Interested Article - Сионистско-социалистическая рабочая партия
- 2020-12-31
- 2
Сионистско-социалистическая рабочая партия ( ССРП ) — одна из наиболее значительных еврейских политических партий. Первые попытки образования ССРП относятся к началу 1904 г. (силами еврейских ремесленников и интеллигентов, отколовшихся от « Поалей Цион »). В Вильно был образован временный Центральный Комитет. Позже координирующие функции перешли к Варшавской организации партии, которая в июле, 1904 г. созвала в Варшаве конференцию. На ней избрано Организационное Бюро, усилиями которого 23 декабря 1904 г. открыта учредительная конференция в Одессе. Форум, закончивший свою работу из-за арестов делегатов лишь в феврале 1905 г., наметил основные вехи будущей программы партии, главным образом, по вопросу территориализма (то есть положения о месте компактного проживания евреев), определил свою тактику на предстоящий VII сионистский конгресс и избрал ЦК ССРП. Основными теоретиками и лидерами ССРП считались Н. Сыркин , Б. Борохов .
После учреждения ССРП выступила с «Декларацией», в которой изложены теоретические основы программы партии. Положения «Декларации» в ноябре 1905 г. были дополнены в первом номере центрального органа партии «Дер идишер пролетариер» («Еврейский пролетарий»). Главной задачей еврейского пролетариата ССРП считала борьбу за создание еврейского государства в Палестине или временно на какой-либо другой территории, где евреи составляли бы большинство и жили бы компактно. «Территориализм должен … быть кардинальным пунктом программы-минимум еврейского пролетариата. Но реализация территориализма — длительный процесс, и в пределах этого процесса еврейский пролетариат должен улучшить своё положение, укрепить свои классовые позиции, а это возможно только при демократизированных формах жизни… В территориализме заинтересованы, кроме пролетариата, и другие слои еврейского народа, а потому задачей еврейского пролетариата является пробудить в еврейском обществе все его здоровые демократические территориалистические элементы…» На таких теоретических предпосылках была построена программа и тактика ССРП. Трактовка вопроса о террориториализме являлась одним из основных отличий программы социал-сионистов от программы « Поалей Цион ». В главном все еврейские социалистические партии были единодушны, заявляя, что решение еврейского вопроса возможно не в результате социалистической революции в странах «диаспоры», а лишь путём создания «автономного еврейского национального государства».
Дальнейшее развитие и конкретизацию программа ССРП получила в резолюциях I съезда партии (февраль 1906 г., Лейпциг). Резолюции определяли отношение ССРП к основным вопросам текущего политического момента и еврейской жизни, оценку ею других политических партий. В отношении первой Государственной Думы социал-сионисты признали единственно целесообразной тактикой «активный внешний бойкот», который один только представляет собой наилучший способ дискредитировать Думу и лишить её авторитета в глазах народа". По вопросу о вооружённом восстании съезд сионистов признал «необходимым вести широкую неустанную агитацию в целях подготовления всеобщего вооружённого восстания, к которому неизбежно ведёт Великая Российская Революция». I съезд ССРП высказался за участие представителей еврейского пролетариата во Временном правительстве. Двойственную позицию заняли социал-сионисты в вопросе о терроре. С одной стороны, развивая социал-демократическую аргументацию, I съезд признал, что вообще террор не может быть самостоятельным средством борьбы сознательного пролетариата. С другой стороны, съезд допускал возможность применения террористических актов в целях самообороны еврейского населения против черносотенных погромщиков.
На I съезде были существенно дополнены национально-политические требования социал-сионистов, которые высказались против национальных избирательных курий и за пропорциональное представительство по партиям, отвергли национальную и национально-культурную автономию, считая её реакционной утопией «буржуазно-ассимиляторских и реакционно-национальных элементов» и выдвинули требование национальных школьных союзов и равноправия языков. Реализацию принципа территориализма социал-сионисты считали возможной лишь после достижения контактов с буржуазно-территориалистическими элементами и превращения ССРП во «всеобщую еврейскую социал-демократическую партию», для чего ЦК предписывалось вступить в более «тесные сношения с территориалистско-социалистическими организациями» за границей, готовя этим почву для будущего объединения.
