Список губернаторов Алабамы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бой „Кирсарджа“ и „Алабамы“» ( фр. Le Combat du Kearsarge et de l'Alabama ) — картина французского художника Эдуара Мане , созданная в 1864 году. На полотне запечатлён финальный эпизод морского боя у Шербура во время Гражданской войны в США между военными кораблями ( Союз ) и CSS Alabama ( Конфедеративные Штаты Америки ). Бой произошёл 19 июня 1864 года на рейде французского города Шербур ( Нормандия ), куда «Алабама» зашла для ремонта. В ходе столкновения рейдер южан получил критические пробоины от артиллерии противника и был потоплен. Большая часть экипажа была взята в плен, а другая спасена гражданскими судами. Эти драматические события получили широкое освещение во французской прессе и произошли на глазах многочисленных зрителей, в том числе нескольких художников- маринистов . Случившееся привлекло внимание и Эдуара Мане, который, по мнению некоторых, находился в то время в городе и стал свидетелем боя. Однако современные исследователи склонны считать, что картина была написана в парижской мастерской Мане на основе сторонних свидетельств.
Полотно отличается смелым ракурсом, помещением кораблей-противников ближе к линии горизонта и, несмотря на драматизм происходящего и количество участников, по большей части на ней изображены морские воды. Степень влияния на композиционные и колористические решения в картине со стороны современных художников, посвятивших свои работы теме знаменитого боя, является дискуссионной. Ряд искусствоведов сходится на том, что в ней прослеживается некоторое воздействие со стороны старых мастеров, в частности, нидерландского мариниста Людольфа Бакхёйзена . Благодаря исследованиям с использованием рентгеновских лучей известно, что Мане внёс в «Бой „Кирсарджа“ и „Алабамы“» несколько изменений, однако их датировка является проблематичной.
Картина была представлена парижской публике в июле 1864 года, а в январе 1872 года приобретена маршаном Полем Дюран-Рюэлем . По просьбе Мане весной того же года она выставлялась в Парижском салоне . После этого она принадлежала нескольким французским любителям живописи. В 1886 году Дюран-Рюэль, у которого она находилась на хранении, выставил её в Нью-Йорке . Позже её приобрёл американский коллекционер . После его смерти в 1917 году полотно было передано в дар Художественному музею Филадельфии , где с тех пор и находится.
В самом начале Гражданской войны в США (1861—1865) руководство Конфедерации стало прилагать большие усилия, чтобы нарушить коммерческое судоходство федералистов . Каперские операции не возымели действия и уже после 1861 года сошли на нет. В связи с этим южане сделали ставку на действия рейдеров , которые, как и их экипаж, в отличие от каперских кораблей, состояли на военной службе. Наибольшую известность в связи с таким родом действий конфедератов получил парусно-паровой шлюп CSS Alabama , построенный в 1862 году в английском Ливерпуле . Его водоизмещение составляло 1050 тонн, и он мог развивать скорость до 15 узлов . С самого начала командование было поручено южанину Рафаэлю Семсу . Большинство команды составляли иностранцы, среди которых значительно преобладали англичане . Действия «мятежного пирата», как его прозвали северяне , «достигли невероятного по тем временам размаха» причинив транспортному судоходству противника большой урон. За два года команда CSS Alabama захватила более 65 судов, причинив ущерб на сумму 6 млн долларов. Рост страховых тарифов в результате нападений южан составил 900 %. Современный исследователь Дэвид Росс назвал «Алабаму» возможно самым известным судном Гражданской войны в США . В связи с таким размахом в 1863 году против рейдера были направлены два североамериканских корабля, одним из которых был . Построенный в 1861 году паровой шлюп имел 1030 тонн водоизмещения и таким образом был почти одних размеров с рейдером противника. За два года военных действий корабль южан был сильно потрёпан и требовал ремонта. В связи с этим, 6 июня 1864 года, он вошёл во французский порт Шербур ( Нормандия ), а через три дня в международные воды возле города прибыл «Кирсардж», экипаж которого состоял из 162 человек под командой капитана .
Капитан Семс, под началом которого было 146 человек, решил принять бой: он не мог долго находиться во французском порту и мог быть интернирован . В воскресенье, 19 июня, «Алабама» вышла из Шербура в сопровождении французского фрегата La Couronne , который должен был наблюдать, чтобы противники не нарушили нейтралитета Франции, и английской частной паровой яхты Deerhound , владелец которой Джон Ланкастер хотел стать очевидцем военных действий . Так как о предстоящем бое было известно заранее, окрестности посетило большое количество зрителей, некоторые из них вышли в море на лодках, рыбацких судах и т. д. Североамериканцы имели несколько существенных преимуществ: их порох, в отличие от противника, был сухой, на корабле перед боем была установлена защита от ядер, состоящая из натянутых вдоль бортов якорных цепей . Начавшись около 11:00 часов, бой длился около 70 минут: получив ряд критических попаданий, «Алабама» накренилась и стала тонуть. После этого Семс отдал приказ покинуть корабль. Deerhound подобрал капитана и его офицеров, в связи с чем они избежали попадание в плен . Также три французских лоцманских катера спасли часть экипажа «Алабамы» . Остальных уцелевших членов команды подняли на борт «Кирсарджа» .
