Interested Article - Киноляп
- 2021-09-27
- 2
- Рекомендации по описанию киноляпов в Википедии см. в ВП:ЛЯПЫ .
Ляп в кинематографе (или киноляп ) — техническая, логическая, текстовая или сюжетная ошибка при съёмках , монтаже фильма или мультфильма , которая, будучи замеченной, нарушает естественность происходящего на экране, сбивает с основного ритма повествования. Ляпы могут быть допущены как случайно, так и намеренно .
Особенности
Как признают режиссёры , в большинстве случаев ляпы — это технические проблемы , которых невозможно избежать при столь сложном процессе, как производство фильма. Впрочем, есть немало случаев, когда неверное отображение реальности, трактуемое зрителями как ляп, допускается намеренно, скажем, в идеологических целях или оправдывается художественным замыслом. Так, например, в фильме « Баллада о солдате », действие которого протекает в 1942 году, герои носят погоны, в реальности введённые в РККА в 1943 году. Режиссёр фильма Григорий Чухрай утверждал, что сделал это специально , поскольку в Европе , где потенциально могли увидеть этот фильм, уже сформировался образ советского солдата в погонах, и режиссёр не хотел его портить. К тому же в контексте сюжета фильма было важно показать преемственность поколений среди простых солдат — от Русской императорской армии к РККА .
Некоторые кинематографические условности стали настолько привычными, что на них уже не обращают внимание, и они переходят в кинематографические штампы . Например, то, что в боевиках герои укрываются от пуль за дверцей автомобиля, телом другого человека или даже за деревянной мебелью. Есть ляпы, которые стали классикой и своеобразной визитной карточкой фильмов, без которых их уже нельзя представить. Так, известно высказывание Джорджа Лукаса , комментировавшего эффектные взрывы в серии фильмов « Звёздные войны »:
Я беспокоился о том, что фанаты научной фантастики начнут говорить «ведь в космосе звуки не распространяются». Но давайте забудем про науку. Это и так понятно… я ведь хотел снять космическую сказку
Количество ошибок в фильме длительностью менее двух часов может достигать сотен, и то, какая их часть будет выявлена, напрямую зависит лишь от того, насколько фильм популярен. Поиск ляпов превращается в своеобразный вид спорта . Фильмы без обнаруженных ошибок являются редким исключением .
Подсчётом киноляпов в фильмах занимается американский видеоканал CinemaSins .
Классификация
На профильных сайтах сложилась определённая классификация ляпов :
Название | Описание | Пример |
---|---|---|
Фактическая ошибка ( Factual error ) | Воспроизведение сюжета с нарушением фактической информации, логики, искажённая трактовка истории, законов природы, языка. |
Очень распространены ошибки в надписях на неродном языке: например, в фильме «
Хитмэн
» действие происходит в России, а уличные вывески на
болгарском языке
. Было такое и в советских фильмах: на декорациях, имитирующих западную рекламу, логотипы или названия реально существующих
торговых марок
сильно отличаются от оригиналов («
Семнадцать мгновений весны
», «
Бриллиантовая рука
», «
Мимино
»).
В советских и российских фильмах про Великую Отечественную войну режиссёры вооружают всех или большинство немецких солдат пистолетами-пулемётами «Фольмер MP-40 » (часто ошибочно называемыми « шмайссер »). В действительности основная масса солдат вермахта (как и советских солдат) была вооружена винтовками . |
Анахронизм ( Anachronism ) | Подвид фактической ошибки: вещь, не соответствующая описываемому времени. Более ранняя или более поздняя. |
«
Сибирский цирюльник
»: в 1905 году на
американском флаге
изображены 50 звёзд (тогда их было 45),
курсанты
носят
противогазы
(изобретены в 1915 году), поезд ведёт
паровоз О
в
(построен спустя 20 лет после событий фильма).
