колокольников («Пирамидон») |
Лидия Чащина | Настя / Смерть / Любовь |
Лариса Буркова | Катя Лизунова, разведённая знакомая Пашки / француженка |
Ренита Григорьева | городская женщина |
Нина Сазонова | тётка Анисья |
Анастасия Зуева | бабка Марфа |
Белла Ахмадулина | краевой молодёжной газеты (в рассказе "А.Сильченко") | журналистка
Борис Балакин | Кондрат Степанович, шофёр, напарник Пашки |
Родион Нахапетов | Гена, инженер, ухажёр Насти |
Виктор Филиппов | Иван Егорович Прохоров, председатель колхоза |
Иван Рыжов | заведующий нефтебазой |
Николай Федорцов | «Хыц» |
Евгений Тетерин | учитель, сосед Пашки по палате |
Борис Романов | Степан, сосед Пашки по палате |
Аркадий Трусов | муж бабки Марфы (в титрах отсутствует) |
Нина Иванова | жена председателя колхоза |
сторож автобазы | |
Владимир Смирнов | «заводила» на танцах |
Николай Новлянский | доктор |
Прокат
Впервые фильм представлен публике режиссёром Василием Шукшиным в мае 1964 года в воронежском Дворце культуры имени С. М. Кирова (в Москве ленту запретили по идеологическим соображениям). Об этом событии на здании дворца культуры в 2004 году установлена памятная доска, а на прилегающей к зданию территории в 2020 году открыт сквер имени режиссёра и установлен памятник.
Критика
Известный советский деятель кинематографа Марк Донской высоко оценил режиссёрский дебют В. Шукшина, красноречиво назвав свой отзыв: «Есть такой режиссёр!» . Он писал, что в фильме создан характер очень национальный, очень «узнаваемый». Одно из главных достоинств картины он видел «в переливах, как в перламутре, — от смеха к грусти и опять к смеху». «И наряду с этим, — продолжал М. Донской, — серьёзнейшее раздумье о человеке, о смысле человеческой жизни» . Сам сценарист и режиссёр был в полном недоумении, что фильм восприняли как кинокомедию .
Кинокритик Михаил Кузнецов писал, что в фильме «не всё безупречно» . Режиссёр, по мнению критика, «потерпел неудачу в изображении снов Пашки, неудачно подобрал исполнительниц женских ролей (за исключением лишь тётки Анисьи)». Одновременно он отметил «удивительно цельную трактовку главного образа, глубокую авторскую заинтересованность в нём» . М. Кузнецов резюмировал: «…предельной достоверностью, естественностью, неподкупной правдивостью дышит большинство эпизодов, поставленных В. Шукшиным-режиссёром, а это ведь немалое завоевание…Вот поэтому-то дебют молодого писателя, актёра и постановщика не только удачен сам по себе, но и обещает ещё больше в будущем» .
Критик Лариса Крячко констатировала, что «фильм В. Шукшина высоко оценён мастерами кино» , однако критиковала этические позиции Шукшина . Она считала недопустимым «в век, когда все учатся, — воспевать малограмотность героя, в век великих социальных революций проповедовать некую „сермяжную“ правду, смысл жизни искать в простейших растительных радостях…».
Кинокритик Лев Аннинский указывал, что фильм восприняли как кинокомедию и поэтому «комедийный успех попросту спас Шукшина от попрёков в начале его режиссёрского поприща; редкие и неуверенные возражения потонули в море смеха» . Тем не менее вскоре «профессиональные критики уже забеспокоились: из статьи в статью пошли осторожные намёки — мол, не слишком ли нажимает В. Шукшин на „простоту“ своих героев; так ведь может получиться, что и интеллигентность вроде того что грех» .
Киновед Ростислав Юренев отмечал, что при всей серьёзности отношения Паши Колокольникова к жизни в фильме «были заложены подлинные комедийные несоответствия». Они «не были обнажены и форсированы, а тщательно обставлены бытовыми подробностями, психологически мотивированы и поэтому действовали исподволь, сокровенно» .
Критик назвала Пашу Колокольникова типом русского характера и так описала его: «Светлый, лёгкий, ребячливый, трогательный и смешной — простой шукшинско-куравлёвский парень» . Инна Левшина писала: «Точно найденный Куравлёв, актёр мягкий, потихоньку забирающий зрителя, и драматургия скромного „дорожного“ сюжета, задача которого — единственно в сцеплении всех „придорожных“ случаев, сама авторская позиция, неназойливо наступательная, чёткая в социально-нравственных критериях, — вот что … принесло в фильм „Живёт такой парень“ цельность повествования и режиссёрскую собранность» .
Кинокритик Константин Рудницкий отмечал, что фильм был воспринят критикой «доброжелательно, однако с прохладцей» . По его же оценке это «очень хороший, непринуждённый, свободно разыгранный фильм, полный жизни и лукавого шукшинского юмора» .
Киновед Юрий Тюрин подробно рассмотрел фильм, отметив, что он «явился событием кинематографической жизни» и его заметили зрители и критики . Он также указал, что «Шукшин пришёл в большое кино со своей центральной темой, своей системой образности» .
