Моносзон, Лев Исаакович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Исаакович Кая ( 8 июня 1912 , Симферополь — 30 сентября 1988 , Симферополь ) — советский инженер- химик , историк-любитель, крымский краевед , посвятивший изучению материалов Крымского государственного областного архива более 30 лет. Автор нескольких статей по истории караимов и крымчаков .
Родился 8 июня 1912 года в Симферополе. Крымчак. Его отцом был известный крымчакский просветитель и этнограф Исаак Самуилович Кая (1887—1956) . Мать — Ольга Юдовна Хондо, родилась в 1898 году в семье симферопольского купца 2-й гильдии Юды Моисеевича Хондо, по профессии педагог, начавшая свою трудовую деятельность в качестве учительницы в Карасубазарской крымчакской Талмуд-Торе , скоропостижно скончалась в 1940 году, погребена в Керчи. Л. И. Кая был старшим сыном в семье. Младшая сестра — Клара Исааковна Кая (1916—1975), скончалась и похоронена в Одессе. Младший брат — Яков Исаакович Кая (1917—1942), пропал без вести на фронте. Племянница — Наталия Леонидовна Коробач, дочь К. И. Кая, поддерживавшая тесные отношения с Львом Исааковичем вплоть до его кончины в 1988 году, в настоящее время проживает в г. Ашдоде, Израиль. Жена — Анна Фёдоровна Панкова, скончалась в январе 1988 года в Симферополе. Двоюродный брат и близкий друг — Яков Иосифович Бакши (1915—1998), собиратель и хранитель памяти о И. С. Кая, экономист по профессии, до последних дней жизни проживал в г. Гянджа, Азербайджан.
Кая получил традиционное начальное образование в крымчакской Талмуд-Торе в Карасубазаре (ныне г. Белогорск), заведующим которой вплоть до закрытия в 1921 году являлся его отец И. С. Кая. Закончил среднюю школу в Симферополе, позднее поступил в Казанский индустриальный техникум. Продолжил обучение в Ленинградском химико-технологическом институте . После получения диплома был направлен на работу в город Грозный . С 1940 года и вплоть до ареста в 1942 году занимал должность главного инженера карбидного завода.
Арестован 16 мая 1942 в Грозном. Позднее, 1 марта 1944 года по обвинению в контрреволюционном саботаже и связи с немецкой разведкой (ст. 58-14 УК РСФСР) приговорен к 10 годам лишения свободы с заключением в ИТЛ (о приговоре узнал уже в лагере). Основную часть срока отбывал в ИТК Узбекистана, в 1948 переведён в Горлаг в Норильске. Освобождён в 1951 году, полностью реабилитирован спустя шесть лет — в 1957 году. Впоследствии вернулся на родину (в 1953 году переезжает на постоянное жительство в Симферополь). В 1960-х — 1970-х годах работал начальником кислородной станции.
После смерти отца, выдающегося крымчакского просветителя И. С. Кая (скончался 30 марта 1956 года, похоронен на 3-м еврейском кладбище г. Одесса), Лев Исаакович обнаруживает большой архив этнографических материалов, лингвистических трудов и исследований по крымчакской тематике. По наблюдению Н. Л. Коробач, знакомство и изучение архива отца определили занятия краеведа на последующие 30 лет.
Скончался 30 сентября 1988 года в Симферополе . Похоронен на городском кладбище « Абдал ».
С середины 1960-х активно занимался изучением материалов Крымского областного государственного архива . В сферу исследований краеведа входила история, культура, язык и этнография старожильческих иудейских общин Крыма: караимов и раббанитов-крымчаков. Научный интерес Л. И. Кая распространялся также на историю литовских, польских и западноукраинских караимских общин. Л. И. Кая вручную переписал и частично обработал значительный объём архивных документов, представляющих собою большую научную ценность . Переписал практически все русскоязычные дела из фонда Таврического и Одесского караимского духовного правления (Ф. № 241), хранившиеся в Крымском областном государственном архиве (КОГА). Отдельный интерес представляют также перепечатанные им на пишущей машинке редкие публикации по истории и этнографии караимов, перевод на русский книги С. Б. Шишмана, а также коллекция самодеятельных работ караимских и крымчакских авторов. Среди них — труды С. И. Кушуль , З. И. Синани, В. М. Ачкинази, Б. Я. Кокеная и некоторых других.
