Interested Article - Гудмен, Нельсон
- 2021-07-06
- 2
Генри Нельсон Гудмен ( 7 августа 1906 , Сомервилл , Массачусетс — 25 ноября 1998 , Нидем , Массачусетс ) — американский философ, близкий к аналитической традиции . Известен благодаря работам в области логики, мереологии и эстетики (см. парадокс безобразного) .
Биография
Нельсон Гудмен родился в Сомервилле, Массачусетс в еврейской семье.
Жизнь Гудмена во многом была связана с искусством. Так, став бакалавром искусств в 1928 году, он с 1929-го по 1941-й годы был директором галереи искусств «Walker-Goodman Art Gallery» в Бостоне . Позже, в 1967 году, будучи профессором Гарвардского университета , Гудмен организовал междисциплинарную образовательную программу «Project Zero» по изучению искусства .
Кроме эстетики и философии искусства, Гудмен занимался вопросами логики и аналитической философии. Здесь философ придерживался идей номинализма и является создателем его современной версии.
В 1941 году Гудмен получил звание доктора философии (PhD), защитив диссертацию по теме «A Study of Qualities» . Во время Второй мировой войны служил психологом в войсках США. С 1946 по 1964 год Нельсон Гудмен преподавал в Университете Пенсильвании , где его студентами были Ноам Хомский , и Хилари Патнэм [ источник не указан 4074 дня ] . С 1967 года он стал профессором философии Гарвардского университета, а с 1977 года — почётным профессором .
В 1946 году получил стипендию Гуггенхайма . Был женат на художнице Кэтрин Старгис ( англ. Katharine Sturgis ) .
Философия
Номинализм и мереология
Гудман, наряду со Станиславом Лесьневским, является основателем современной версии номинализма, в соответствии с которой философия, логика и математика способны обойтись без теории множеств. Номинализм Гудмена был полностью обусловлен его онтологическими рассуждениями. После создания «Steps Toward a Constructive Nominalism» (рус. «Шаги к конструктивному номинализму»), написанной в 1947 году в соавторстве с Уиллардом Ван Орман Куайном, Гудман прекратил попытки отыскать способы воссоздать математику в отрыве от теории множеств, которая потеряла статус единственного основания математики еще в 1913 году (благодаря усилиям Альфреда Норта Уайтхеда и Бертрана Рассела и их совместному трехтомнику Principia Mathematica).
В 1936 году Гедель доказал несостоятельность плана Дэвида Гилберта по реконструированию математики на основании логических аксиом. Из-за данного факта и по причине неудач в других, казавшихся плодотворными, линиях исследований, Куайн вскоре пришел к выводу, что подобная реконструкция невозможна. Однако коллега Гудмана, Ричард Милтон Мартин, утверждал обратное, и издал несколько трудов, предлагающих пути преодоления сложившихся тупиков.
Согласно послесловию Томаса Тимочко к книге «Новые направления философии математики», Куайн «призвал нас отказаться от специальных приемов, отделяющих математику от науки, и просто принять результирующую ассимиляцию», возложив «основное бремя на теории (сети предложений), которые мы принимаем, а не отдельные предложения, значение которых может резко измениться в зависимости от их теоретического контекста». Таким образом, утверждал Тимочко, философия математики и философия науки слились в квазиэмпиризм, делая упор на математическую практику как на эффективную часть научного метода и провозглашая метод важнее результата.
Исчисление индивидов (англ. calculus of individuals) Гудмана-Леонарда (1940) является отправной точкой для американского варианта мереологии. В то время как изложение Гудмана и Леонарда основывалось на некоторой наивной теории множеств, в варианте исчисления индивидов, лежащем в основе книги Гудмана 1951 года «Структура внешности» (англ. The Structure of Appearance, является пересмотром и расширением его докторской диссертации) не упоминается понятие множества. Саймонс (1987) и Казати и Варци (1999) показывают, что исчисление индивидов может быть основано либо на теории множеств, либо на схематически используемых монадических предикатах. Соответственно, мереология «онтологически нейтральна» и сохраняет в себе часть прагматизма Куайна (который Тимочко в 1998 году осторожно квалифицировал как «американский прагматизм»).
Сочинения
- «Структура внешнего вида» ( англ. The Structure of Appearance ) (1951)
- «Языки искусства: подход к теории символов » ( англ. Languages of Art: An Approach to a Theory of Symbols ) (1968, 1976)
- «Пересмотр концепций в философии и других искусствах и науках» ( англ. Reconceptions in Philosophy and other Arts and Sciences ) (1990)
Публикации сочинений на русском языке
- Гудмен Н. Способы создания миров. — М. Идея—Пресс; Логос; Праксис, 2001. — ISBN 5-901574-04-4 .
Примечания
- (англ.) — Stanford University, Stanford, Calif. , , 1995. — ISSN
- ↑ Биографический очерк в статье от 14 июля 2010 на Wayback Machine из Стэнфордской энциклопедии по философии (англ.)
- Реале Д., Антисери Д. Нелсон Гудмен: Парадоксы подтверждения, плюрализм и когнитивный характер искусства // Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х томах. — Том 4: От романтизма до наших дней. — СПб. , 1997. — 810 с. — ISBN 88-350-7272-7 , ISBN 5-86708-105-2 . — С. 720—724.
- от 31 октября 2012 на Wayback Machine — статья о Гудмене в журнале (англ.)
- (англ.) . John Simon Guggenheim Foundation . gf.org. Дата обращения: 8 апреля 2019. 8 апреля 2019 года.
Литература
- Смолянская Н. В. : Дисс. … канд. филос. наук. — 09.00.03. — Москва, 2005.
- Пассмор Д. Современные философы / Перевод с англ. Л. Б. Макеевой. — М. : Идея-Пресс, 2002. — 192 с. — ISBN 5-7333-0035-3 .
- Грязнов А. Ф. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Cohnitz D., Rossberg M. Nelson Goodman. — Chesham, 2006. — 296 с.
- The Philosophy of Nelson Goodman Vol. 1: Nominalism, Constructivism, and Relativism / под ред. Elgin C. — New York, 1997. — 296 с.
- The Philosophy of Nelson Goodman Vol. 2: Nelson Goodman’s New Riddle of Induction, / под ред. Elgin C. — New York, 1997. — 290 с.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2021-07-06
- 2