Французские газеты уже через несколько дней после боя представили отчёт о произошедшем, основываясь первоначально на проконфедеративных сообщениях британской прессы. Тогда же, и несколько позже, появилось несколько гравюр иллюстрирующих драматические события, которые были опубликованы в британской и французской периодике . Первой из них стала работа Луи Бретона , появившаяся 25 июня 1864 года на страницах еженедельного парижского журнала L’Illustration . Законченная в начале июля 1864 года картина маслом «Морской бой» ( Combat Naval ) художника-мариниста Жана-Батиста Анри Дюран-Браже ( Jean-Baptiste Henri Durand-Brager ), была выставлена тогда же в художественной галерее Адольфа Гупиля . Из сообщения парижской газеты известно, что капитан Уинслоу, посетивший Париж с тремя своими офицерами, видел картину и американцы похвалили художника за её «удивительную точность» . Автор вынес на передний план тёмный корпус «Кирсарджа» и частично скрыл накренившуюся «Алабаму» за клубами дыма. Американский искусствовед Дженифер А. Томпсон ( Jennifer A. Thompson ) предположила, что Мане мог ознакомиться с работой Дюран-Браже в галерее Гупиль и под этим впечатлением вдохновился написать свою версию боя .
Искусствовед Жюльет Вильсон-Баро ( Juliet Wilson-Bareau ) пришла к выводу, что Мане вряд ли стал опираться на далёкую от его художественных вкусов живопись, так как скорее остановил свой выбор на работах старых мастеров, к которым тяготел, например, представленных в коллекции музея Лувр . Томпсон предположила, что на выбор смелой композиции могла повлиять картина нидерландского художника-мариниста Людольфа Бакхёйзена «Голландские судна в бурном море» ( Vaisseaux hollandais sur une mer agitée ) , написанная около 1690 года и хранящаяся в Лувре. На ней, также как и у Мане, изображено бушующее море и небольшое судно на переднем плане. Также, по её наблюдению, современные рисунки вряд ли могли оказать воздействие на замысел картины. В частности, такое мнение она обосновала тем, что в них представлена низкая линия горизонта. Так, только на гравюре «Морской бой» (Алабама тонет под огнём Кирсарджа) ( Combat Naval ( L'Alabama coulant sous le feu de Kearsage )) художника , созданной в августе 1864 года, передана некоторая энергетика картины «Бой „Кирсарджа“ и „Алабамы“». Кроме того, на этой же гравюре на переднем плане, также как и у Мане, присутствуют фигуры, спасающиеся на частях плавающего рангоута . Американский историк искусства отмечал воздействие на Мане в батальной сцене приёмов японской гравюры .
Советский искусствовед Антонина Изергина писала, что живопись Мане не в полной мере соответствовала творческим устремлениям импрессионистов , к которым его обычно относят, так как он выделялся на их фоне своей независимостью, особым путём. Он не хотел порывать с классическим искусством и именно поэтому могла появиться такая картина на батальный исторический сюжет как «Бой „Кирсарджа“ и „Алабамы“»:
Мане, со своим удивительным даром обобщения, с лаконизмом, чувством монументального масштаба, намечал более широкий путь, чем тот, по которому пошли импрессионисты. Он хотел сохранить и многогранную характеристику образа, и большое содержание, и даже тематическую картину. Отсюда его пристрастие в ранние годы к своеобразному сплаву классических мотивов с современным их претворением, отсюда его поиски большой темы в современной действительности. Мане жадно ухватился за такое событие, как бой „Кирсежа“ с „Алабамой“…
По оценке Томпсон, несмотря на предположения о некотором стороннем влиянии, картина Мане является по тем временам очень смелым произведением. Это касается высокого положения линии горизонта, а также завышенной точки зрения, что до того имело мало прецедентов и было одним из самых поразительных аспектов картины . Мане написал довольно много работ на морскую тематику, хотя они и не входят в число самых известных в его творчестве. Возможно свою роль в этом направлении его искусства сыграли автобиографические воспоминания, в частности, морское путешествие в Америку с посещением Бразилии в шестнадцатилетнем возрасте, а также многочисленное время проведённое на побережье Ла-Манша . Исследователи считают, что одним из мотивов обращения Мане к современной тематике в виде батального сюжета стали его анти бонапартистские и антирабовладельческие взгляды . По мнению советского историка искусства Андрея Чегодаева , батальный сюжет во многом заинтересовал живописца из-за его республиканских взглядов, одобрением борьбы северян против