Другой известный киновед Георгий Капралов считал, что «ломать… привычные схемы Шукшин начал, если говорить о кино, с первой же своей самостоятельной режиссёрской работы…» . Он также написал, что фильм «Живёт такой парень» «тем и привлекает, что не даёт однозначных решений, а заставляет думать о сложности жизни, размышлять о добре, морали, истинной и ложной красоте» .
Киновед Нея Зоркая так оценивала фильм: «… картина режиссёра-дебютанта „Живёт такой парень“ засверкала юмором, словно бы свежей утренней росой, открыла череду обаятельных портретов, написанных с безупречным знанием и родственной любовью. И всех их словно притягивал к долгому своему маршруту чуйский шофёр Пашка Колокольников. В исполнении Леонида Куравлёва представал на экране истинно русский народный герой, современный Иванушка , наивный и хитрющий, фантазёр и верный друг. Необыкновенный кинематографист родился!» .
Исследовательница творчества Шукшина Ирина Шестакова написала: «Фильм „Живёт такой парень“ стал новым самобытным произведением, в котором В. Шукшин продемонстрировал владение приёмами синтеза двух видов искусств — литературы и кинематографа» . Культуролог Наталья Кириллова высказывала аналогичную оценку: «Фильм „Живёт такой парень“, собравший в прокате 27 млн зрителей, стал поворотным в судьбе В. М. Шукшина, связав воедино его литературное и кинематографическое творчество» .
Награды
- Приз «Лев святого Марка» Венецианского кинофестиваля 1964 года за лучший фильм для детей;
- Премия первого Всесоюзного кинофестиваля (Ленинград, 1964) за лучший комедийный фильм («За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение»).
«Будь счастлив, Пашка»
В 1995 году Леонид Куравлёв вновь исполнил роль Пашки Колокольникова для социального рекламного ролика « Будь счастлив, Пашка » .
Примечания
- . Дата обращения: 27 октября 2020. 2 декабря 2020 года.
- . Дата обращения: 27 октября 2020. 12 августа 2020 года.
- , с. 50—52.
- , с. 50.
- , с. 52.
- , с. 137.
- ↑ , с. 142.
- , с. 176.
- , с. 176—177.
- ↑ , с. 15.
- , с. 97.
- , с. 7.
- , с. 46.
- ↑ , с. 99.
- , с. 115.
- , с. 117.
- , с. 33.
- , с. 108.
- , с. 36.
- , с. 194.
- , с. 48.
- , с. 244.
- . Дата обращения: 22 декабря 2019. 11 ноября 2020 года.
Литература
- Донской М. Есть такой режиссёр! // Искусство кино. — 1964. — № 9 . — С. 50—52 .
- Шукшин В. Послесловие к фильму «Живёт такой парень» // Искусство кино. — 1964. — № 9 . — С. 52—53 .
- Крячко Л. Бой «за доброту» // Октябрь. — 1965. — № 3 . — С. 175—184 .
- Кузнецов М. Дебют, обещающий многое… // Экран 1964 / Сост. М. Долинский и С. Черток. — М. : Искусство, 1965. — С. 136—142. — 388 с.
- Аннинский Л. Не в этом дело, тятя! // Искусство кино. — 1966. — № 7 . — С. 15—20 .
- Левшина И. Актёр непредвиденных возможностей // Советский экран. — 1969. — № 23 . — С. 7 .
- Левшина И. Шукшин против… Шукшина? // Искусство кино. — 1970. — № 2 . — С. 40—49 .
- Юренев Р. Талант обещает многое // Искусство кино. — 1973. — № 12 . — С. 97—103 .
- Рудницкий К. Проза и экран. Заметки о режиссуре Василия Шукшина // Искусство кино. — 1977. — № 3 . — С. 96—125 .
- Капралов Г. «Борьба за человека никогда не кончается» // О Шукшине: Экран и жизнь / Сост. Л. Федосеева-Шукшина и Р. Черненко. — М. : Искусство, 1979. — С. 31—53. — 335 с.
- Тюрин Ю. П. Есть такой режиссёр! («Живёт такой парень») // Кинематограф Василия Шукшина. — М. : Искусство, 1984. — С. 74—120. — 320 с.
- Коробов В. И. Василий Шукшин. — М. : Современник, 1988. — 286 с.
- Шестакова И. Поэтика фильма В. Шукшина «Живёт такой парень» // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 4 . — С. 46—48 .
- Шестакова И. В. От рассказов к фильму: «Живёт такой парень» // Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина. — Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2013. — С. 26—67. — 179 с.
- Серебряная О. «Живёт такой парень»: «Думать шибко люблю» // Воспоминания о Шукшине / Сост. Л. Аркус, В. Степанов, А. Чечот. — М. : Фонд «Формула успеха» имени В. М. Шукшина, 2017. — С. 89—108. — 304 с.
- Зоркая Н. М. Лента длиною в эпоху. Шедевры советского кино. — М. : Белый город, 2017. — С. 194. — 249 с.
- Кириллова Н. Б. …Нравственность есть правда… Философия творчества Василия Шукшина // Парадоксы медийной культуры : избр. статьи. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 237—262. — 452 с.
Ссылки
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- Тюрин Ю. П. . Глава из книги «Кинематограф Василия Шукшина» . Дата обращения: 30 мая 2020. 18 ноября 2019 года.
- 2020-04-10
- 1