Interested Article - Конфликт в теме Живая Этика
- 2020-01-11
- 1
На этой странице подана заявка на рассмотрение дела
Арбитражным комитетом
— группой избираемых на определённый срок участников Википедии, призванных разрешать конфликты, которые оказалось невозможно разрешить
иными методами
. Арбитражный комитет —
исключительно судебный орган
и не формирует политику и
правила Википедии
(которые формируются сообществом на основе
консенсуса
), но имеет право их интерпретировать применительно к рассматриваемому делу.
|
Внимание!
Эта страница — не место для дискуссий! Здесь могут находиться только текст заявки на арбитраж, а также пояснения заинтересованных сторон и их ответы на вопросы арбитров. Все остальные комментарии можно размещать
исключительно
на
странице обсуждения
или по прямой просьбе арбитров.
|
См. также дискуссию арбитров по этой заявке.
Заинтересованные стороны:
Суть заявки на арбитраж
Системные принципиальные разногласия редакторов статьи Живая Этика и рериховской тематики в целом. Необходимость принудительного посредничества в этой тематике. Необходимость оценки действий участников Q Valda и Van Helsing в этой тематике.
Обоснование
Рериховская тематика является конфликтной, по ней принималось уже как минимум два решения АК - АК:346 и АК:537 . Однако эти решения АК понимаются моими оппонентами односторонне. Придя в Википедию относительно недавно и начав редактировать статью Живая Этика я столкнулся с тем, что рериховскую тематику "курируют" противники учения Живой Этики - Евгений Мирошниченко (РПЦ фактически предала Живую Этику анафеме) и заблокированный в июне последователь Алисы Бейли (которая подвергалась со стороны Е.И.Рерих жесткой критике) участник Sairam - а также ещё два не совсем нейтральных участника, Q Valda и Van Helsing , придерживающихся скептически-материалистического мировоззрения (не нейтральность участника Q Valda видна из сути его правок, об этом ниже в заявке; не нейтральное отношение участника Van Helsing к предмету статьи выразилось в активной поддержке не нейтральных правок участника Q Valda , и явно просвечивает, например, : "укрепился во мнении, что даже ученым после плотного ознакомления с ЖЭ - крышу прочь" , и попытках обвинить учение Живой Этики в деструктивности и манипуляции с сознанием её адептов - ).
Возможно, в этом есть какой-то смысл, что в редактировании страниц Википедии участвуют как сторонники так и противники предметов её статей, порой с критически разными мировоззренческими платформами. Но, в таком случае, между ними обязательно должен быть более-менее нейтральный посредник.
Подробное объяснение сути начала конфликта было дано мною в этом Запросе к администраторам , по которому решение до сих пор не принято. Дополню этот запрос некоторыми пояснениями.
1. Своё редактирование статьи я начал очень осторожно, с Преамбулы - не удаляя из неё уже имеющиеся мнения, но дополнив их другими, отличными мнениями из АИ. Поэтому принципиальных претензий к моим добавлениям в Преамбулу до появления в теме участника Q Valda - не было. Основным конфликтогенным моментом было привязывание участником Sairam Живой Этики и её последователей к течениям Нью-эйдж, что, на мой взгляд, согласующийся с мнением ряда АИ и высказываниями в письмах Е.И.Рерих, - не соответствует реалиям российского рериховского движения. В ответ на создание Sairam раздела по связи Нью-эйдж и Агни Йоги, я создал обширный раздел "Философские истоки, предшественники, последователи, влияние идей" Живой Этики, чтобы показать ничтожность на общем фоне влияний и взаимосвязи идей Живой Этики на Нью-эйдж. Раздел получился важным дополнением к теме статьи, и достаточно большим - но меня в его создании вела логика исследования, а не какие-то приписываемые мне предвзятые попытки рекламирования учения Живой Этики.
2. Основные возражения моих оппонентов касались этого нового раздела, и сводились к требованию атрибутировать аффилированные источники и викифицировать новый раздел. Участник Iurius нашёл удачное решение - временно закомментировать новый раздел и раздел "Критика", требующий существенной доработки, - и в таком виде постепенно доводить его до ума. Я провёл его викификацию и атрибуцию источников, и начал постепенно возвращать его в основное пространство статьи - на что не последовало аргументированных возражений от других участников.
