Interested Article - Новые скучные

Новые скучные — термин, предложенный критиком Валентином Дьяконовым для обозначения ряда российских молодых художников нулевых годов, «избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям», для которых «похожесть на западные образцы возведена в принцип» , а «политизация проявляется прежде всего на уровне демократизации методов работы художника» . В начале 2010-х у представителей направления смещается фокус внимания «в сторону менее модернистского и претенциозного « музея », то есть происходит «обращение к музею как к медиуму выставки» .

История возникновения и развития термина

Термин «новые скучные» впервые появился в 2010 году в одноимённой статье арт-критика Валентина Дьяконова, посвящённой участниках III Московской биеннале молодого искусства «Стой! Кто идёт?» . ««Скучные» на тот момент противопоставлялись разного рода «диким», «экзотичным» проявлениям российского искусства. Общность эстетических установок и ориентация на интернациональный язык современного искусства подкреплялись исторической общностью. Большая часть приписываемых к «новым скучным» художников училась в Институте проблем современного искусства у Станислава Шурипы, а затем стажировалась в Швеции, в Гетеборгской художественной академии. В диалоге с художником Арсением Жиляевым Дьяконов окончательно артикулировал термин, добавив к скромности, аскетизму и стандартизированности, подобной шведской стенке из магазина IKEA , критическую окраску и антиспектакулярную исследовательскую направленность. Вслед за публикацией диалога последовал ряд критических статей, направленных против эстетических принципов, выдвинутых Дьяконовым, который сам занимал дистанцированную позицию, не говоря ни «да», ни «нет» в адрес описываемого явления. Квинтэссенцией полемики вокруг «скучных» стала опубликованная в журнале Artforum статья Екатерины Дёготь , которая попыталась реинтерпретировать искусство молодых художников конца нулевых уже с точки зрения критического дискурса. Ответ Дьяконова закрепил озвученные ранее тезисы» .

В 2014 году в Московском Музее Современного Искусства открылась выставка «Детектив» (куратор Валентин Дьяконов, архитектор Ольга Трейвас) , подводившая своеобразный итог деятельности «новых скучных» .

Круг художников

Большая часть «скучных» художников вышла из Института проблем современного искусства . Дьяконов относит к ним таких художников, как Арсений Жиляев , Александра Сухарева , , Александр Повзнер и др. Список участников выставки «Детектив»: Сергей Хачатуров , Любовь Попова, Александра Сухарева , Сергей Сапожников , Софья Дымшиц-Толстая, Сергей Никитин, Юлия Ивашкина, Илья Долгов , Дмитрий Шубин, АЕС+Ф , Валерий Айзенберг , Николай Алексеев , Сергей Лоцманов, Наталья Зинцова, Александр Повзнер , Анна Титова, Илья Орлов, Стас Шурипа , Арсений Жиляев , Максим Спиваков, Валентин Ткач, Устина Яковлева , Наталия Турнова , Михаил Толмачев, Кришс Сальманис, Дарья Иринчеева, Иван Михайлов, Сергей Огурцов , Анна Паркина , Кирилл Макаров , Иван Горшков , Кирилл Глущенко .

