Куприн, Александр Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Алекса́ндр Оле́гович Купри́н — российский кинорежиссёр-документалист, сценарист , заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия , член союза кинематографистов России , автор и создатель концепции «Святость на экране».
Александр Куприн родился 10 апреля 1962 года в Москве . Отец, Куприн Олег Васильевич (1933 г.), работал заместителем главного редактора в журналах « Знание — сила », и главным редактором журналов «Отчизна», « Голос Родины » и « Журналист ». Мать, Куприна Нинель Ивановна (1937 г.), — биолог, кандидат биологических наук, работала в , принимала участие в открытие онко-маркера альфа-фета протеина в 1971 году. Дед по отцовской линии, , работал военным корреспондентом газеты « Правда » на Сталинградской битве , отмечен медалью « За отвагу » и является кавалером Ордена красной звезды . Дед по матери, Хромков Иван Петрович , был первым секретарём пятигорского горкома КПСС с 1943 г. по 1959, комиссар партизанского соединения «Северное» с 1942 по 1943 года, кавалер ордена им. Ленина, первый секретарь Кустанайского обкома КПСС.
Александр был трижды женат. Первая жена — Куприна-Ляхович Елена Александровна — куратор выставок современного искусства, консультант по формированию частных коллекций, галерист, основатель Е.К.АртБюро, искусствовед, издатель интернет-издания о современном искусстве ArtUzel.com, автор курса по арт-менеджменту, основатель mosartschool.ru. Вторая жена — Водзаковская Юлия Васильевна, — работала журналистом газеты « Комсомольская правда », ныне живёт в США . Третья жена — Куприна Ольга Юрьевна, — работает хранителем в Государственной Третьяковской галерее . Дети — дочь, Куприна Елизавета, и сын, Мельник Александр.
В 1985 году Александр Куприн оканчивает учёбу на факультете журналистики МГУ по специализации «литературный сотрудник газеты», а 1988 году — Высшие режиссёрские курсы при Гостелерадио СССР, профессия — «режиссёр видеофильмов».
В 1982 году основал и возглавил творческую группу «Форзац». Группа являлась сообществом единомышленников (профессионалов и любителей) — начинающих актёров, музыкантов и кинематографистов с общей задачей создания небольших фильмов, спектаклей, мистерий , перформансов в жанре новой романтики. В частности, с 1983 по 1988 год группой «Форзац» демонстрировалась мистерия на основе стихотворного текста «21 декабря» (автор — Александр Куприн). Группой поставлено шоу «Шарф Коломбины» на основе либретто одноимённого балета Артура Шницлера , переработанного Всеволодом Мейерхольдом в драматическую пантомиму . Группой был поставлен перфоманс «Бал», фрагменты этого перфоманса вошли в фильм Юриса Подниекса « Мы ».
Первой кинематографической работой группы «Форзац» и Александра Куприна в качестве режиссёра, автора сценария и актёра стал игровой фильм «Танец на всю ночь». Фильм был продемонстрирован в 1985 году на Московском фестивале «Дебют», где получил главную премию. На этом же фестивале группа «Форзац» выставила два других своих фильма: «Грезы» (10 минут, автор — Алан Дзарасов) — он получил второе место, и фильм «Революционный этюд» — третье место. Следующей лентой группы стал фильм «Простые парадоксы и герой фильма», произведенный совместно Народной киностудией «Накал» и Высшими режиссёрскими курсами при Гостелерадио СССР в качестве дипломной работы Александра. Эта работа была показана на Фестивале нового кино в Москве, организованном творческой группой «Форзац» в 1988 году.
В период обучения на Высших режиссёрских курсах Александр работал ассистентом режиссёра на Центральном телевидении в Главной редакции программ для молодежи. По завершении обучения стал Главным режиссёром и одним из создателей первого русского художественно-публицистического видео-альманаха «Огонёк-видео» (видеовыпуски журнала « Огонек »). Альманах выходил ежемесячно с 1989 года по 1991.
В январе 1989 года вышел первый полнометражный фильм Куприна «Неделя совести», посвящённый сталинским репрессиям , их жертвам и виновникам. Выход фильма стал причиной нападения на Александра националистической организации, в результате которого его творческая деятельность была прервана до июня 1989 года из-за серьёзных травм.
Всего с октября 1988 г. по ноябрь 1991 г. Куприным были выпущены в рамках альманаха «Огонек-видео» 20 документальных фильмов. В их числе: фильм «Москва — Исламабад», совместно с Артемом Боровиком, последнее интервью Венедикта Ерофеева (фильм «Москва-Петушки. Туда и обратно»), «Чернобыльская застольная» (информационный показ Каннского фестиваля ) и др.
В январе — апреле 1993 года Куприн выступает с еженедельной авторской экспериментальной программой «Поляна» (Центр кабельного телевидения «Экран», Москва), а также является режиссёром сюжетов программы « До и после полуночи ».
Александр сотрудничал с 1 каналом «Останкино» , телекомпанией «Комтэфау» (Германия), NTV (Япония) , кинокомпанией «Пигмалион» (Россия), НТВ , ТВ-6 .
В 1993 году на Смотре фильмов Восточной Европы «Ostranenie» в Баухаусе Дессау (Германия) была представлена программа фильмов Куприна («Остров», «ТАМ», «Нежить», «Squat», «Измененное состояние»). По решению жюри смотра, Куприн вошел в тройку ведущих видеорежиссёров Восточной Европы 1993 года. С 1993 года фильмы Куприна демонстрировались на различных международных ТВ-видео-фестивалях, получили награды — главный приз «Золотая маслина» в номинации документальный фильм на Фестивале Бар-96 за фильм «Сны о войне», специальный приз на Всемирном форуме телевизионных программ в Токио за фильм «Дембельский альбом», премию «За вклад в развитие неигрового кино» на Фестивале фестивалей в Новороссийске .