3. 18 июля участники Q Valda и Van Helsing начали "военные действия" против всех моих правок, при этом фактически введя меня в заблуждение о применимости правил Википедии, в частности ВП:ВОЙ и ВП:Консенсус. Тогда я был сосредоточен на содержании статьи, и слабо ещё ориентировался в тонкостях правил Википедии и её структуре - в частности, путал АК с ЗКА. И хотя до того (22 июня) участник Q Valda в подобной, но диаметрально противоположной ситуации (я вносил правки, а он их откатывал) заявлял в мой адрес предупреждение, декларируя при этом, ссылаясь на правила ВП, что "В случае, когда Ваша правка была отменена ранее другими участниками, не следует её возвращать в статью, а следует перейти на страницу обсуждения и дождаться консенсуса редакторов" - но в ситуации, развернувшейся 18-22 июля, участники Q Valda и Van Helsing сами грубо нарушили эту декларацию, грозя ещё при этом мне ЗКА (диффы есть в указанной выше моей ЗКА), который я путал с АК, искренне полагая, что прежде подачи иска на ЗКА нужно попытаться найти посредников. Позже участник Q Valda пытался представить дело так, будто его правки от 18-22 июля были не новыми правками, нарушающими консенсус, но возвратом к версии статьи до моего появления в ней. Но несоответствие действительности этого утверждения легко увидеть, сравнив старую (например, ) и новую версии статьи - он убрал, например из Преамбулы, не только все мои добавления, но и важные вторичные характеристики учения Живой Этики, например: "...претендующее на синтез всех йог и религий и указывающее на единую духовно-энергетическую основу мироздания — так называемый «Пространственный Огонь»[1]. ... Учение рассматривает духовно-нравственные стороны бытия и содержит многие медицинские, астрологические, психологические и другие знания о жизни в её многообразных аспектах[1][3]." . А также внес новые, второстепенные и ухудшающие нейтральность Преамбулы дополнения.
После внесения с 18 по 22 июля участником Q Valda неконсенсусных правок, начиная , я предложил участникам . Первое обращение за посредничеством от 16 августа осталось без ответа. Прямые обращения к ряду администраторов либо были отклонены, либо ответ до сих пор отсутствует: , , , Андрей Романенко , , , Ilya Voyager . Администратор Abiyoyo был готов стать посредником в случае согласия всех активных участников конфликта, но Q Valda, фактически, и Abiyoyo . Кроме того, мною было инициировано два обсуждения на ВУ и несколько ЗКА - все они остались без подведения итога.
Позиция моих оппонентов была двойственной - на СО статьи они не отрицали необходимости привлечения посредника, но при моих конкретных обращениях к потенциальным посредникам систематически прямыми или косвенными рассуждениями высказывали своё сомнение в необходимости посредника: , , , .
Таким образом попытки доарбитражного урегулирования конфликта не принесли результата.
Суть моей заявки распадается на две части: 1. вопросы трактовки участниками правил Википедии (с конкретными примерами применения этих трактовок в статье), решение которых имеет системный характер для всей рериховской тематики; 2. претензии к конкретным методам действий моих оппонентов.
Системные вопросы трактовки правил
Трактовка ВП:НТЗ на примере Преамбулы
Подробное описание проблемы и её подробное обсуждение представлено здесь . Моя просьба (ЗКА) о подведении итогов обсуждения на ВУ. Мои выводы, касающиеся не нейтральности, тенденциозности и неполноты Преамбулы статьи в версии участника Q Valda - К итогу (Александр Устименко) - там также мои предложения о приведении Преамбулы к нейтральному виду. Прошу АК подвести итог этого обсуждения на ВУ, или дать свою оценку обсуждаемой в нём трактовки ВП:НТЗ в своём решении по данной заявке.
Дополню ещё по тенденциозности остальных (кроме подробно разобранного первого) абзацев Преамбулы .
Тенденциозность подбора источников
В АИ (словарях и энциклопедиях) существует 7-8 нейтральных формулировок того, кто являлся соавтором Рерихов в создании книг учения Живая Этика, например: "«Ж.Э.» создана Е.И. Рерих в процессе сотворчества с махатмами (великими индийскими философами)" (Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999), или "А.И. изложена в книгах Учения, представляющих собой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е.И. и Н.К. Рерихами" (Статья Агни Йога в Новейшем философском словаре Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998), и т.д. Но участником Q Valda из всех этих формулировок была выбрана единственная, в которой конкретизируется один из Махатм Востока: "учение Живой Этики возникло в процессе их «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории)" - источник: Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
И это было сделано участником Q Valda с единственной целью - добавить в Преамбулу критику существования этого Махатмы Мории. При этом критика представлена из нерецензируемых источников гораздо меньшей степени авторитетности: Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование.— СПб.: СПбГУ, 2008; Jenkins P. Mystics and Messiahs. Oxford University Press, 2000, NYC. p.41-42.; Росов В. А. Введение / Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План.— СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002; Носачев П. Г. Рецензия на книгу. А. И. Андреев. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование // Вестник ПСТГУ.— М.: ПСТГУ, 2009. На мои замечания о несопоставимости источников утверждений и критики адекватного ответа не последовало, см. .