В фильмах про ранние этапы Великой Отечественной войны — танки Т-34-85 или даже Т-55 , пусковые машины « Катюш » на шасси « Студебекер », а то и ЗИЛ-157 (все эти модификации боевых машин появились после 1942 года). Там же — буксировка артиллерийских орудий непосредственно за лафет или ствол (так начали делать в 1950-х годах, во время войны лафеты пушек цеплялись к специальной одноосной тележке — передку , а она, в свою очередь — к тягачу ). В эпизодах российских сериалов « » 2010 года, « » 2016 года и « “» 2018 года, действие которых происходит в 1990-х годах — попадающие в кадр автомобили 2000-х и 2010-х годов. |
Ошибка в географии ( Errors in geography ) | Подвид фактической ошибки: расхождение между реальной географией места действия (если действие происходит в реальном месте) и сюжетом, либо неразрешимое несоответствие между двумя или более отображениями одной и той же местности в фильме. |
«
Чужой против Хищника
»: на
спутниковых снимках
показан большой остров к западу от
Антарктического полуострова
. В нашей реальности такой остров не существует.
Там же — пирамида , найденная подо льдом, находится точно под полярной станцией , при том, что вход в туннель, ведущий к ней — на территории той же станции. Угол наклона туннеля — 30°, глубина — 2000 футов; нетрудно посчитать, что вход в туннель должен был находиться в ~3500 футах (более километра) от станции, чтобы пирамида могла оказаться под ней . В фильме « К-19: Оставляющая вдов » в начале присутствует надпись « Кольский полуостров . Северодвинск » (находятся на противоположных берегах Белого моря ). |
Прокол сюжета, или концептуальный ляп ( Plot hole ) | «Вплетённая» в сюжет фактическая ошибка: если её исправить, развалится весь сюжет. Нелогичности в развитии сюжета. | Сюжет фильма « Ангелы и демоны » основан на том, что Папой Римским может стать только кардинал , а камерленго кардиналом не является. В действительности всё наоборот — Папой может стать любой неженатый католик , а камерленго — должность, занимать которую вправе только кардинал. |
Ошибка связности сюжета ( Continuity ) | Внезапное появление, исчезновение и перестановка объектов, составляющих антураж сцены. Несуразности во времени, в последовательности событий, появлении героев в кадре. Относится к наиболее распространённым ошибкам, вызывается тем, что последовательные кадры сцены снимаются не подряд, и при восстановлении обстановки неизбежно допускаются ошибки. При использовании компьютерных моделей и спецэффектов — заметные расхождения между снятым на натуре и смоделированным элементом одной сцены. |
«
Весна на Заречной улице
». В конце фильма главный герой Саша Савченко ловит разлетевшиеся по комнате экзаменационные билеты, рукава его рубашки оказываются то засученными, то нет.
« Д’Артаньян и три мушкетёра ». Д’Артаньян , будучи в одном сапоге — на левой ноге, — принудительно бреет агента кардинала, после чего спускается на первый этаж драться — и оказывается, сапог надет уже на правую ногу. В « Матрице » бой в холле с колоннами. Сначала мраморная облицовка всех колонн старательно крошится выстрелами, затем, в кадре взрыва бомбы в этом же холле — колонны вновь в идеальном состоянии, в них красиво отражается пламя, при том, что на полу остались груды осколков разбитых пулями облицовочных плит. |
Засветка ( Crew or equipment visible ) | Технический персонал, кинематографическое оборудование, посторонние люди или предметы, случайно попавшие в кадр. | « Матрица »: множество эпизодов, где оператор отражается в очках, дверных ручках и зеркалах . В одной из серий «Семнадцати мгновений весны» — автомобиль 1960-х, промелькнувший в отражении на стекле комнатного шкафа. |
Явная постановочность сцены ( Revealing mistakes ) | Ошибки, при которых становится ясно, что сцена нереальна и поставлена искусственно. В том числе эпизоды, где видно, что актёра дублирует каскадёр, видимые следы предыдущих дублей, невысокое качество компьютерных спецэффектов и моделей. |
Во многих советских фильмах дикие медведи появляются в кадре в ошейниках.
