Interested Article - Картина мира

Один из видов картины мира
Гелиоцентрическая картина мира

Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении , мировосприятии , миропонимании и мировоззрении , целостных и систематизированных представлений , знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека ( мыслящего субъекта ) о мире ( Земле ) и мироздании ( Вселенной , Мультивселенной ), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём . В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека . Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал « совокупность предметного содержания, которым обладает человек » . Вопрос о картине мира возникает в том числе из-за активного давления массовой культуры на жизнь современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения « клип-культуры » ( Элвин Тоффлер ), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира («экран знаний» в мозаичной культуре ) . Так « мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать » (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира .

В соответствии с этими особенностями картина мира :

  • целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
  • представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
  • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.

Содержание понятия

Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании всего того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком , который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира — в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это описание исходило.

Исторически, начиная с XVII века , в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. Так, в физике произошёл переход от механической картины мира к электромагнитной, а от неё — к релятивистской. В целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы о её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.

Ранней предпосылкой для понимания картины мира как реальности стало учение об эйдосах (видах, обликах) древнегреческого философа Платона ; в этом учении было представлено раскрытие в человеческом сознании идеальной сущности действительности. В начале XX века вопрос о картине мира был поднят немецким философом Освальдом Шпенглером в его знаменитой работе « Закат Европы ». Он считал, что « история — это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни ». Отсюда Шпенглер не принимал традиционную историческую науку в качестве набора отрывочных сведений о прошлом, а историю как внешнюю линейнообразную схему, где происходит переход от прошлого к настоящему. В свою очередь он предложил различать научную картину природы (упорядоченная система естественных законов) и историю, понимая последнюю как существующую для современного человека в виде « некоторой излучаемой отдельным индивидуумом картины мира, в которой становление владычествует над ставшим ». Шпенглер отмечал, что в представлении каждого человека « его мир есть осуществление духовной стихии », а историческая картина мира непременно нуждается в « поэтическом творчестве », что выражается в использовании всевозможных видов художественного освоения жизненного материала. Такая картина мира является особой разновидностью неточного знания, в представлении которого « каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты ». В свою очередь немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер под картиной мира понимал « полотно сущего в целом ». Он утверждал, что мир превращается в картину лишь в Новое время , чему способствует развитие индивидуализма , а человек становится субъектом культуры. Получается, что создание картины мира является признаком того, что мир покоряется воле человека и становится объектом применения его способностей и областью его деятельности. Все стороны человеческой жизни отныне становятся точкой отсчёта для его собственной оценки окружающей действительности, а « наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке » или в гуманизм .

Классификации

Все картины мира можно разделить по двум основаниям:

  • Степень общности . Здесь могут быть выделены:
    1. всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля , физика Ньютона , теория относительности Эйнштейна )
    2. частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира)
    3. индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).
  • Средства моделирования реальности . Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.

По другой классификации можно выделить следующие разновидности картин мира:

  • чувственно-пространственная
  • духовно-культурная
  • метафизическая
  • физическая
  • биологическая
  • философская
  • мифологическая
  • религиозная
  • идеалистическая
  • материалистическая
  • космоцентрическая

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. , с. 149.
  7. , с. 72.
  8. .
  9. .
  10. Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. /Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.
  11. .
  12. .
  13. , с. 84.

Литература

  • Азимов Э. Г. , Щукин А. Н. . — М. : Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7 .
  • Айдукевич К. // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и логико-методологические проблемы. — М. : ИФ РАН , 1996. — С. 231—253. — 274 с. (Сокращённый перевод с немецкого В. Н. Поруса ) (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259—287.)
  • Анцупов А. Я. , Словарь конфликтолога / 2-е изд.. — СПб. : Питер , 2006. — 526 с. — ISBN 5-469-01216-6 .
  • Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 с.
  • Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М. : Наука , 1983. — 412 с.
  • Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ.. — М. : Прогресс , 1977. — 413 с. — (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
  • , Искусство и общество / В. С. Жидков, К. Б. Соколов; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. — СПб. : Алетейя , 2003. — 463 с. — 1000 экз. ISBN 5-89329-552-8 .
  • Зись А. Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы. — М. : Искусство , 1991. — 350 с.
  • Зорин В. И. . — Алматы: Создік-Словарь, 2002. — 407 с. — ISBN 5-7667-8678-6 . (недоступная ссылка)
  • Очерки по компаративной фразеологии. Серая палитра в национальных картинах мира русских, беларусов и чехов.. — М. : Дикси Пресс, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-905490-35-4 .
  • // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — 512 с. — 200 000 экз.
  • // Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, , В. А. Лутченко. — М. : Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей "Инфра-М"). — ISBN 5-86225-403-X .
  • Кларин М. В. На путях познания счастья // Аргайл М. Психология счастья. — М. : Прогресс , 1990.
  • Кроткова О. А., Семенович А. В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций // Психологический журнал . — 1994. — Т. 15 , № 1 .
  • // Знание. Понимание. Умение . — М. : МосГУ , 2015. — № 3 . — С. 5–16 . 6 октября 2015 года.
  • Лебедев С. А. . — М. : Академический проект , 2004. — 320 с. — (Gaudeamus).
  • Некрасов С. И., Некрасова Н. А. . — Орёл: ОГУ , 2010. — 289 с. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Погорский Э. К. // Знание. Понимание. Умение . — М. : МосГУ , 2012. — № 4 . — С. 322—323 . — ISSN . 19 августа 2015 года.
  • , . — Ростов н/Д. : Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование). — 4000 экз. ISBN 5-222-09158-9 . (недоступная ссылка)
  • . — Ставрополь: Изд-во СтГМА , 2009. — 165 с.
  • Стёпин В. С. Картина мира // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова . — 7-е изд., перераб. и доп.. — М. : Республика , 2001. — С. 234—235. — 720 с. — 7500 экз. ISBN 5-250-02742-3 .
  • . — Магнитогорск: МГТУ , 2004. — 197 с.
  • Фёдоров А. А. . — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2012. — ISBN 978-5-89349-704-5 . от 23 марта 2015 на Wayback Machine
  • Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование / Науч. редактор проф. М. С. Каган . — Издательство Ленинградского университета , 1984. — 304 с. — 2986 экз.
  • Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. — М. : Гнозис, 1994. — 344 с.
Источник —

Same as Картина мира