Также тенденциозность формулировок утверждений Преамбулы в редакции участника Q Valda заключается в несоответствии утверждения - Исследователи причисляют Живую Этику к учениям нью-эйджа[21]. - содержанию приведенных якобы подтверждающих мысль источников. См. мой анализ этих источников: и . Кроме того, эта тенденциозность заключается в "чистке" соответствующего раздела статьи, см. .
Итогом тенденциозности Преамбулы в редакции участника Q Valda является её загромождение множеством вторичных деталей, сомнительной адекватности и необходимости их присутствия именно в Преамбуле. Непосредственно само определение и характеристика учения Живой Этики сейчас занимает примерно одну восьмую, одну девятую часть от общего объема Преамбулы. В целом в Преамбуле сейчас преобладает критика учения, причём не с нейтральных научных позиций, а с позиций противников учения Живой Этики, в частности РПЦ, основанной на предвзятых подборках и выводах известного атеиста-диакона А.Кураева.
Тенденциозная подмена утверждений АИ по всей статье
Участник Q Valda выбранную им по своему разумению из нескольких альтернативных характеристик учения Живой Этики одну - "религиозно-философское учение" - распространил на всю статью путём дополнения оригинальных утверждений из АИ характеристикой "религиозное". В результате эти утверждения стали нерелевантны относящимся к ним источникам, и было нарушено правило НТЗ. Диффы таких правок: , , . Более подробное описание этих правок .
Трактовка маргинальности учения Живая Этика
Мои оппоненты трактуют понятие маргинальности в отношении учения Живой Этики - как некую абсолютную (безотносительную) маргинальность, и даже само-маргинальность - т.е. маргинальность учения (мнений его последователей) даже в статье о нём самом. Я поднял этот вопрос на ВУ - итоги не подведены. И так же привёл свою аргументацию. Прошу АК дать свою трактовку ВП:МАРГ , правомочности его применения к учению Живой Этики как философской системы, а также границ применимости этого правила в рериховской тематике.
Практическими "результатами" предвзятой трактовки правила ВП:МАРГ моими оппонентами явилось удаление из Преамбулы характеристики учения Живой Этики, данной последователями учения; и целого раздела участником Q Valda , квалифицировавшего его как рекламу маргинальной теории. Но удалённый раздел основывался далеко не только на аффилированных источниках, использованных в основном в качестве источников фактов, но и на целом ряде авторитетных научных источников, а также работах критиков Живой Этики. Подборка источников удалённого раздела зафиксирована .
Поясняющее утверждение Q Valda на : "Через некоторое время планирую почистить статью. Заранее должен предупредить, что буду строго ориентироваться на решение ВП:537#Часть 2: Применимость правил. Прежде всего буду исходить из того, что как в сфере науки, так и в философии, религии, оккультизме предмет статьи является «маргинальной теорией», поэтому полагаю, что источники сторонников Живой этики должны быть в статье минимизированы, так как они являются зависимыми (см. норму ВП:МАРГ#Независимые источники). ... "
Вопросы по авторитетности источников
По теме учения Живой Этики было защищено в системе РАН несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций. В том числе философских диссертаций, непосредственно исследующих и классифицирующих учение Живой Этики или какие-то отдельные его аспекты. Про двух или трех авторов этих диссертаций точно известно, что они являются последователями учения Живой Этики. Мой вопрос касается этих авторов и их диссертаций. Являются ли такие диссертации значимыми и авторитетными источниками для темы статьи Живая Этика и рериховской тематики в целом? Если да, то стоит ли их авторитетность на одном уровне с другими научными (диссертационными) исследованиями на эту тему, или требует дополнительной атрибуции, например, "по мнению последователей учения Живой Этики, докторов наук таких-то..."? Аналогичные вопросы и по другой группе источников - статьям последователей учения Живой Этики, опубликованным в рецензируемых научных источниках. Мне известно три таких статьи - в журналах "Вопросы философии" и "Новая и новейшая история" из списка ВАК и в периодическом "Бюллетене комиссии РАН по изучению наследия В.И.Вернадского".
Тенденции в подходе моих оппонентов к этому вопросу - довольно радикальны. Во-первых, уже упомянутые мною удаления мнения последователей из Преамбулы и раздела о влиянии идей Живой Этики на науку. Во-вторых, см. например, Евгений Мирошниченко или статей в философских словарях и энциклопедиях участником Van Helsing , или вот этот его " Комментарий : Словарь с сайта Ярославского Рериховского общества нужно ставить на КОИ. Статья может оказаться пера адепта Нью-Эйдж («Учение это предназначено для людей Новой Эпохи, которая уже брезжит.»). Последователи ссылаются на словарь в публичных выступлениях и проповедях. --Van Helsing 15:32, 28 августа 2011 (UTC)" на СО Живой Этики по поводу словаря: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. В этом же ряду стоит трактовка участником Q Valda решения АК по АК:537 , приведенная выше в разделе про маргинальность, а также в этом , выжимку из которого я .
