Interested Article - Ешь ананасы, рябчиков жуй

«Ешь ананасы, рябчиков жуй…» стихотворение русского советского поэта Владимира Маяковского , написанное в 1917 году.

Дом 7 на Марсовом поле в Санкт-Петербурге , где было написано стихотворение

История

Стихотворение было написано в период между февралём и октябрём (по другим данным, в сентябре или октябре ) 1917 года. По словам Владимира Маяковского, он сочинил его, сидя за столом в петроградском артистическом кабаре «Привал комедиантов» ( Марсово поле , 7 ) :

К привалу стали приваливаться остатки фешенебельного и богатого Петербурга. В такт какой-то разухабистой музычке я сделал двустишие…

Впервые опубликовано в первом номере московского журнала пролетарской сатиры «Соловей» 6 января 1918 года (24 декабря 1917 года по старому стилю) . Оно сопровождалось карикатурой , изображающей богатое застолье.

Позже стихотворение было включено в поэму Маяковского « », напечатанную в 1924 году.

Содержание

Суть стихотворения продиктована временем его создания: последними месяцами перед Октябрьской революцией : лирический герой предрекает представителю привилегированного класса скорую гибель. В качестве признака, маркирующего оппонента, выступает дорогая еда — ананасы и рябчики. В этом обнаруживается привычный для лирики Маяковского мотив, в котором идеологический противник обозначается жирным, богато либо неэстетично едящим. Например, одна из глав доклада Маяковского «Перчатка» называлась «Складки жира в креслах» . Та же метафора встречается в поэмах « Облако в штанах » («А улица присела и заорала: // „Идёмте жрать!“», «а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет; // лопались люди, // проевшись насквозь, // и сочилось сквозь трещины сало») и « Люблю » («Я // жирных // с детства привык ненавидеть»). Стихотворение « Нате! » построено на этом мотиве («Через час отсюда в чистый переулок // вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста // где-то недокушанных, недоеденных щей».

Поэт Константин Кедров полагает, что упоминание ананасов — отсылка к знаменитому стихотворению « Ананасы в шампанском » Игоря Северянина , с которым Маяковский вёл литературную полемику. По мнению Кедрова, и в этом стихотворении поэт соревнуется с давним оппонентом .

Особенности

С формальной точки зрения стихотворение представляет собой двустишие - монорим с мужской рифмой. Это первое двустишие в творчестве Маяковского: в дальнейшем он будет часто их использовать во время работы в « Окнах РОСТА », при создании агитационных и рекламных плакатов .

Реакция и критика

Фрагмент страницы из журнала «Соловей» со стихотворением и карикатурой

Культуролог Наталия Лебина считает стихотворение Маяковского показателем государственной политики раннесоветского периода в области питания: по её мнению, большевики стремились воспринимать пищу утилитарно, в качестве «сугубо насыщающей субстанции» .

Филолог Михаил Эпштейн в 1991 году отмечал, что образ «буржуя» в отечественной культурной среде складывается как раз на основе этого стихотворения: «Толстый, откормленный, как на заклание: лежит на печи, помыкает своими тощими работниками, прячет капитал под подушкой, слюнявыми пальцами его пересчитывает, дрожит от жадности» .

Отражение в культуре

Стихотворение получило крайне быстрое распространение в языковой среде. По воспоминаниям Маяковского, эти строки напевали матросы, штурмовавшие Зимний дворец в Петрограде во время Октябрьской революции :

Это двустишие стало моим любимейшим стихом: петербургские газеты первых дней Октября писали, что матросы шли на Зимний, напевая какую-то песенку: Ешь ананасы.... и т. д.

Этот факт подтверждал и писатель Лазарь Лагин : однажды он присутствовал на творческом вечере Маяковского и ответ на зрительский упрёк, что стихи поэта непонятны рабочему классу, встал и прокричал двустишие «Ешь ананасы, рябчиков жуй…» :

С этим стишком матросы штурмовали в Октябре Зимний! Или, может быть, эти стихи непонятны!

Двустишие включено в «Словарь крылатых слов и выражений» (М., 2005) и толкуется как «шутливо-ироническая угроза в чей-либо адрес» .

Стихотворение широко используется в русскоязычных средствах массовой информации — как целиком, так и первая строчка .

Примечания

  1. Маяковский В. В. Собрание сочинений: В 12 тт / Ред. В. В. Макаров. — М. : Правда , 1978. — Т. 1. — С. 417.
  2. mayakovskiy.lit-info.ru . Дата обращения: 16 июня 2021.
  3. . Маяковский на берегах Невы . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  4. Маяковский В. В. Только не воспоминания // Собрание сочинений: В 12 тт / Ред. В. В. Макаров. — М. : Правда , 1978. — Т. 11 . — С. 361 .
  5. Быков Д. Л. Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях. — М. : Молодая гвардия , 2016. — С. 149. — 827 [5] с.
  6. Константин Кедров . . Известия (15 мая 2007). Дата обращения: 16 июня 2021. 27 ноября 2018 года.
  7. . mayakovskiy.lit-info.ru . Дата обращения: 16 июня 2021.
  8. . mayakovskiy.lit-info.ru . Дата обращения: 16 июня 2021.
  9. Лебина Н. Б. Cоветская повседневность. Нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. — М. : Новое литературное обозрение , 2016. — 204 с. — ISBN 978-5-4448-0560-2 .
  10. Эпштейн М. Н. . Emory University . Дата обращения: 16 июня 2021. 20 июня 2020 года.
  11. Лазарь Лагин . Жизнь тому назад: [Воспоминания о В. В. Маяковском] // Аврора . — 1974. — № 4 . — С. 67—72 .
  12. Вадим Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М. : Локид-Пресс, 2005.
  13. . Sputnik Таджикистан (3 ноября 2020). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  14. Владимир Левченко. . Эхо Москвы . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  15. Валентина Оберемко. . aif.ru (29 марта 2019). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
Источник —

Same as Ешь ананасы, рябчиков жуй