Interested Article - Баба Ильяс
- 2021-02-16
- 1
Шуджаэддин Абуль-Бака Баба Ильяс бин Али аль-Хорасани ( тур. Şücâ’ed-Dîn Ebû'l-Bekâ Baba İlyâs bin Ali el-Horasânî ; ум. 1240) — суфийский шейх , бывший идеологическим лидером восстания Бабаи (1239—1240).
Биография
Ранние годы
Семейные предания, изложенные потомком шейха, Эльваном Челеби, сообщали, что Баба Ильяс был мюридом хорасанского суфийского шейха , духовного лидера тариката , основанного . Баба Ильяс, вероятно, был туркменом и прибыл в Анатолию из Хорасана вместе с войском хорезмшаха Джелал ад-Дина в 1230 году. О его жизни до этого времени нет никаких данных. Прибыв в Анатолию , он поселился возле Амасьи в деревне Чат . Хотя время переселения не указано, но, согласно рассказу Эльвана Челеби, сельджукский султан Алаеддин Кей-Кубад приезжал в гости к Ильясу, то есть переселение произошло не позже периода правления Алаэддина . Согласно Х. Хусамеддину, который не указывал источников, Баба Ильяс был шейхом суфийской ложи Ханика-л Месди в Амасье с 1230 года и до восстания. Но эти данные противоречат словам Эльвана Челеби .
Ибн Биби писал, что Баба Ильяс вел простой образ жизни, работая пастухом без оплаты . С помощью амулетов он исцелял больных и примирял ссорящихся супругов, чем заслужил авторитет у простых людей . По словам историка «Баба Ильяс ещё не потерял свою идентичность шамана» . Баба Ильяс собрал мюридов и построил завию , в которой их обучал . Он пытался донести суфизм до неграмотных туркмен, лишь недавно принявшим ислам и ещё сохранявшим старые верования. Вероятно, на его идеи повлияли и исмаилиты . В представлении учеников Баба Ильяс был кем-то вроде Махди , который спасет туркмен от угнетения сельджуков .
После смерти в 1237 году Кей-Кубада, на трон был возведён его сын, Гияседдин Кей-Хосров II , который вёл «непотребную жизнь», и подозревался в том, что вступил на трон, отравив отца . Баба Ильяс обличал султана, объявляя его порочным пьяницей, забывшем о Боге, и утверждая, что послан Аллахом для борьбы с несправедливостью . Мюрид Ильяса, Исхак, который сам был из Кеферсуда и из семьи иммигрантова, был им отправлен для пропаганды в Юго-Восточную Анатолию, где было много крестьян-немусульман . По поручению Баба Ильяса там Исхак объединил вокруг себя мюридов , которые, в свою очередь распространяли его идеи . По словам Эльвана Челеби, на Баба Ильяса недобросовестные люди возвели клевету и продажный кади Кёре принял решение не в пользу Ильяса. Это подтолкнуло Ильяса восстать против султана. Так Эльван Челеби пытался оправдать своего предка за участие в восстании. Согласно А. Оджаку, то, что Ильяс отправил Исхака агитировать среди крестьян в Кеферсуд, подтверждает верность официальной версии — Ильяс принял участие в восстании не случайно .
Восстание
Баба Ильяс назначил день выступления . Ибн Биби писал, что Баба Расуль (Ильяс) обращался к хорезмийцам, призывая присоединиться к восстанию . На призывы лидера откликнулись многие крестьяне и кочевники . Туркмены тайно готовили восстание два года . Они начали продавать овец и покупать лошадей и оружие («продали своих ослов, и своих волов и своих овец, и купили лошадей, и сели на них» ). В 1240 году Исхак возглавил восстание, которое готовил вместе с учителем. Мятежникам удалось в первые дни восстания захватить Юго-Восточную и Центральную Анатолию, но у Амасьи их ждало первое поражение. Кей-Хосров послал на подавление восстания своего атабека , Хаджи Мубаризэддина Армаганшаха, который осадил Амасью . Баба Ильяс ждал Исхака в своей деревне, но, когда началось восстание, он был застигнут врасплох правительственным отрядом. Видимо, за его действиями наблюдали, его связь с восставшими и планы были раскрыты и к его дому в селе Чат отправили солдат. Ильяс смог сбежать и укрыться в замке Амасьи . Ожидая в Амасье Баба Исхака, Баба Ильяс, по словам Симона де Сент-Квентина, призывал своих последователей сражаться без страха, уверяя, что их защищает бог. Но после смерти восьми человек другие были очень обеспокоены и опечалены и спросили его: «Почему ты обманул нас и других?» На что Баба Ильяс ответил: «Завтра я поговорю с Богом в присутствии всех вас и спрошу, почему с нами случилось это несчастье» . Силы восставших Симон де Сент-Квентин оценивал как 3000 человек, по всей видимости называя лишь число учеников . Армаганшах прибыл в Амасью раньше войска Баба Исхака .