Этот вопрос поднимался мною и на ВУ, во второй части обсуждения темы Обсуждение на КОИ - должен ли быть Итог? .
Практическим "результатом" этой тенденции моих оппонентов стала расстановка участником Q Valda практически по всей статье шаблонов "аффилированный источник" или "неавторитетный источник" - даже к тем источникам, которые были ранее атрибутированы мною как мнения последователей учения. Эта расстановка сопровождена угрозой: "В двухнедельный срок все сомнительные утверждения из аффилированных источников, которые невозможно оценить по независимым источникам на предмет их значимости и распространённости, вполне возможно, что будут удалены. --Q Valda 04:22, 7 октября 2011 (UTC)"
Прошу АК дать свою трактовку поднятых вопросов по авторитетности и значимости указанных источников для статей рериховской тематики.
Претензии по конкретным действиям оппонентов
Участники Van Helsing и Q Valda с самого начала действовали против меня совместно, поэтому я особо не разделяю их "вклад" в это дело. На плечах участника Q Valda лежала, по большей части, идеологическая работа по приведению статьи к не нейтральному состоянию, а Van Helsing больше занимался активной поддержкой правок участника Q Valda путем отката моих правок, угроз подачи и подачи ЗКА, реплик, выводящих меня из равновесия и т.п. Более конкретно:
Война правок
Общую канву событий я описал в Обосновании моей заявки. Здесь хочу добавить, что трактовка участника Q Valda , представляющая его правки от 18-22 июля как возврат к консенсусной версии до моего прихода в Википедию, постоянно использовалась моими оппонентами против меня при моих попытках вносить правки, в частности в Преамбулу статьи. Меня тут же обвиняли в нарушении ВП:Консенсус и ВП:ВОЙ - хотя я всего лишь пытался хоть как-то исправить статью после конфликтной, неконсенсусной и ненейтральной серии правок участника Q Valda от 18-22 июля. Конкретные примеры и диффы приведены на ЗКА , в том числе здесь . А также в моём запросе к администраторам Просьба защитить статью - где содержится и обсуждение позиций сторон.
В общей сложности после конфликтных правок участника Q Valda от 18-22 июля я предлагал три компромиссных варианта Преамбулы: , , - но все они были откачены моими оппонентами без особых обсуждений: , , .
Обвинение в конфликте интересов
Подробно канва событий описана мною в запросе к администраторам Преследование участника под предлогом наличия конфликта интересов . Итог запроса не подведён. Добавлю, что данные действия моих оппонентов с некоторых пор сопровождаются игнорированием моего мнения при редактировании страницы Живой Этики, например, , и в целом в .
Участник Евгений Мирошниченко заявлен мною в этой заявке почти исключительно за его участие в этом преследовании и ряд неэтичных высказываний в мой адрес в вышеприведенном запросе к администраторам. В остальном его действия хоть и не всегда нейтральны, но не системны.
Использование нерелевантных источников
В основном в разделе "Критика": . Подробно нерелевантность используемых источников я объяснял неоднократно: - но мои объяснения и замечания к разделу по большей части моими оппонентами игнорировались, мой вариант редактирования раздела отвергался, а мои расстановки на раздел шаблонов «Орисс» и «Нет ссылок» раз за разом откатывались - , , , , - без вразумительных обоснований, а иногда и с угрозами санкций на СО . 7-8 августа в разделе "Критика" были произведены косметические изменения, не повлиявшие на отсутствие релевантности используемых источников. Мои подробные разъяснения оставшихся нестыковок .
Кроме того, в Преамбуле участник Q Valda допускает подобное нарушение, которое точнее можно классифицировать как искажение содержания источников: , вначале выглядевшем более корректно: "Идеи Н. К. Рериха и Е. И. Рерих, а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей «Живой этики», являются частью движения Нью-эйдж[9]" - но в настоящее время в результате ряда трансформаций ( ) приобретшем совсем неадекватную указанным источникам и категоричную форму: "Исследователи причисляют Живую Этику к учениям нью-эйджа[21]" . Мой подробный анализ искажения содержания указанных источников и .
Игнорирование аргументов оппонента
Большинство обсуждений на СО заканчивалось ничем - моя подробная аргументация просто игнорировалась. Мои попытки делать правки по результатам своей аргументации, оставшейся без ответа - откатывались. Например, моя правка была участником Евгений Мирошниченко , а её возвраты с пояснениями на СО - участником Van Helsing и Евгений Мирошниченко .
