Шкатулка, в которой была Тьма
- 1 year ago
- 0
- 0
« Фотография, на которой меня нет » — автобиографический рассказ Виктора Астафьева , написанный в 1964 году, окончательную редакцию рассказ получил в 1996 году .
Первая публикация рассказа — в газете «Красное знамя» ( Усолье ), частями в номерах за 7, 9, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 26 сентября 1964 года. Вошёл в сборник «Конь с розовой гривой» (1968, Воронеж ), затем был включён в сборник «Последний поклон» (1968, Пермь ). Рассказ входит во все издания книги «Последний поклон» .
Сохранились три авторские редакции рассказа — они находятся в личном фонде Астафьева в ГА Пермского края .
Зимой школу в селе Овсянка взбудоражило неслыханно важное событие. В деревню приехал фотограф , который должен сфотографировать учащихся. Главный герой Витя Потылицын желает попасть на фотографию, как и остальные, но вечером, перед днём, когда в школу должен был прийти фотограф , он со своим другом катается на санках и в разгар развлечения начерпывает снега в свои валенки. Это приводит к « рематизни », как называла бабушка эту болезнь — боли в коленках. Они всегда болели у мальчика после переохлаждения. Из-за этого Витя не смог пойти в школу. Несмотря на все старания бабушки, боль ещё долго не проходила. Во время болезни к ним в гости приходит учитель. Он показывает Вите фотографию, где изображён весь класс. Главный герой огорчается, так как его там нет. Учитель и бабушка утешают его, говоря, что он сможет сфотографироваться ещё много раз. Потом автор от лица Вити рассказывает о жизни деревни и появлении школы, о приезде учителей, а в конце делает вывод, как важна деревенская фотография для истории всего народа.
В тексте используются просторечные слова , диалектизмы и архаизмы . Большинство из них встречается в речи бабушки Катерины Петровны, Авдотьи и других малообразованных жителей Овсянки. Кроме речевой самобытности, в рассказе показаны традиции, приметы и культура сельчан.
Несмотря на незамысловатый сюжет, писатель затронул множество тем: важность профессии учителя, жизнь русской деревни в начале 20 века, последствия раскулачивания . Как сказано в тексте: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|