Смерть
По словам Ибн-Биби, Армаганшах занял город, арестовал Баба Ильяса и казнил его, повесив его на крепостной стене . По другой версии предводителя окружили и захватили в плен «франки», поскольку сельджукские воины медлили . Бар-Эбрей писал, что во время боя «устроили засаду этому старику ПАПА (БАБА?), Поймали его и задушили. И когда Исаак, его ученик и члены его отряда, пошли и не смогли его найти, они распространили сообщение, что „он пошел, чтобы привести ангелов на помощь“» .
Симон де Сент Квентин писал, что Баба Ильяс (Расуль) был ранен в спину и спрятался в тайном месте, чтобы его последователи не видели его мертвым, и они решили, что он, действительно, отправился призывать на помощь ангелов. Нет ясности, почему он был ранен в спину . предполагал, что, возможно, предводителя поразил предатель среди сторонников, или же, что он сам бежал . Х. Хюсам ад-Дин в «Истории Амасьи» сообщал, что после казни Баба Расуля разрубили на куски, а ночью его сторонники тайно собрали останки и захоронили в 10 км к югу от Амасьи, в деревне Чат. При этом Х. Хюсам ад-Дин полагал, что Баба Расуль и Баба Ильяс — разные личности. Он утверждал, что Баба Ильяс был помилован и жил в деревне Чат до 1259 года. Семья с фамилией Пирогуллары (сыновья святого) считает себя потомками Баба Ильяса .
Личность
Согласно современникам событий, мусульманину Ибн Биби и христианину Бар-Эбрею , а также более поздним историкам аль-Джанаби и Мюнеджимбаши, Баба Ильяс (Баба Расул) занимался колдовством . Бар-Эбрей писал, что Баба Ильяс отвергал Мухаммеда , считая истинным пророком лишь себя . По мнению Ю. Аверьянова, Баба Ильяс гипнотически воздействовал на толпу, даже на своих врагов. (Бар-Эбрей писал, что христианские воины при его появлении крестились) . Даже солдаты-сельджуки находились под влиянием слухов о Баба Ильясе . Согласно , взятые в плен Баба-Ильяс и его ученик Исхак настолько покорили султана, что Джелаладдин Руми был огорчен . Возможно, у Ильяса были видения. Его личность была окружена легендами уже в XIII веке, возможно, даже при жизни, поскольку современник, Симон де Сент-Квентин, записал их через несколько лет после восстания . Симон передал легенду, что Баба Расуль встретился в лесу с ангелом в образе крестьянина, который попросил его освободить ребёнка, похищенного волком. После того, как Баба Расуль спас ребёнка, убив зверя, ангел пообещал Баба Расулю сделать его султаном . Ильяс сам, скорее всего, верил в свою божественную миссию . Легенды о Баба Ильясе передавались из поколения в поколение и сохранились в произведении XV века «Салтук-наме» . Баба Ильяса его последователи отождествляли с Хызыром .