Лев Исаакович тесно сотрудничал и вёл обширную переписку с учёными: В. Черниным , М. Эзером (Макушкиным), М. Полинской, И. Котлером, М. Куповецким, А. Хазановым, К. Б. Старковой, В. И. Филоненко , В. В. Лебедевым, Р. Каплановым , А. Н. Торпусманом , Е. Я. Сатановским , М. А. Членовым , Л. Н. Черенковым и другими специалистами по гебраистике , филологии и тюркологии в СССР середины 1970-х — конца 1980-х годов. Из переписки Льва Исааковича с учёными можно многое узнать не только о биографии и трудах исследователя, но и почерпнуть важную информацию о состоянии крымчакской и караимских общин того периода: Кая рассказывает о ведущих персоналиях общинной жизни того времени. Кроме того, там же он сообщает о своих исследованиях: письма во многом дополняют труды Кая, так как именно в них краевед с горечью говорит о проникновении мифологемы о тюркском происхождении в крымчакскую среду. Помимо этого, исследователь погружается и в более ранние периоды истории своего народа, излагая ценные сведения, приводя при этом ссылки на источники, которые он так и не включил в свои работы.
В очерках, написанных Л. И. Кая в последние годы жизни, автор вступает в острую полемику с караимскими общественными деятелями, учёными прошлого и настоящего, специализирующимися по этой тематике, которые, по его мнению, умышленно, отказываясь от их иудейского прошлого, фальсифицировали этническую историю караимов, выдумывая разного рода мифологемы об этногенезе и языке собственного народа. Явление фальсификации и искажения истории, по мнению Л. И. Кая, было вызвано у караимов желанием дистанцироваться от тяжёлой участи еврейского народа, подвергавшегося религиозной дискриминации в Российской империи, понёсшего огромные потери в Холокосте и претерпевшем разного рода гонения по причине «пятого пункта» в послевоенный советский период.
Мастерски владея материалом и обладая энциклопедическими знаниями, Л. И. Кая последовательно выступал против фальсификации истории, основываясь на собственных архивных находках. По стилистике изложения труды краеведа близки к публицистике: сказывалось отсутствие системного исторического образования, а также познаний в методологии написания научных работ и анализе источников. Статьи нуждаются в подробных комментариях специалистов: историк-любитель Кая, призывая оппонентов к дискуссии, не скрывал при этом личного, часто негативного, отношения к тому или иному автору или караимскому общественному деятелю.
Тем не менее, несмотря на их несколько любительский и эмоциональный характер, статьи Л. И. Кая имели в своё время — и имеют сейчас — большое академическое значение. В 1980-е годы они стали ласточками надвигающихся процессов перестройки и гласности, которые затронули, в том числе, и научный мир. Его статьи распространялись тогда как своеобразный полулегальный самиздат и читались, пожалуй, десятками самых разных людей. Недаром одна из его статей была опубликована в известном самиздатовском журнале того времени — Еврейском историческом альманахе. Сам Кая, конечно, мечтал о публикации своих работ в официальной советской прессе и научных изданиях, но даже в годы перестройки его труды были слишком резки и неудобны. Единственной прижизненной публикацией Л. И. Кая в советских органах печати стала короткая заметка об истории Чуфут-Кале , опубликованная в 1979 году на языке идиш.
В 1981 году благодаря требованиям Л. И. Кая был восстановлен крест над памятником русским воинам , павшим при штурме Евпатории во время Крымской войны . В 1983 году, также по настойчивому требованию Кая, был демонтирован безмогильный памятник Б. Я. Кокенаю на караимском кладбище близ Чуфут-Кале (возвращён на место в 1989 году караимским обществом) .
Часть научного архива Л. И. Кая ныне хранится в отдельном фонде Р-4967 «Кая Лев Исаакович — краевед» Государственного архива Республики Крым в Симферополе (213 дел за 1892—1988 годы) . Вторая часть архива (личный фонд Л. И. Кая) находится в Межрегиональной общественной организации «Федерация еврейских организаций и общин — Ваад (Совет)» в Москве.
Несколько работ исследователя опубликованы в наши дни в Крыму и Израиле . Осенью 2022 года был издан сборник статей и документов «Меж веков, эпох и судеб. Крымчаки и караимы Крымского полуострова в XVIII—XX веках» (редакторы-составители М. Я. Гурджи и М. Б. Кизилов), в который включены все ранее неизданные труды краеведа.
Д. А. Прохоров и О. Б. Белый так оценивают труды Л. И. Кая, объединённые темой «Очерки по истории караимов в России»:
К сожалению, наряду с использованием документального материала архива, работы Л. И. Кая отличались полемическим характером и некоторой тенденциозностью; исследователь имел склонность только на основании неоднозначных фактов политической истории караимов XIX—XX вв. однозначно решать многие вопросы этногенеза и этнической истории этого народа .