Interested Article - Мальчик, вытаскивающий занозу
- 2020-12-16
- 1
«Мальчик, вытаскивающий занозу» , «Мальчик, извлекающий занозу» ( Spinario; Fedele, Fedelino ) — римская бронзовая скульптура сер. I в. до н. э., копия греческой скульптуры эллинистического периода III в. до н. э. Находится в Риме в Капитолийском музее (Зал торжеств, MC 1186). Изображает обнажённого мальчика, сидящего на камне и вытаскивающего шип из своей левой ноги, что, вероятно, является отсылкой к пасторальным идиллиям , известным по эллинистической поэзии . Автор неизвестен.
Название и сюжет
В XVIII веке скульптуру называли «Верный» ( Il Fedele ), увязывая со следующим историческим анекдотом из римской истории: будто бы Марций, пастух из провинции Виторкиано недалеко от Витербо , был послан, чтобы предупредить римлян о наступлении врагов. Страдая от раны в ступне, вызванной занозой, он не остановился, пока не достиг Капитолия, после чего он скончался от спазма, вызванного раной.
Мифологические толкователи выдвигают версию, что изображённый мальчик — Локр, сын Зевса и Маэры (дочери Протея ), который является предком локрийцев. Согласно преданию, он получил ранение вблизи будущей Локриды , увидел во сне пророчество и основал город.
В Средневековье шип являлся символом первородного греха, поэтому скульптуру аллегорически толковали в качестве образа грешника, пытающегося обрести спасение.
По одной из версий, спартанский мальчик во время состязания в беге занозил ногу, превозмогая боль продолжил бег и первым прибежал к цели. Только после этого он вытащил занозу
История
Статуя уникальна тем, что она не терялась из виду во времена Средних веков, всегда оставаясь доступной для обозрения (в отличие от многих других антиков, которые с триумфом будут извлекать из земли в эпоху Ренессанса).
- В 1160-е гг. наваррский раввин Вениамин Тудельский описывал её, стоящую перед Латеранским дворцом , сравнивая мальчика с Авессаломом , совершенным с головы до пят.
- В 1470-е гг., вероятно, был перенесен в Палаццо-дей-Консерватори по приказу папы Сикста IV .
- 1499—1500 гг. — первые упоминания о статуе на новом месте.
Реплики и копии
Мраморный вариант (реплика бронзового оригинала) скульптуры, найденный на Эсквилине , попал в собрание Медичи и сейчас выставлен в Уффици . Будучи весьма популярен при дворе Лоренцо Великолепного он, по-видимому, вдохновлял не только Брунеллески , но и Мазаччо . Археологические раскопки XIX и XX веков позволили выявить новые варианты этой скульптурной композиции. Один из них хранится в Британском музее в Лондоне, другой вариант находится в Старом музее в Берлине.
«Мальчик» был одной из первых римских статуй, которые принялись копировать на заре Возрождения . Одну копию заказала для себя Изабелла д’Эсте , другая (в натуральную величину) была отлита для фонтана в Мессине . Якопо Сансовино повторил скульптуру для Франциска I ; посредником при дарении выступил Бенвенуто Челлини . Гипсовые слепки распространились по всей Европе; один из них изображён на натюрморте «малого голландца» Питера Класа .
Копия скульптуры находится вблизи Галереи Гонзаго в Павловске , а также расположена в Крыму в заповеднике Никитского ботанического сада .
Примечания
- . Дата обращения: 12 июня 2010. Архивировано из 10 марта 2010 года.
- Коровкин Ф.П. История древнего мира. Учебник для 5 класса.. — Москва: Учпедгиз (Академия педагогических наук РСФСР), 1962. — 240 с. ; описание к рисунку 85, стр. 121
См. также
Литература
- Francis Haskell and Nicholas Penny, 1981. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500—1900. (Yale University Press) Catalogue number 78, pp 308-10.
- Wolfgang Helbig, Führer durch die öffentlich Sammlungen klassischer Altertümer in Rom 4th ed., Tubingen 1963-72, vol II, pp 266-68.
- 2020-12-16
- 1