С октября 1995 года Александр работал в штате телекомпании « ВИД » режиссёром программы « Взгляд », для которой готовил различные сюжеты, в том числе с Чеченской войны . В 1996 году он снял фильмы «Сны о войне», «Дембельский альбом», «Чернобыль-10» и был признан лучшим режиссёром телекомпании «ВИД» 1996 года.
С февраля по сентябрь 1998 года Куприн работал над серией исторических программ (автор и ведущий Генрих Боровик , эфир — телеканал «Культура» ).
Летом 2000 г. принял православное крещение .
В 2001 году в кинокомпании «Отчий дом» снял сериал «Послание России» из пяти серий: «Патриарх Тихон», «Экзарх Федоров», «Доктор Гааз», «Протоирей Александр Мень», «Преподобный Серафим Саровский» по 26 мин.
В сентябре 2002 заканчивает работу над фильмом по мотивам научных трудов и статей академика Раушенбаха .
В 2002–2003 гг. Александр являлся режиссёром «Авторской программы Генриха Боровика» — «Большой Театр И.В. Сталина» (6 серий по 26 мин), «Три тайны А.Ф. Керенского» (2 серии по 52 мин.). В это же время — работа над программой (пр. «Клад французского императора», «Русская мумия») совместно с режиссёром , ведущий программы Андрей И , руководитель — Лев Николаев .
С 2003 года Александр занимается разработкой духовной темы в документальном кино — «Космос отца Михея» (2004), , (2016), и православных документальных сериалах — . Фильм «Небоземля» (совместная работа с Сергеем Карандашевым) получил главный приз на кинофестивале «Окно в Европу» в 2008 году . А в 2017 году фильм «Ладан-навигатор» на фестивале Флаэртиана получил специальный приз издательского дома «Компаньон» Александр Куприн также является создателем первого забайкальского миссионерского сериала .
В этот период он снимает фильм «Победа» (2011), который начинается с авторского вступления: «Все время возвращаюсь в эти воспоминания. Смерть в этот раз подошла очень близко и забрала моего друга. А меня оставила. Так начался год. Самый странный год в моей жизни. Когда я осознал, что постепенно теряю все и не понимаю, как это получается. Последний год тысячелетия. Первый год жизни, которую мне зачем-то оставили». По мнению кинокритика К, Рождественской, это фильм человека, «который посмотрел на смерть близко» .
Говоря об особенностях его творчества, отмечается, что :
В стройное повествование, определенное маршрутом передвижений героев и поделенное на две части, казалось бы, оппонирующие друг другу, допущена прекрасная стихийность не важного, очарование явно необязательного, лишнего. Куприн из своей жизни делает фильмы, из фильма – отрезок жизни. И из всего этого, подмешав других фильмов, которые сплелись с его жизнью, он делает… навигатор по гибридному времени.
С 2017 по 2019 год работал оператором в : вёл блог «Оператор КГХ», где опубликовал около пятидесяти сюжетов о тружениках Москвы.
В 2021 году удостоен специального диплома международного кинофестиваля « Русское зарубежье » за личный вклад в развитие православной культуры в кинематографе .
В 90е годы — участник движения хиппи , автор манифеста экстремальной романтики (Экстростиль). На 2022 год является членом партии « Единая Россия ». Что касается религиозных взглядов, то Александр разрабатывает и продвигает православную тему в кино и на телевидении, является участником международных и российских православных кинофорумов и конференций. Работал военным корреспондентом на трех войнах, занимает активную антивоенную позицию. В 2009 году был инициатором создания первого международного фестиваля «Роза Донбасса» в ДНР. Является членом Оргкомитета .
Год | Фильм | Наименование киностудии |
---|---|---|
1985 | Народная киностудия «Накал», ДК МЭЛЗ | |
1989 | «Огонек-видео» | |
1990 | «Огонек-видео» | |
1990 | «Огонек-видео» | |
1990 | «Огонек-видео» | |
1990 | «Огонек-видео» | |
1990 | «Огонек-видео» | |
1991 | «Огонек-видео» | |
1991 | «Огонек-видео» | |
1991 | «Огонек-видео» | |
1992 | «Огонек-видео» | |
1992 | «Огонек-видео» | |
1992 | «Огонек-видео» | |
1992 | «Огонёк-видео» | |
1995 | ТВ «Комсомольской правды» | |
1995 | ТВ «Комсомольской правды» | |
1996 | Телекомпания «Отечество» | |
1996 | ВИД | |
1996 | ВИД | |
1996 | ВИД | |
1997 | (цикл фильмов, автор и ведущий Генрих Боровик, эфир — телеканал «Культура») | ВИД |
1998 | "Time 4 Poduction’’ | |
2000 | «Отчий дом» | |
2003 | (документально-хроникальный фильм) | «Другое небо» |
2004 | «Держава» | |
2008 | (документальный фильм) | «ТВ Студия Август» |
2008 | НИИИСРО | |
2010 | «ТВ Студия Август» | |
2011 | (документальный фильм) | |
2011 | SKYPRODUCTION | |
2013 | (документальный фильм) | |
2016 | (документальный фильм) | |
2019 | (документальный фильм) | |
2021 | (документальный фильм) | Продюсерский центр «КИНОФЕСТ» |
2021 | (документальный фильм) | Собственность автора |
2022 | Студия «Автор», Студия «Шилка» |