южан. Кроме того, большую роль для замысла картины сыграло преклонение художника перед красотой природы, моря . Достоверность картины и некоторые свидетельства породили предположения о том, что автор лично присутствовал во время сражения, однако, по мнению Чегодаева, подтверждения этому факту не находится . Историк импрессионизма Джон Ревалд писал, что Мане в то время находился в Шербуре и сделал зарисовки для картины . Биограф художника Анри Перрюшо также был уверен, что тот побывал на месте сражения вместе с другими маринистами и, более того, сделал наброски находясь на лоцманском судне. По описанию Перрюшо, художник вернулся в Париж, где приступил к работе с подлинным вдохновением: «На этот раз художнику не было нужды искать сюжет. Поспешив в Париж: он пишет „то, что видел“: сражающиеся суда, море, зыбь на волнах, а на первом плане — парусник, переполненный зрителями; среди них угадывается сам художник с цилиндром на голове» . Возможно, эта версия основывается на сообщении журналиста Антонена Пруста , сделанного в 1897 году о том, что его друг Мане «сел на лоцманскую лодку и из первых рук написал встречу двух американских судов». Однако современные исследователи отвергают такой ход событий, указывая на то, что Мане написал картину в своей парижской студии, основываясь на информации из вторичных источников . Чегодаев указывал, что сведения о том, что Мане был очевидцем гибели «Алабамы», восходит к «легенде», сочинённой Адольфом Табараном ( Adolphe Tabarant ), никогда не стеснявшимся выдавать свои гипотетические предположения за факты .
В июле 1864 года, когда «Кирсардж» на непродолжительное время зашёл в порт Булонь , он стал местной достопримечательностью. Многие любопытные подплывали к кораблю, подымались на его борт. В этот период в городе на отдыхе находился Мане, который в письме критику писал о своих впечатлениях от осмотра «Кирсарджа»: «Мой рисунок оказался довольно верным. Теперь я смог написать корабль таким, каким он смотрелся на воде». Из этих слов также делают вывод о том, что художник всё-таки не был свидетелем сражения .
Во время и после пребывания в Булони художник написал несколько морских пейзажей как маслом, так и акварелью , в том числе продолжив тему североамериканского корабля. Чегодаев выделил из них прежде всего три работы: «„Кирсардж“ в Булони» (два варианта: 22,5 × 33,5 — акварель и 91 × 100 — масло) и «Выход из Булонского порта» (73,6 × 92,6 — масло) . Особенно искусствовед хвалил последнюю работу, являющуюся, по его характеристике, одной «из бесспорных вершин» творчества мастера . Кроме того, по предположению Вильсон-Баро, основанном на рентгеновском исследовании «Боя „Кирсарджа“ и „Алабамы“», побывав в Булони летом 1864 года Мане приобрёл новое видение относительно выбора колористических эффектов в морском пейзаже. После этого в картину были внесены ряд изменений: добавлены более усиленные тона бирюзово-зелёного цвета, горизонт стал светлее и его линия приобрела неровный, изломанный характер. Однако относительно хронологии дальнейшего развития первоначального замысла исследовательница затруднилась ответить — это может быть как 1867 год, так и 1872 год, то есть видимо перед тем как картина выставлялась на публике .
Около двух третей , а по некоторым оценкам даже больше , оригинальной, смелой композиции (128.9 × 137.8 см) занимает водное пространство, вокруг которого размещены гражданские суда и корабли ведущие артиллерийскую дуэль. В центре верхней части изображена накренившаяся и тонущая «Алабама». Её корма уже затоплена водой, а передняя часть неуклюже приподнята, обнажая треугольник светло-серого киля . За поверженным противником почти на линии горизонта едва виднеется «Кирсардж». В клубах дыма шлюп практически неузнаваем, на его принадлежность указывает развевающийся на ветру флаг Союза . На переднем плане представлено французское лоцманское судно (видимо катер Les Deux Jeunes , который спас более десяти членов экипажа «Алабамы»), которое направляется на помощь моряку, уцепившемуся за деревянные обломки рангоута — эта деталь изображена практически в центре . «Дирхауэнд» находится в правой верхней части, дальше всех из кораблей, уже на самой линии горизонта. Его живописные детали (красно-синий флаг, синий вымпел на грот-мачте ) перекликаются с французским триколором на лоцманском судне. Над английской яхтой поднимаются белые облака, а сквозь серый дым и облака в верхней части полотна пробивается голубое небо . В правом нижнем углу содержится подпись художника — Manet .