Зачастую приходилось сталкиваться с такими ответами на мою аргументацию:
- "Против предложений per Q Valda и в связи с ухудшением смыслового содержания, [ обтекаемое выражение ] и т.д., прошу уволить от тщательного разбора." - Van Helsing на мой (+ ) раздела "Критика";
- "Выводы в интерпретациях источников неповторяемы, не следуют логически необходимо из содержания источника, приняты в обоснование чего-либо быть не могут. --Van Helsing 07:18, 31 июля 2011 (UTC)" на подборку цитат из АИ и ;
- "Скажите, а вы не могли бы излагать свои идеи где-нибудь вне Википедии? Здесь вообще-то идёт работа над статьей, и анализировать ваше высокоценное мнение участникам некогда, да и незачем. Ни один ваш вывод нормально не доказан, более того, все они сделаны с грубыми натяжками либо аргументами вида «я считаю». ... Евгений Мирошниченко 09:07, 13 сентября 2011 (UTC) " - в ответ на мой подробный ;
- ... вынужден настаивать на определении учения как религиозно-философского — это наиболее распространённая классификация. Я в курсе, что сторонники учения придерживаются мнения о нерелигиозности учения, однако это мнение не является распространённым. Обращайтесь к посредникам, либо можете сразу писать в арбитражный комитет, поскольку не вижу где тут основания для консенсуса. ... --Q Valda 07:20, 21 июля 2011 (UTC)
- Еще одна такая правка или что-то похожее - я настойчиво прошу администраторов наложить на вас топик-бан на тему теософии и Рерихов. --Van Helsing 14:15, 21 июля 2011 (UTC) и далее на мой вопрос о причинах последовало: Вам уже говорили, что если вы хотите апеллировать к ВП:НЦН, не следует совершать значительных правок в статьях, где на СО висит большая шапка о конфликтности и об ознакомлении с решениями Арбитражного комитета. Ссылки на правила об авторитетных источниках и маргинальных течениях вам вручались под роспись неоднократно. Не считаю разумным объяснять вам, что именно вы делаете в указанной правке и в ваших последних, которые также будут откачены. ... --Van Helsing 09:48, 22 июля 2011 (UTC)
- Невозможно отвечать на такие реплики, в которых с первых строк начинается невообразимых масштабов разлет с реальностью. ... --Van Helsing 07:07, 25 июля 2011 (UTC)
- ...Внутренние противоречия в ответе на п.1 думаю, не стоит детально разбирать в связи с их базированием на неверных предположениях и аналогиях. --Van Helsing 06:38, 6 сентября 2011 (UTC)
Религиозная составляющая
Религиозная составляющая - это отдельная, любимая тема моих оппонентов. Они пытаются представить меня типичным представителем Нью-эйдж. А для этого, по-видимому, надо приписать мне отрицание религиозной составляющей в учении Живой Этики. Но я уже несколько раз говорил, что придерживаюсь в своих правках существующих АИ, часть из которых эту религиозную составляющую в учении отмечает. Но всё-равно, периодически возникают такие "диалоги":
- 1) «Живая этика — философское и духовно-нравственное учение, утверждающее общечеловеческие духовно-этические ценности…» — здесь пропущено то, что учение имеет религиозную составляющую. ... --Q Valda 01:38, 25 августа 2011 (UTC) - мой ответ: 1) Читайте, пожалуйста Преамбулу в целом - про религиозную составляющую сказано в следующих предложениях моего варианта Преамбулы. --Александр Устименко 04:56, 26 августа 2011 (UTC)
- на ВП:ЗКА: Александра Устименко. Участник ... проигнорировав замечания, первой своей правкой в статье как раз убрал целый раздел о нью-эйдже, а затем и классификацию учения как религиозно-философского... --Q Valda 15:36, 25 августа 2011 (UTC) - мой ответ: Замечание Данная часть - "Участник ... первой своей правкой в статье как раз убрал ... а затем и классификацию учения как религиозно-философского [218]..." - утверждения участника Q Valda не соответствует действительности. По указанному диффу в моей правке "классификация учения как религиозно-философского" присутствует. --Александр Устименко 04:36, 29 августа 2011 (UTC)
- В диффе вы убрали классификацию учения как религиозно-философского. Отрицание очевидного. --Van Helsing 08:19, 27 августа 2011 (UTC) - и это в ответ на приведенную мною цитату из этого диффа: "Жива́я Э́тика, или А́гни Йо́га — учение, получившее в разных источниках целый спектр различных определительных и оценок, например: нравственно-духовное учение[1]; религиозно-философское учение[2] ; духовно-философское учение[3]". В первом же предложении, на почетном втором месте стоит якобы убранная мною "классификация учения как религиозно-философского"... --Александр Устименко 15:20, 26 августа 2011 (UTC)
- 2. ...Википедия не место изложению личного мнения последователя Живой Этики, отрицающего религиозную составляющую учения ... --Q Valda 11:10, 17 сентября 2011 (UTC) - мой ответ: Про религиозную составляющую я Вам отвечал уже не один раз. Последний раз . --Александр Устименко 12:30, 25 сентября 2011 (UTC)
- 3. ...Игнорировать религиоведческие источники нельзя — это нарушает ВП:НТЗ, ВП:ВЕС. ... --Q Valda 11:10, 17 сентября 2011 (UTC) - мой ответ: "Я уже говорил в другом месте, но повторю и здесь - основной религиоведческий источник, учебник Яблокова, также классифицирует Живую Этику как философско-этическое учение, при наличии в нём религиозно-философской составляющей. Религиоведческие источники я не игнорирую, религиозная составляющая учения во всех моих вариантах Преамбулы присутствует. --Александр Устименко 12:30, 25 сентября 2011 (UTC)"
Апофеозом этих попыток приписать мне отрицание религиозной составляющей стал этот диалог на ВУ .