В боевиках — излишне ёмкие патронные магазины . « Коммандо ». В боевых сценах ясно видно, что одни и те же статисты дублируют нескольких противников главного героя, умирая в кадре по нескольку раз. « Гостья из будущего ». Весельчак У, следящий за Алисой, «задним ходом» отползает на четвереньках по густой траве: хорошо видна промятая «тропинка» в траве, которая появилась во время предыдущих дублей. |
Несинхронность звука и видео ( Audio/visual unsynchronized ) |
Для шумовых эффектов — типичная ошибка
звукооператора
или
шумовика
.
Для речи — как правило, связано с тем, что при съёмке актёры говорят одно, а уже при озвучивании замысел поменялся. В советском кинематографе нередко связано с требованиями цензуры . |
«
Веселые ребята
» (реж.
Г. Александров
). Костя в исполнении
Л. Утесова
в начале фильма поёт «Марш веселых ребят», хотя его
артикуляция
при пении указывает на слова другой песни — «Марша пастуха».
« Пёс Барбос и необычный кросс »: на лодке рыбнадзора стоит двухтактный мотор « Москва », но звук от четырёхтактного двигателя серии «Л», широко применявшегося на лодках в те годы. « Бриллиантовая рука »: персонаж Мордюковой произносит фразу «…тайно посещает любовницу». В сценарии вместо слова «любовницу» было слово « синагогу », и именно оно читается по губам. « Оставшийся в живых »: восьмидесятилетний актёр озвучивает своего персонажа во все периоды его жизни — от молодого парня до седого старика. |
К киноляпам можно отнести несоответствия при повторном показе одних и тех же событий. Например, во флешбеках или в видеоряде, сопровождающем «краткое содержание предыдущих серий», могут встречаться кадры, которые на самом деле в предыдущих сериях либо отсутствовали, либо присутствовали в другом виде (разные дубли).
Киноляпы следует отличать от условностей кинематографа, неизбежных в любых художественных фильмах. К таковым относятся, прежде всего, съёмки реального объекта в павильоне киностудии (классический пример: герой переходит из одной комнаты в другую, а камера, следуя за ним, «проходит сквозь стену»), или географические условности, когда эпизод, действие которого происходит в конкретном, реально существующем месте, снимают в другом и т. п. Также многое зависит от того, реалистичен ли сюжет фильма. Если сюжет не претендует на воспроизведение реальных событий, например, основан на мистике или сновидениях, в которых соблюдение логики не требуется по определению, то логические, исторические и т. п. несообразности в таких ситуациях не должны считаться ляпами.
Значение
Ляпы сами по себе стали объектом внимания при создании фильмов. Есть целый ряд картин, которые обыгрывают киноляпы и киноштампы, [ источник не указан 222 дня ] такие, как: « Голый пистолет », « Горячие головы! », « Молчание ветчины »; советские мультфильмы « Ограбление по… », « Шпионские страсти ». Существуют ресурсы в Интернете и форумы, полностью посвящённые киноляпам и их поиску. Сборники выявленных при монтаже киноляпов и неудачных дублей могут быть добавлены в качестве бонуса на медианоситель или включены в сам фильм в качестве «сцен после титров».
Примечания
- . Дата обращения: 3 июня 2008. 11 января 2012 года.
- ↑ Д/ф «Плёнка всё стерпит», 2006 год, реж. Кузовенков
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано из 19 июня 2008 года.
- . Дата обращения: 3 июня 2008. 20 декабря 2011 года.
- от 21 июня 2008 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 марта 2020. 21 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 3 июня 2008. 30 августа 2010 года.
- ↑ . Дата обращения: 3 июня 2008. 22 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 2 декабря 2010. 26 ноября 2020 года.
- ↑ . Дата обращения: 2 декабря 2010. 5 августа 2009 года.
- . Дата обращения: 3 июня 2008. 21 июня 2008 года.
Ссылки
- от 21 июня 2014 на Wayback Machine (подраздел goofs у каждого фильма)
- // tramvision.ru / от 27 мая 2008 на Wayback Machine
- // РИА Новости , 16.11.2023
- (англ.)
- Д/ф «Плёнка всё стерпит» (2006 год, реж. Кузовенков)
- Д/ф от 9 ноября 2014 на Wayback Machine (2012 год, НТВ )
- 2021-09-27
- 2