Interested Article - Чолак, Николай Михайлович
- 2021-06-05
- 2
Николай Михайлович Чолак (род. 1946) — молдавский композитор , дирижёр , музыкальный педагог.
Биография
Родился в семье музыканта Михаила Виссарионовича Чолака.
Музыке обучался в Измаильской музыкальной школе (1953–60гг), в Одесском музыкальном училище (1960–64 гг.), затем в Кишиневском Государственном Институте Искусств имени Г. Музическу (1965–71 гг.), после чего закончил ассистентуру-стажировку Ленинградской Государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1972–75 гг.). Стажировался как дирижёр в московских (1985) и одесском музыкальных ВУЗах (1988). Учился по классу дирижирования у профессоров Л. Аксеновой , Б. Милютина , И. Альтермана , Е. Кудрявцевой . Первыми педагогами, оказавшими влияние на формирование его как исполнителя, были А. Гринченко и В. Желтиков — преподаватели по классу баяна.
С 1971 г. преподает в Академии Музыки, Театра и Изобразительных Искусств (называвшейся ранее Институтом Искусств, Консерваторией, Университетом Искусств). Занимаемая должность — и.о. профессора.
Руководил студенческими хорами кафедры (1974–2006). С 1974–1987 гг. — заведующий кафедрой хорового дирижирования Института Искусств (затем название кафедры периодически менялось); с 1992–93 гг. возглавлял кафедру Измаильского пединститута.
В разные годы работал по совместительству дирижером-ассистентом Национального театра оперы и балета Республики Молдова, дирижёром-хормейстером академической хоровой капеллы Дойна, регентом Измаильского Кафедрального Покровского собора, основатель и руководитель хора Молдавского музыкально-хорового общества.
Среди изданных сочинений композитора — Литургия / Liturghia для смешанного хора (2001), Всенощное бдение / Priveghere для смешанного хора (2005), Церковные гимны / Imnuri bisericești для смешанного хора (2008), Фортепианные пьесы / Piese pentru pian (2007), кантата для солиста баритона, хора и фортепиано Строфы из поэмы Иоанн Дамаскин (2010), Времена года / Cercul anotimpurilor для детского хора и фортепиано (2013), Хоры (2016).
Награды и звания
Н. Чолак удостоен ряда наград за плодотворную творческую и общественную работу, в том числе: Отличник культуры МССР (1985); наградной знак Отличный работник Высшей школы СССР (1986); Почетные дипломы Министерства культуры Республики Молдова (1996, 2006), Молдавского музыкально-хорового общества (1980), Союза музыкальных деятелей (2006) и Министерства образования Республики Молдова (2010); медаль св. прп. Паисия Величковского от Православной церкви Молдовы (2011).
Примечания
Литература
1. БАЛАБАН, Л. Блаженны кроткие духом. В: Церковная музыка. 2002, №1, с.21–23.
2. БАЛАБАН, Л. Духовное в хоровом творчестве композиторов Республики Молдова XX века. В: Церковная музыка. 2002, №1, c.12–14.
3. БАЛАБАН, Л. Жанры религиозно-хоровой музыки в творчестве композиторов Республики Молдова. Canada: Lucian Badian Edition, 2006. 350 c.
4. БАЛАБАН, Л. Композиторы-дирижеры — преподаватели кафедры музыкальной педагогики Академии музыки, театра и изобразительных искусств. В: Învăţământul artistic — dimensiuni culturale: Rezumatele lucrărilor: Materialele conferinței științifice internaționale, 22 aprilie, 2016, Chișinău, c.22–23.
5. БАЛАБАН, Л. Лейтмотив восхваления неба, или тень будущего. В: Moldova. Serie nouă. 2008, nr.11–12, с.68–71.
6. БАЛАБАН, Л. Николай Чолак: штрихи к творческому портрету. В: Anuar științific: Muzică, Teatru, Arte Plastice. 2012, nr.3(16), с.225–238.
7. БАЛАБАН, Л. Религиозно-хоровая музыка композиторов Республики Молдова в концертной практике исполнителей. În: Anuar ştiinţific: Muzică, Teatru, Arte Plastice. 2011, Nr.1–2(12-13), p. 187–194.
8. БАРАБАНШИКОВА, Н. Благослови, душа моя… В: Независимая Молдова. 1996, 6 дек., с.3.
9. БАРАБАНЩИКОВА, Н. Пожалуй, трудолюбие на первом месте. В: Независимая Молдова. 1993, 3 нояб., с.6.
10. БУРЛАКОВА, Р. Душа храма. В: Придунайские вести. 1993, 15 мая, с.3.
11. БУТЕНКО, Л. В классе Д.С. Загрецкого. В: Одесская консерватория. Забытые имена, новые страницы. Одесса, 1994, с.130–135.
12. ВАСИЛЬЕВА, Н. Заседание-концерт. В: Советский Измаил. 1993, 15 мая, с.4.