Картина впервые была представлена публике в июле 1864 года в витрине парижской типографии издателя на улице Ришельё, 79 . Полотно получило, по оценке Перрюшо, некоторый успех у публики и критиков . 18 июля 1864 года Бюрти на страницах ежедневной газеты поздравил автора «с редкостной мощью воплощения» . Мане предполагал выставить полотно в Парижском салоне 1865 года, но друзья убедили его не делать этого, так как после демонстрации у Кадара, картина утратила эффект «новизны» . В 1867 году оно выставлялось в Париже в галерее на авеню Альма . Маршан и коллекционер Поль Дюран-Рюэль , один из первых покровителей художников-импрессионистов, приобрёл картину в январе 1872 года в рамках крупной покупки в мастерской Мане . Торговец купил двадцать три картины, заплатив за них 35 000 франков. Среди них, кроме «Боя „Кирсарджа“ и „Алабамы“», были « Испанский гитарист », «Мадемуазель В. в костюме тореадора»; цены колебались от 400 до 3 000 франков .
Весной 1872 года Мане решил представить работу в первом послевоенном Салоне, с этой целью он попросил Дюран-Рюэля одолжить её на период выставки. По оценке Перрюшо, полотно получило «горячий» приём у критики, в частности, оно «восторженно» было оценено в обширной по меркам газетной статьи «Эдуар Мане — художник моря», писателя и публициста Барбе д’Оревильи , напечатанной 4 июля 1872 года в Le Gaulois . Чегодаев писал, что в этом отзыве автор не упоминал ни про исторический контекст картины, ни про Гражданскую войну в США, ни о победе корабля Северян. В этом дифирамбе «в античном смысле» д’Оревильи предстал в роли судьи новаторского творчества Мане, которого не было со времён Шарля Бодлера , и о котором автор статьи отзывался как о потенциально великом критике, чью жизнь унесла ранняя смерть. «Он любил отвагу, и смелость Мане его не пугала…», — отметил д’Оревильи. Картину, по его наблюдению, нельзя в полной мере отнести к пейзажам, а её автора к пейзажистам. В этом «великом» произведении автор сумел оживить своей кистью «затасканный испокон века сюжет» — морской абордаж . Художник избежал банальности и поместил противоборствующие суда не в центр изображения, а на линии горизонта. «Он своевольно уменьшил их размеры: но море, которое пенится у самого нижнего края полотна, достаточно сильно говорит о сражении, и оно грознее всякого боя. Битва угадывается по его валам, по его раскрывшимся безднам и кипящим водоворотам… Теперь он обручился с Природой! Как дож Венеции он бросил в море обручальное кольцо , и я могу поклясться, что кольцо это из чистого золота». Другие критики, по оценке Чегодаева, обошли молчанием работу Мане. В частности, в целом благожелательно настроенный к художнику критик , охарактеризовал её в довольно туманных фразах, не дающих представление о его отношении к ней: одобрительном или отрицательном . Чегодаев оценивал картину высоко, он отмечал в ней синтез исторического батального жанра живописи и мастерски выполненного пейзажа. Она ему представлялась одной из самых новаторских в творческом наследии Мане, который «построил композицию картины со смелой асиметрией , с резким диагональным прорывом пространства, с точкой зрения не только вдаль, но и сверху…» Также искусствовед подчёркивал и смелые колористические решения художника, в частности, в изображении моря, где в этом отношении тот сумел превзойти Гюстава Курбе с его грузной, плотной манерой письма. В противоположность ему Мане, сумел передать «переливающуюся, мерцающую рябь всевозможных оттенков синего, голубого, бирюзового цвета, отражающую солнце». В подтверждение свой точки зрения Чегодаев привёл оценку советского искусствоведа Валерия Прокофьев о том, что море у Курбе передано с « земли », а Мане — « с моря же » .
После приобретения картины Дюран-Рюэлем в 1872 году и её перепродажи она находилась в собственности нескольких ценителей импрессионизма: издателя Жоржа Шарпантье, оперного певца Жана-Батиста Фора , журналиста и искусствоведа Теодора Дюре. Большую часть времени картина находилась на хранении у Дюран-Рюэля, поскольку эти клиенты имели финансовые связи с его галереей. Известно, что в 1884 году она выставлялась в Париже , а в 1886 году находилась на организованной Дюран-Рюэлем выставке в Нью-Йорке . После этого Дюре попытался убедить французское правительство выкупить картину, чтобы оставить её на родине, но ему это не удалось. В итоге в октябре 1888 года её приобрёл Дюран-Рюэль за день до того, как галерея, продала её за 15 000 долларов американскому коллекционеру , после смерти которого, последовавшей в 1917 году, его собрание искусства было передано в дар Художественному музею Филадельфии , где оно и хранится с тех пор . После этого «Бой „Кирсарджа“ и „Алабамы“», кроме Филадельфии, был представлен на выставках в городах Нью-Йорк, Чикаго , Детройт , Париж .