Требования
- Ввести на странице Живая Этика, а возможно и во всех статьях рериховской тематики, принудительное посредничество. Хорошим кандидатом на посредничество мне представляется администратор Abiyoyo , являющийся философом, что немаловажно для этой сложной темы.
- Наложить топик-бан на редактирование статей рериховской тематики на участников Van Helsing и Q Valda . Они активно не нейтральны в этой тематике.
- Вернуть статью к версии до начала конфликтных правок от 18-22 июля участника Q Valda . Считаю справедливым продолжить поиск консенсуса именно с этого момента.
- Прошу также дать заключение (итоги) по приведенным в заявке системным вопросам.
- Прошу также дать оценку действий моих оппонентов, особенно касающихся попыток разглашения моей конфиденциальности и приписывания мне конфликта интересов.
Предварительные пояснения от Евгения Мирошниченко
По теме существует столь богатая предыстория обсуждений, что трудно ответить кратко. Поэтому я пока дам предварительный комментарий, раскрывающий контекст событий, в надежде, что Q Valda и Van Helsing в своих пояснениях дадут информацию по существу поставленных вопросов.
В отличие от многих религиозных движений специфика учения Блаватской и Рерихов в России в том, что его сторонники учли необходимость глубокого проникновения в научную и образовательную среду. Это видно, например, по обилию защищённых в России диссертаций, воспевающих теософию и Живую Этику, в которых (диссертациях) зачастую свободно делаются совершенно дикие антинаучные заявления (см. например, обсуждение диссертации Самохиной с комментариями д. ф.-м. н. Губина ) по поводу торсионных полей , ауры, тонких тел, реинкарнации и т.д. Уважаемый Vlsergey по этому поводу справедливо использовал оценку «псевдонаучный бред». Или вот диссертация Фатхитдиновой, рассмотренная , в которой опять ссылки на «достижения торсионной физики », а в качестве источников использованы, цитата, «картины Н.К. и С.Н. Рерихов, которые являются прямым отражением реальности инобытия».
Естественно, все эти диссертации с успехом защищаются. Любой, кто знаком с нашей научной кухней, этому не удивится. «Прогнило что-то в Датском королевстве...»
Что уж удивляться тому, что обилие теософов в гуманитарной среде дало следствием и ряд словарей, в которых соответствующие статьи написаны не в научном, а в апологетическом ключе. Вот рассмотрен пример со статьями «Рерих Елена Ивановна» в «Новой философской энциклопедии») и «Рерих Елена Ивановна» в «Большой биографической энциклопедии», которые активно предлагал Александр Устименко . Лишь тщательный анализ позволил установить, что их автор — Е.В. Зорина — является активным сторонником учений Блаватской и Рерихов, называя их своими Учителям с заглавной буквы (см., например, ).