13. ДЕРКАЧ, Т. Духовная потребность. В: Столица. 2001, 26 дек., с.3.
14. ПОЖАР, С. К вечным ценностям. В: Время. 2008, 19 нояб., с.3.
15. ПОЖАР, С. К себе — через храм. В: Кишиневские новости. 2001, 21 дек., с.6.
16. ПОЖАР, С. Николай Чолак. В: Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналия: Библиографический словарь-справочник. Кишинэу, 2010, том 2, с. 54–56.
17. ПОЖАР, С. Хвалите Имя Господне. В: Столица. 2002, 15 mai, с.3.
18. СТЕПАНОВ, Г. Кафедра и её заведующий. В: Народное образование. 1986, 17 дек., с.3.
19. ФИШМАН, С. Это было недавно… Это было давно. В: Советский Измаил. 2000, 19 дек., с.3.
20. ЧЕРНЫШЕВА, Л. Духовность и музыка. В: Дунаец. 1992, 6 нояб., с.3.
21. BALABAN, L. Concertul coral de Nicolae Ciolac în contextul preocupărilor spirituale ale compozitorului. În: Învăţămîntulul artistic — dimensiuni culturale: Conferinţa de totalizare a activităţii ştiinţifico-didactice a pedagogilor şi doctoranzilor AMTAP (30 aprilie 2004). Ediţia a IV-a. 2004, p. 126–128.
22. BALABAN, L. Composer’s works of Nicolay Chiolak. In: Bulletin of the Transilvania University of Brasov. Series VIII — Performing Arts. Vol.8 (57). 2015, No.2, p. 7–13. ISSN 2344-200X (PRINT).
23. BALABAN, L. Composer’s works of Nicolay Chiolak. In: Bulletin of the Transilvania University of Brasov. ISSN-L 2344-200X (ONLINE).
24. BALABAN, L. Creaţia corală religioasă a lui Nicolae Ciolac. În: Educaţia din perspective valorilor. Tom II. Lucrările conferinţei internaţionale. Alba-Iulia: AETERNITAS, 2010, p. 117–124.
25. BALABAN, L. Genul de liturghie şi realizarea lui în creaţia compozitorilor moldoveni. În: Academos. Revistă de Ştiinţă, Inovare, Cultură şi Artă. 2009, Nr.2, p. 113–117.
26. BALABAN, L. Liturghia de Nicolae Ciolac: particularităţi ale dramaturgiei. В: Învăţămîntul artistic — dimensiuni culturale: Conferinţa de totalizare a activităţii ştiinţifico-didactice a profesorilor USAM (anul 2001). 2002, p. 85–87.
27. BALABAN, L. Liturghia în muzica contemporană din Republica Moldova. În: Artă şi educaţie artistică. Revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. 2007, Nr.1(4), p. 40–45.
28. BALABAN, L. Performing and Teaching Activity of Composer Nicolay Chiolak. In: Bulletin of the Transilvania University of Brasov. Series VIII — Performing Arts. Vol.7 (56). 2014, No.2, p. 7–13. ISSN 2344-200X (PRINT).
29. BALABAN, L. Performing and Teaching Activity of Composer Nicolay Chiolak. In: Bulletin of the Transilvania University of Brasov. ISSN-L 2344-200X (ONLINE).
30. BALABAN, L. Specificul tratării genului de liturghie în creaţia compozitorilor din Republica Moldova. În: Studia universitatis. Revistă ştiinţifică. 2007, Nr.10, p. 313–316.
31. BUZILĂ, S. Nicolae Ciolac. În: Interpreți din Moldova (lexicon enciclopedic). Chișinău: ARC, 1996, p. 118.
32. FILIP, O. Nobila artă făurită şi îndrăgită. În: Literatura și Arta. 2002, 3 ian., p. 8.
33. GROMOV, A. Ofranda. În: Flux. 2001, 2 dec., p. 4.
34. KIRA, G. A dezvălui sufletul muzicii. În: Jurnalistul. 1986, 9 iun, p. 3.
35. MORARU, E. Muzica celestă. În: Literatura şi Arta. 1994, 8 dec., p. 8.
36. NAGACEVSCHI, E. Evoluţia artei corale naţionale în secolul al XX-lea. В: Arta muzicală din Republica Moldova. Istorie şi modernitate. Chişinău: Grafema Libris, 2009, p. 495–589.
37. PROTOIEREI OCTAVIAN. Panorama evenimente. În: Altarul credinţei. 2011, 22 mai–9 iun., p. 4.
38. ZGUREANU, T. Nicolae Ciolac: «Avem un popor înzestrat cu talente deosebite». În: Literatura şi Arta. 2006, 18 mai, p. 7.
39. ZGUREANU, T. Priveghere de zile mari. În: Literatura şi Arta. 2007, 22 feb., p. 8.
- 2021-06-05
- 2