I съезд социал-сионистов официально закрепил своё отношение к Российской социал-демократической рабочей партии и к Бунду . Исходя из того, что еврейский пролетариат, благодаря специфическим условиям своего существования, нуждался, по мнению членов ССРП, в самостоятельной социал-демократической организации, а РСДРП проявила определённое стремление слить в одну организацию разнородный по национальному составу пролетариат России и пыталась подчинить «интересы пролетариата угнетённых национальностей интересам пролетариата господствующей национальности», съезд ССРП нашел, что РСДРП должна состоять из «самостоятельных, национальных социал-демократических организаций, объединённых на федеративных началах». Одновременно в решениях съезда высказывалось требование бороться с попытками РСДРП вовлечь в свои ряды представителей еврейского пролетариата и с «буржуазно-ассимиляционной идеологией еврейской „искровской“ интеллигенции, фальсифицирующей перед российским пролетариатом истинные интересы еврейского пролетариата». Резко отрицательная оценка давалась сионистами Бунду . По их мнению, последние не опирались на интересы еврейской массы во всей их полноте, проповедовали этический социализм, игнорировали значение производственных сил в борьбе рабочего класса за социализм и, учитывая их «слабые экономические позиции», непременно должны были скатиться к анархизму. Бунд критиковался также за отсутствие «твердой позиции в национальном вопросе». Социал-сионисты пришли к выводу, что Бунд «затрудняет дальнейшее движение еврейского пролетариата по пути освобождения от классового и национального гнёта».
В 1905-07 гг. организации ССРП имелись во всех 15 губерниях «еврейской оседлости» и в центре России и насчитывали к середине 1906 г. — 24 210 человек (по данным газеты «Дер Нойер Вег» («Новый путь»)). По другим данным, общая численность сионистских партий в России в 1905-07 гг. колебалась в пределах 10-20 тысяч человек. ССРП в период Революции 1905-07 гг. имела свои организации «более чем в 120 городах и местечках России и за рубежом». Социальную основу партии в этот период составляли представители радикально-демократических слоев общества (кустари, ремесленники, приказчики), еврейской интеллигенции и националистически настроенные элементы рабочего класса. В период острых столкновений революционных сил с самодержавием в 1905-07 гг. ССРП призывала своих членов не участвовать в политической революционной борьбе. Сыркин, например, считал, что «еврейские рабочие … должны признавать чисто экономическое движение; политикой той страны, в которой они живут, они интересоваться не должны, как евреи; их политикой должен стать сионизм». С конца 1905 г. ССРП принимала активное участие в профсоюзном движении, имея определённую опору в союзах перчаточников, горничных, сапожников, часовщиков. При этом социал-сионисты отстаивали внепартийный характер объединений. В некоторых городах члены ССРП принимали участие в стачках, митингах, демонстрациях и отрядах самообороны. ССРП активно занималась также литературно-издательской деятельностью. В 1905-07 гг. в стране издавалось до десятка периодических изданий партии (в Вильно, Варшаве, Лодзи, Одессе), но существовали они, как правило, непродолжительное время. После Революции 1905-07 гг. Революции 1905-07 гг. наблюдалась резкая эволюция ССРП вправо. К 1909 гг. Сыркин и его сторонники стали ярыми приверженцами Сиона, начали выступать за «исход» из «диаспоры», сосредоточив свои усилия на населённой арабами Палестине. Оставшиеся в России сторонники партии переключились исключительно на «культурническую» работу, занимаясь пропагандой идей идишизма («светская еврейская культура» на идише, своеобразная программа еврейской буржуазии по воспитанию молодого еврейского поколения. Была альтернативой гебраизму — программе «еврейской культуры», основанной на иврите), благотворительностью и вопросами культуры.
После Февральской революции произошла активизация деятельности сторонников социал-сионизма. В марте 1917 г. члены ССРП влились вместе с представителями Социалистической еврейской рабочей партии в Объединённую еврейскую социалистическую рабочую партию и поддержали лозунги своих лидеров о создании «национально-персональной автономии» евреев и курс Бунда на осуществление «культурно-национальной автономии». В 1917 г. в ОЕСРП насчитывалось около 13 тысяч членов. В мае 1917 г. состоялись съезды еврейских общественных деятелей (сионистов и бундовцев ) в Киеве и Екатеринославе, ставившие своей целью усиление влияния еврейской буржуазии. После октября 1917 г. социал-сионисты и их сторонники не скрывали своего враждебного отношения к большевикам и поддерживали действия «Комитета спасения», боровшегося против ВРК и СНК . Начавшаяся Гражданская война завершила процесс распада сионистских организаций в стране.
Ссылки
- Политические партии России: конец XIX — первая треть XX века. М., 1996.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2020-12-31
- 2