Про попытки инфильтрации «агни-йогов» в систему образования говорят светские религиоведы, например Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России (системно-аналитический подход) : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 Москва, 2006 350 с. РГБ ОД, 71:07-9/58
Апологетами теософии и Агни-Йоги создана определённая критическая масса «научных» источников, которая позволяет при желании «доказать» всё, что угодно и написать какую угодно статью. Одними из заявленных целей является затушёвывание в общественном сознании представления о теософии и Агни-Йоге как об оккультных учениях и создание им реноме респектабельных «философских», «научных» и «этических» учений. Эту цель неосмотрительно опубликовал видный рериховец д.ф.н. С.Р. Аблеев:
Религиозное отношение, сейчас широко распространенное среди идущих в фарватере МЦР, в какой-то мере пока допустимо. Но оно опасно в социально-историческом плане и далеко не всегда продуктивно и конструктивно в плане практическом. Эмоционально-религиозные последователи МЦР своими экзальтированными и наивными действиями (письмо Президенту США в защиту МЦР от Минкульта России и прочее…) порой выставляют его в весьма непривлекательном для общества свете, слишком реакционно реагируют на события, склонны больше доверять авторитету, чем реальным фактам. Поэтому, полагаю, у нас нет иного выбора, как всемерно укреплять научно-философское отношение к МЦР и, разумеется, к самому Учению Живой Этики. <...>
Теперь о популяризации Учения. Эволюционный сдвиг сознания в обществе произойдет лишь тогда, когда Учение проникнет в массы, будет ими воспринято и воплощено в действительность через определенные моральные нормы, общественные отношения, новые законы, социальные институты, научные теории, новые учебные программы, политику, экономику и т.д.—
Про стремление НРД вообще и и рериховских обществ в частности регистрироваться под видом общественных, а не религиозных организаций говорит статья в ВАКовском журнале «Фундаментальные исследования» № 12 за 2007:
Сложности с регистрацией были преодолены с появлением в городе Сочи Союза Общественных Организаций. Это позволило некоторым религиозным группам (которые имеют право не уведомлять государственные органы о своей деятельности и не регистрироваться, но одновременно ограничены в своих действиях в связи с тем, что не являются юридическим лицом), а также ряду пограничных организаций, в учениях которых преобладают религиозные компоненты, но по тактическим соображениям (чтобы избежать 15 летнего срока и пристального внимания со стороны органов юстиции) регистрирующихся в качестве не религиозных, а общественных, войдя в Союз Общественных Организаций на правах коллективных членов, получить юридический адрес, счет, просветительский центр и другие реквизиты юридического лица. К концу 90-х годов в Союз Общественных Организаций вошло 37 общественных организаций, в их числе Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика».
—
В этом русле неудивительно, что участниками рериховского форума было принято мудрое решение «Статьи в Википедии - взять под контроль» (см. ). Оттуда к нам последовал «десант» из нескольких участников, из которых остался самых неутомимый, обозначим его инициалами А.У.
Несколько опытных участников Википедии с немалым стажем с трудом держат ситуацию в русле научного подхода, на давая превратить статью в ненейтральную, нанаучную и и прямо апологетическую. Замечу, что взгляды у меня, Q Valda и Van Helsing во многих темах зачастую разные или даже противоположные. Добавлю тоже, что в обсуждениях и правках периодически участвует участница Vajrapani . Что характерно, она опять-таки поддерживает позицию не Устименко, а , условно говоря позицию меня , Q Valda и Van Helsing , при этом являясь по религиозной позиции представителем, скорее, теософии и Агни-Йоги. Это говорит, что тут действует вполне объективное стремление к улучшению статьи, а не какой-то конфессиональный сговор, как пытается уверить истец. Странно читать его обвинения в сторону яростного атеиста Q Valda в том, что тот занимается «пропагандой позиции РПЦ».
Посредничество, разумеется, нужно.
Но вот кому нужен топик-бан, так это Александр Устименко . Тут и конфликт интересов, тут и непомерная трата сил сообщества, тут и викисутяжничество. Евгений Мирошниченко 08:26, 17 октября 2011 (UTC)
Голосование арбитров о принятии заявки на арбитраж
- Принять. -- Vladimir Solovjev обс 15:26, 26 октября 2011 (UTC)
- Принять. -- D.bratchuk 15:27, 26 октября 2011 (UTC)
- Принять. Дядя Фред 15:32, 26 октября 2011 (UTC)
Решение
1. Арбитражный комитет рассмотрел требование заявителя о введении принудительного посредничества в статье Живая этика в частности и в статьях рериховской тематики в целом.
- 1.1. АК обращает внимание на то, что в решении по заявке АК:636 говорилось о возможности введения посредничества в этой тематике, а в решении по заявке АК:695 введение посредничества было уже прямо рекомендовано Арбитражным комитетом.
- 1.2. АК полагает, что необходимость введения посредничества убедительна показана в теле данной заявки, так как конфликт является длительным и сложным, выражается во множественных нарушениях правил и взаимных претензиях оппонентов, при этом попытки обратиться к администраторам или посредникам не дали эффекта. Таким образом, АК подтверждает неэффективность попыток доарбитражного урегулирования.
- 1.3. Арбитражный комитет отмечает сходство рериховской тематики и тематики ВП:НЕАК и считает целесообразным объединение посреднических групп по этим тематикам.
