Clan Celentano
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Эту статью предлагается
удалить
.
|
Элен Лотман ( эст. Elen Lotman ; родилась 25 сентября 1981 года в Тарту , Эстонская ССР , СССР ) — эстонский оператор , сценарист и режиссёр .
Элен Лотман сняла множество художественных, короткометражных и документальных фильмов. С различными кинопроектами она побывала в Японии , Тибете , Китае , Таиланде , Индии , Никарагуа , Коста-Рике , Лапландии и российской Арктике . Она перевела на эстонский язык книги своего деда, известного семиотика Юрия Лотмана , «Диалог с экраном» и «Семиотика кино». Однажды она сказала:
«Вы должны смотреть на тень, чтобы увидеть свет!»
Когда Элен родилась, её родители Кая и Алексей Лотманы были студентами. Они жили вместе на улице Бурденко в Тарту . Родители Элен были биологами и защитниками природы, которые переехали в национальный парк Матсалу со своими младшими детьми Эно-Мартини и Алииной в начале девяностых годов. Элен осталась со своей сестрой Сильвией в Тарту , продолжив учёбу в гимназии имени Мийны Хярма, где решила, что станет режиссёром. Её родители, до сих пор находящиеся в крепких отношениях с природой, передали Элен доказательное мировоззрение .
Бабушка Элен — литературовед Зара Минц , а дедушка — семиотик Юрий Лотман , которого Элен называла «деедом» (Deedu), так как росла в двуязычной семье. Элен выросла со своими бабушкой и дедушкой, которые окружили себя литературой и поэзией. Она проявила свой интерес к искусству, посещая художественную школу в детстве.
Лотман упомянула в радиопередаче «Ööülikool» («Ночной университет»), что, переводя «Диалог с экраном» и одновременно работая над докторской диссертацией, она вдруг оказалась в постоянном «диалоге с дедушкой» и смогла связать свой выбор професси с работой своего деда по семиотике кино .
Элен окончила в 2000 году Тартускую гимназию имени Мийны Хярма и поступила на курсы операторов Рейна Марана . По мнению куратора курса, Элен и ее одногрупники могли бы стать режиссерами фильмов о природе. Во время учебы на нее оказали большое влияние не только Маран, но и , и . В 2004 году с отличием окончила кафедру кино и видео Таллиннского педагогического университета по специальности оператор. Также она проходила курсы повышения квалификации в Эстонии и за границей.
В начале нулевых у киношколы были плохие времена. У них практически не было техники. По воспоминаниям Элен у студентов были только: «Две комнаты на улице Лай, старые изношенные кинокамеры времен Таллинфильма, несколько мини-камер DV…». Но Рейн Маран пытался противопоставить этому добавлением в программу таких предметов, как философия, семиотика и история искусства , и давать задания, которые заставят задуматься о важных для операторов вещах.
Только во время учебы стало понятно, что призвание Элени — операторская работа. Он говорит о себе: «Как оператор, я никогда не был таким визуально-интуитивным человеком… более вербальным и аналитическим человеком». Чтобы понять визуальный язык кино, она углубилась в перцептивную психологию и неврологию. Таким образом, наука с одной стороны и искусство с другой существуют и дополняют друг друга на лекциях Елен, а также делают загадочное искусство кино более понятным и для ее учеников.
В 2021 году Элен защитила докторскую диссертацию на тему «Экспериментальная эвристика в художественном кино ».
Элен работала организатором и руководителем проекта кинофестиваля «Темные ночи» , так же она является режиссером и оператором.
В Таллиннском университете с 2003 года внештатный оператор документального, художественного, рекламного, телевизионного и, в редких случаях, оператор Steadicam (художественные фильмы «Георг» и «Малев», короткометражный фильм «Окна»).
В 2004—2007 годах преподавала в Тартуской высшей школе искусств , с 2007 года преподает кино в Балтийской школе кино и медиа.
Элен руководила кафедрой кино в Таллиннском университете с 2013 года, в течение 4 лет, пока кафедра не была закрыта в ходе структурной реформы университета.
Также работала оператором в фильмах режиссёра Пола-Андерса Симма, с которым на Кольском полуострове были сняты фильмы «Порон сурма» (2012), «Ольга» (2013) и «Моя дорогая мама» (2020).
Год | Кино | Жанр | Роль | Прим. |
---|---|---|---|---|
2006 | художественный фильм | помощник оператора | ||
2007 | документальный фильм | режиссер, сценарист, оператор | ||
2007 | документальный фильм | оператор | ||
2007 | художественный фильм | Художник | ||
2007 | художественный фильм | помощник оператора II | ||
2007 | художественный фильм | помощник оператора II | ||
2008 | художественный фильм | оператор | ||
2008 | художественный фильм | режиссер, сценарист, оператор | ||
2008 | документальный фильм | оператор, редактор | ||
2010 | документальный фильм | оператор | ||
2010 | художественный фильм | оператор | ||
2011 | телевизионный сериал | оператор | ||
2011 | документальный фильм | режиссер, сценарист, оператор | ||
2012 | документальный фильм | оператор | ||
2012 | художественный фильм | оператор | ||
2015 | документальный фильм | оператор | ||
2016 | художественный фильм | оператор | ||
2020 | документальный фильм | режиссер, сценарист, оператор, редактор | Фильм-портрет о Давиде Всевиове | |
2020 | художественный фильм | оператор | ||
2022 | детский фильм | оператор |
Её фильмы отмечены наградами и демонстрировались в конкурсных программах кинофестивалей А класса, таких как , , , кинофестиваль « Темные ночи» , Московский международный кинофестиваль и др.
Её виртуальные выставки, снятые для , вошли в число 10 лучших виртуальных выставок мира 2020 года по версии The New York Times и .
В 2016 году она получила ежегодную награду фонда поддержки аудиовизуального искусства Эстонского культурного фонда (специальная награда — за активную и систематическую популяризацию кинообразования).
В 2019 году получила стипендию «Живи и сияй».