Брусиловский, Миша Шаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ми́ша Да́цич ( серб. Миша Дацић , настоящее имя Мирослав ; род. 1978 , Ниш ) — сербский пианист .
Учился на музыкальных отделениях Нишского университета у Драгослава Ачимовича и Новисадского университета у Кемала Гекича . В 1992 г. стал первым победителем Международного конкурса пианистов в Нови-Саде , в 1993 и 1994 гг. выиграл Югославский национальный конкурс юных пианистов (в 1993 г. получил также специальный приз за лучшее исполнение произведений Сергея Рахманинова ). После выступления в 1996 г. на Международном конкурсе пианистов имени Листа в Будапеште, где он был самым юным участником, входивший в состав жюри Лазарь Берман пригласил его продолжить обучение в его фортепианной школе в Италии, где Дацич и учился в 1997 — 2003 гг., спорадически концертируя в различных городах Италии.
Международная карьера Дацича началась с записи его первого альбома, «Приношение Горовицу » ( фр. Hommage à Horowitz ), сделанной за один день (28 июля 2002 г.) непосредственно в репетиционном зале Новисадского университета и включавшей произведения Доменико Скарлатти , Вольфганга Амадея Моцарта , Фридерика Шопена , Николая Метнера , а также выполненные самим Горовицем фортепианные переложения пьес Франца Листа и Жоржа Бизе . Как пояснял организовавший эту запись музыкальный педагог Алан Фрейзер, Дацич
… преклоняется перед Горовицем, временами усиленно слушает записи великого мастера. Порой можно уловить сходство во фразировке. Некоторые обвиняют его в подражании, но я вижу здесь другое. Если ты вступаешь на сходный путь, приходишь к сходным музыкальным и пианистическим решениям силой живущего внутри тебя художественного образа, требующего своего воплощения, — это не имитация .
Сделанная Фрейзером запись получила высочайшую оценку Гизеллы Бродски, куратора Международного фортепианного фестиваля в Майами:
Когда я услышала его игру, я прослезилась. У него не было ничего: ни [профессиональных] записей, ни видео, ни DVD. Но это дар от природы. Даже упражняясь по 10 часов в день, не сыграешь так, как играет этот мальчик .
Дацич был приглашён для участия в программе «Открытие» фестиваля в Майами, после чего остался во Флориде и ещё на протяжении трёх лет занимался в Университете Майами у , изучая также джаз под руководством Филиппа Стрейнджа . Провёл в 2005 г. цикл юбилейных концертов к столетию Владимира Горовица , гастролировал в США, Италии, Турции, Гватемале, Панаме, Ямайке . В 2003 г. принял участие в Фестивале Марты Аргерих в Лугано, участвовал также в многочисленных американских музыкальных фестивалях — в том числе в Шопеновском фестивале в Эль-Пасо . Его дальнейшей карьере сопутствовали высокие оценки критиков, отмечавших, в частности:
У Дацича замечательная техника. Он поистине повелитель клавиш. Однако, что гораздо важнее, он ещё и тонко чувствующий, поэтичный художник. Его рахманиновский вечер стал одним из наиболее чистых проявлений блестящего пианизма на протяжении последних сезонов. <…> Он исполнял эту музыку с природной романтичностью и подлинной русской душой! Нечасто меланхолия и ностальгия рахманиновской музыки воплощается в жизнь с такой страстью и красотой!
«Превосходным и глубоко понимающим пианистом» называет Дацича и рецензент его бразильских гастролей 2008 года .
В 2009 г. Дацич выпустил DVD-диск с концертной видеозаписью, включающей произведения Доменико Скарлатти , Иоганна Себастьяна Баха , Фридерика Шопена , Ференца Листа и Сергея Рахманинова . В 2010 г. пресса выделяла его совместные выступления с легендарной скрипачкой Идой Гендель .
В 2018 году вместе со Златой Чочиевой выступил организатором музыкального фестиваля в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова в Ивановке ( Тамбовская область ) . Фортепианный дуэт Дацича и Чочиевой гастролировал и на других концертных площадках России, исполняя, в частности, выполненное Дацичем переложение симфонической поэмы Рахманинова « Колокола » для двух фортепиано .