Цитаты

  • Жиляев А. «Время работает на коммунизм» (из проекта «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы»), 2010-2012
    «Одно из самых сильных и необычных направлений в новом искусстве представляют художники, которых можно назвать новыми скучными. Это мальчики и девочки, избравшие путь максимальной адаптации к мировым настроениям. Их произведения напоминают продукцию самых высоколобых арт-школ Европы и США, и неспроста: многие из них успели поучиться за рубежом. В принципе русское искусство последних лет не отличается каким-то особым национальным своеобразием, но у «новых скучных» похожесть на западные образцы возведена в принцип. Идеологически они против гламура и искусства как товара, стилистически близки заокеанскому концептуализму 1970-х. Рулевым этого направления можно считать 27-летнего Арсения Жиляева, на « Стой! Кто идет? » он курирует одну выставку («Редкие виды» в PROEKT_FABRIKA ) и участвует ещё в пяти. Посмотреть на «новых скучных» можно на выставках с самыми веселыми и поэтичными названиями: «Интимный капитал» в ArtRaum, «Чудеса безделья» в ММСИ , «Введение в призрачность» в М'A РС е и многих других» Валентин Дьяконов, 2010 .
  • «...«новые скучные» – это попытка политизации российской эстетики, оставшейся после 00х. И политизация эта проявляется прежде всего на уровне демократизации методов работы художника. Прежде всего аскетизм выразительных средств, попытку работы с низовыми вытесненными из искусства материалами и темами (если посмотреть на ситуацию формирования художников многое становится понятным, ведь речь идет о поколении пришедшем на смену гламурному внеисторическому сну нулевых). Даже ручной труд в контексте индустриализации современного искусства становится линией сопротивления. Но сразу оговорюсь, что этот локальный ответ на запрос времени может совершенно радикальным образом поменять свои акценты, если мы переместим его в иную политическую ситуацию. Сегодня все больше и больше художников выходят на митинги протеста, что не может не радовать меня. Однако это далеко не всегда проявляется в искусстве, по крайней мере на уровне риторики. Скорее имеет место работа по построению автономии искусства, но предполагающей активное включение художника в политическую жизнь. Это похоже на истории жизни художников-минималистов, многие из которых были политически ангажированными (например, Дональд Джад открыто заявлял о своих симпатиях анархистам, Роберт Моррис был социальным активистом, участником профсоюза художников и т.д.), но их ангажированность проявлялась в попытке создать проект предельно свободного искусства» Арсений Жиляев, 2010 .
  • «Несмотря на идущие встык международные успехи, «новым скучным» есть куда расти — по крайней мере ни одна из инсталляций Титовой и Сухаревой пока не вызывает легкого головокружения и неописуемого восторга, характерного для встречи с произведениями их старшей коллеги из Франции Татьяны Труве. Ведь мода на семидесятые пройдет. Будем надеяться, что «новые скучные» останутся. С ними веселее» Валентин Дьяконов, 2012 .
  • «В свое время термин «новые скучные» был связан с ранними этапами деятельности определенной группы художников – Арсения Жиляева, Ани Титовой и с выставками, которые они делали, например, «Машина и Наташа» в ЦТИ «Фабрика». Тогда этих художников объединял новый подход к материалу, отличавшийся от того, что мы видели в 90-е годы. Художники нового поколения максимально холодно относятся к материалу. Всю концептуальную начинку своих работ они не выкладывают в виде узнаваемых фольклорных образов и текстов. Они обладают интернациональным пониманием того, что такое форма, как выделить уникальный изобразительный элемент. Эти художники вписывались в общее направление возвращения к идеалам сложного – документального и одновременно эфемерного – искусства 1970-х, часто политически острого. Время их разнесло по разным направлениям, хотя соответствия даже у нынешних оппонентов бывают весьма и весьма яркие. Поколение «новых скучных» было описано мной в связи с попытками художников отойти от литературы (или даже анекдота) и приблизиться к философии материала и формы» Валентин Дьяконов, 2014 .
  • «Большая часть учеников Станислава Шурипы в его, уже можно сказать, «золотой» период как раз занималась тем, что переводила на русский язык интернациональные тенденции 2000-х, главной из которых был интерес к переосмыслению модернизма . Однако в начале нового десятилетия у них — и уже, наверное, пора перечислить их имена: это Арсений Жиляев, Анна Титова, Александра Сухарева, Александр Повзнер и другие — произошла явная трансформация, смещение в сторону менее модернистского и претенциозного «музея», то есть обращение к музею как к медиуму выставки, что гораздо ближе в том числе и к московскому романтическому концептуализму, и к более критичным концептуальным трендам последних лет (самая крупная манифестация интереса к музею — это, конечно, Венецианская биеннале 2013 года , как бы к ней ни относились). Подобная музеефикация появилась у Арсения Жиляева в его выставках «Новый музей революции» (она была показана в Воронеже в начале 2009 года), а затем «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» 2012 года и «Педагогическая поэма» (2012 год; сокуратор — Илья Будрайтскис) . На выставке представлен скандально известный «Мечтатель» , часть «Музея пролетарской культуры». Интерес к музеологии прослеживается и у других воронежцев. В проекте «Азой» (2012—2014) Илья Долгов обращается к методам первых натуралистов и музеям естественной истории. На выставке в ММСИ зритель видит, собственно, сам Азой — полувымышленный вид существ, которые находятся в промежуточной стадии между живой и неживой природой, а также несколько старых, обшарпанных витрин с натуралистическими зарисовками. Николай Алексеев представляет часть своего проекта, впервые показанного в «Галерее 21», где выставлен архив форм и фотографий с отсылками к первым энциклопедистам и классификаторам. Анна Титова, прошедшая путь от экспериментов, близких к творчеству Мартина Бойса, до эффектных скульптурных инсталляций, зависающих где-то между полотнами Станислава Шурипы и концептуальным формализмом Лиама Гиллика , представила на выставке «Детектив» развитие проекта «Ритуалы сопротивления» (2013). Вновь это музей художника, где особое внимание уделяется способам репрезентации и истории искусства. И, наконец, сам Станислав Шурипа, который показывает в ММСИ проект, возникший как впечатление от посещения этнографического музея в Гетеборге, — в очередной раз художник сталкивает зрителя с материализованными условностями музейного показа» Катя Морозова, 2014 .

Источники

  1. Дьяконов В. от 18 мая 2015 на Wayback Machine // Коммерсантъ Weekend. — 2010. — 25 июня.
  2. Мачулина Д. от 29 марта 2013 на Wayback Machine // www.polit.ru. — 2012. — 5 июня.
  3. Мойст В. (недоступная ссылка) // newvosti.ru. — 2012. — 10 авг.
  4. Дьяконов В., Жиляев А. . web.archive.org (9 ноября 2010). Дата обращения: 13 июля 2023. Архивировано из 17 апреля 2021 года.
  5. Катя Морозова. . www.colta.ru (22 июля 2014). Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  6. Degot, Ekaterina (амер. англ.) . www.artforum.com . Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  7. Валентин Дьяконов. . MC ART (17 декабря 2010). Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  8. (англ.) . mmoma.ru . Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  9. . cargocollective.com . Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  10. Дьяконов В. от 31 марта 2013 на Wayback Machine // Артгид. — 2012. — 4 июня.
  11. Валентин Дьяконов. . www.kommersant.ru (24 июля 2009). Дата обращения: 13 июля 2023. 26 сентября 2022 года.
  12. . Aroundart.org (28 июля 2014). Дата обращения: 13 июля 2023. 25 сентября 2017 года.
  13. . The Art Newspaper Russia (17 июля 2013). Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  14. (англ.) . galereja-hlam.livejournal.com . Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  15. Мария Семендяева. . www.kommersant.ru (27 июля 2012). Дата обращения: 13 июля 2023. 7 июня 2023 года.
  16. Валентин Дьяконов. . www.kommersant.ru (17 ноября 2012). Дата обращения: 13 июля 2023. 24 сентября 2019 года.
  17. Ольга Мамаева. . Арт-Хроника (04.04.13). Дата обращения: 13 июля 2023. 13 июля 2023 года.
  18. Prize, Kandinsky (рус.) . Kandinsky Prize (17 сентября 2013). Дата обращения: 13 июля 2023. 11 сентября 2016 года.
Источник —

Same as Новые скучные