Симфоническая музыка
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфоническая фантазия ( нем. Symphonische Fantasie ; фр. fantasie simphonique ; англ. symphonic fantasia ) — жанр симфонической музыки, отличающийся (как и любая музыкальная фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием различных принципов формообразования (сонатности, вариационности, рондальности и т. д.).
Как правило, симфоническая фантазия — одночастное оркестровое сочинение, имеющее кое-либо программу или основанное на разработке народных, песенно-танцевальных тем.
Представляет собой один из вариантов симфонической поэмы или картины. Подобно той или другой, фантазия может нести в себе какую-либо поэтическую идею («Утес» Рахманинова), развернутый сюжет («Франческа да Римини» Чайковского) или содержать живописную задачу («Лес» Глазунова") .
Из этого видно, что её жанровые признаки часто не донца определены. Так, произведение «Буря» Петр Ильич Чайковский назвал фантазией, хотя это сочинение с тем же правом можно смело считать поэмой. Симфоническая фантазия Мусоргского «Ночь на Лысой Горе» обнаруживает явные признаки картинности.
В русской музыке симфоническая фантазия приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского , А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др.), чем в западно-европейской симфонической музыке («Дочь Севера» Сибелиуса).
Разновидности симфонической фантазии — оркестровое каприччо и увертюра-фантазия, указывающая на один из истоков жанра — концертную увертюру. К ним относятся «Камаринская» (подзаголовок «фантазия на темы двух рус. песен»), «Вальс-фантазия», а также «испанские увертюры» «Арагонская хота» («блестящее каприччио») и «Ночь в Мадриде» Глинки, «Увертюра на три русские темы» Балакирева, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Итальянское каприччио», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Буря» Чайковского и др.
Пьесы, построенные на свободной разработке народных песен. Примеры таких фантазий следующие:
Музыкальный энциклопедический словарь, 1990