Хотя восстание, в ходе которого многие туркменские дервиши Вефайи, Есеви, Каландари и Хайдари собрались вокруг Бабы Ильяса, было подавлено, это ещё более сплотило выживших. Личность Баба Ильяса постепенно стала центром нового синкретического религиозно-мистического движения . Названное бабаилик (по имени Баба Ильяса), оно распространялось в Центральной и Западной Анатолии его сыном Мухлисом и другими учениками. Это движение, в свою очередь, породило движение дервишей абдалан-и Рум и бекташи в период становления Османской империи , и самое главное, оно положило начало формированию групп, называемых Кызылбаши или Рафизи .
Семья Баба Ильяса
Согласно Эльвану Челеби, у Ильяса было 5 сыновей — Омар, Яхья, Махмуд, Халис и Мухлис . Х. Хусамеддин в «Истории Амасьи» называл лишь троих сыновей Баба Ильяса: Шамс ад-Дин Махмуд Тургай, Фахр ад-Дин Али, Мухлис-паша . Потомками Баба Ильяса были Ашик Паша и Ашик-паша-заде . Последний утверждал, что Баба Ильяс был учеником Сейида Абу-ль-Вафа. Возможно, он передавал семейные предания, поскольку Абу-ль-Вафа умер в 1107 году и не мог быть учителем Баба Ильяса . Кроме того, Ашик-паша-заде и Нешри (историк XV века) писали, что последователем Баба Ильяса был суфийский шейх Гейикли Баба, прибывший к Орхану Гази в Бурсу . Последователем Баба Ильяса был и Нуре Суфи, ренегат-армянин, предок Караманидов .
Али | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баба Ильяс (1240) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Омар | Яхья | Махмуд (1240) | Халис | Мухлис (1290) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ашик Али Паша (1332) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джан | Эльван Челеби (1359) | Сулейман | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шейх Яхья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дервиш Ахмед Ашики
Ашик-паша-заде (1484) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания
- , с. 229—230.
- ↑ , p. 94.
- ↑ , p. 95.
- ↑ , с. 230.
- , p. 96.
- .
- ↑ , с. 98.
- ↑ , с. 233.
- ↑ , с. 97.
- ↑ , p. 125.
- ↑ , с. 75.
- , с. 248.
- ↑ , p. 127—128.
- , с. 234.
- , с. 235.
- ↑ , с. 250.
- , p. 474.
- ↑ .
- ↑ , с. 235—236.
- , XXXI,140.
- ↑ , с. 236.
- , p. 475.
- ↑ , с. 231.
- , p. 103.
- , с. 96.
- , p. 19.
- , с. 229.
- , XXXI,139.
- , p. 97.
- ↑ , с. 232.
Литература
- Bar Hebraeus . / Translated from Syriac by E. A. Wallis Budge . — London: OUP , 1932.
- Simon of Saint-Quentin. Pow, Stephen, Tamás Kiss, Anna Romsics, Flora Ghazaryan: . www.simonofstquentin.org . Дата обращения: 4 сентября 2020. 26 августа 2020 года.
- Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. — М. : Издательский дом Марджани, 2011. — 688 с. — (Bibliotheca Islamica). — ISBN 9785903715367 .
- Гордлевский В. А. / отв. ред. акад. И. Ю. Крачковский . — М. : Изд-во восточной литературы , 1960. — Т. 1: Исторические работы. — С. 63—64. — (Избранные сочинения).
- Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Издательство Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 . от 4 февраля 2020 на Wayback Machine
- Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
- Новичев А. Д. История Турции / Отв. редактор д-р истор. наук проф. И. П. Петрушевский. — Л. : Изд-во ЛГУ , 1963. — Т. I. Эпоха феодализма (XI—XVIII века). — 314 с.
- История стран зарубежной Азии в средние века / Ответственные редакторы: А. М. Голдобин, Д. И. Гольдберг, И. П. Петрушевский . — М. : Наука , 1970. — 640 с.
- Cahen C. . — Taplinger Publishing Company, 1968. (англ.)
- Hammer-Purgstall J. F. von . . — P. : Parent-Desbarres, 1840. от 19 сентября 2020 на Wayback Machine
- (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1991. — Vol. 4. — S. 368.
- (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — S. 373—374.
- Babailer İsyanı. — Dergah Yayınları, 2016.
- 2021-02-16
- 1