2. Арбитражный комитет принимает решение о дополнительном наборе посредников для урегулирования конфликта в статьях рериховской тематики и тематики неакадемических исследований.
- 2.1. Для выдвижения будет создана специальная страница Арбитраж:О посредничестве ВП:НЕАК/Набор посредников , на которой любой опытный участник может выдвинуть свою кандидатуру, а заинтересованные участники — задать вопросы кандидатам.
- 2.2. АК полагает, что для успешного функционирования посредничества необходимо дополнительно набрать не менее двух опытных участников, как минимум один из которых должен иметь технический флаг администратора.
- 2.3. Обсуждение кандидатур посредников продлится один месяц.
- 2.4. В случае утверждения АК кандидатур дополнительных посредников режим принудительного посредничества, действующий в статьях неакадемической тематики, будет распространён на рериховскую тематику, а решение связанных с ней вопросов будет проходить на соответствующих подстраницах ВП:НЕАК .
3. Арбитражный комитет полагает, что в случае успешного набора посредников указанные в заявке вопросы, касающиеся деятельности отдельных участников конфликта и содержимого статей, могут быть разрешены с их помощью.
- 3.1. В том случае, если поиск новых посредников не увенчается успехом, действия участников могут быть повторно рассмотрены путём подачи заявок к администраторам либо в Арбитражный комитет.
4. Более подробно рассмотреть условия посредничества АК намерен в рамках заявки 722 .
Голосование арбитров о принятии решения
- Принять. Дядя Фред 18:54, 1 ноября 2011 (UTC)
- Принять. -- Vladimir Solovjev обс 18:56, 1 ноября 2011 (UTC)
- Принять. -- D.bratchuk 20:48, 1 ноября 2011 (UTC)
Комментарий к решению
Спасибо арбитрам, основное моё требование о посредничестве удовлетворено. Я думаю, что в условиях цейтнота времени, оставшегося у АК, и сложности темы - это решение оптимально.
Меня несколько смущает вероятность сценария пункта 3.1. Такая вероятность есть. Понимаю, что пока говорить об этом рано. Но смогу ли я позже добавить своё предложение, касающееся способа разрешения сценария из пункта 3.1., в качестве дополнения к заявке? -- Александр Устименко 06:01, 2 ноября 2011 (UTC)
Просьба прокомментировать фрагмент из п.1.2
Спасибо АК за принятое решение. Просьба прокомментировать фрагмент из п.1.2 — « конфликт является длительным и сложным, выражается во множественных нарушениях правил и взаимных претензиях оппонентов » — означает ли это, что каждая сторона данной заявки признаётся арбитражным комитетом многократным нарушителем правил? -- Q Valda 15:52, 2 ноября 2011 (UTC)
- Прошу также прокомментировать возможность сторон, указанных в рассматриваемой заявке, выдвигать себя и (вероятность) быть утвержденными на роль посредников в рериховской тематике. А то Q Valda себя уже выдвинул, а я ещё чего-то медлю... -- Александр Устименко 06:51, 3 ноября 2011 (UTC)
Решение АК о назначении посредников
1. Дополнительные посредники . Арбитражный комитет рассмотрел кандидатуры посредников , ознакомился с их обсуждением и принял решение о назначении посредниками по тематике « Неакадемические исследования (ВП:НЕАК) » следующих участников:
Несмотря на отсутствие практического опыта администрирования проекта у данных участников Арбитражный комитет отмечает их нейтральность по рассматриваемому вопросу, умение работать с источниками, хорошее знакомство с правилами и традициями Википедии, исходя из чего и было принято решение о назначении их посредниками.
2. Сфера действия посредничества . В соответствии с п. 2.4 решения по заявке № 742 , установленный режим принудительного посредничества распространён на “рериховскую” тематику. Арбитражный комитет также рекомендует посредникам обсудить необходимость распространения посредничества на тематику, связанную с конфликтом атеизма и религии (ВП:АРК) , и в случае принятия решения о расширении сферы деятельности посредничества, объявить об этом на соответствующих форумах и страницах.
3. Эффективность посредничества . Арбитражный комитет просит посредников по истечении двух месяцев с момента принятия данного решения опубликовать на странице посредничества промежуточный отчёт о достигнутых результатах работы.
Голосование арбитров о принятии решения
- Принять. D r B u g (Владимир² Медейко) 20:11, 29 января 2012 (UTC)
- Принять. -- Lev 20:12, 29 января 2012 (UTC)
- Принять. ShinePhantom (обс) 20:15, 29 января 2012 (UTC)
- Принять. INSAR о - в 00:21, 30 января 2012 (UTC)
- Принять. -- D.bratchuk 07:36, 30 января 2012 (UTC)
- 2020-01-11
- 1