Берлин, Диана Иосифовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Гефсима́нская церковь ( нем. Gethsemanekirche ), включённая в список охраняемых государством архитектурных памятников, протестантская церковь в столице Германии. Стала широко известной накануне падения Берлинской стены .
Название храма связано с Гефсима́нией — местностью в Кедронской долине , которая отделяет Елеонскую гору от Храмовой в Восточном Иерусалиме . Небольшой сад вокруг Гефсиманской церкви напоминает про место моления Иисуса Христа в ночь перед его арестом . О том, что церковь получит именно такое название, торжественно объявил германский император Вильгельм II , лично присутствовавший в качестве верховного епископа на открытии храма 26 февраля 1893 года .
Церковь находится в районе Пренцлауэр-Берг берлинского административного округа Панков , в 100 метрах от Шёнхаузер-аллее . С прилегающим садом церковь образует свой небольшой квартал, опоясанный улицами: Штаргардер-штрассе ( нем. Stargarder Straße ), Грайфенхагенер-штрассе ( нем. Greifenhagener Straße ) и Гефсиманештрассе ( нем. Gethsemanestraße ), которая с двух других сторон огибает церковный участок. Возвышающаяся над западным порталом башня-колокольня с остроконечной крышей притягивает внимание горожан с разных точек зрения. Фасады окружающих Гефсиманскую церковь домов относятся к наиболее роскошным в Пренцлауэр-Берге, который исторически был пролетарским районом по сравнению с аристократическими Шёнебергом и Шарлоттенбургом .
Быстрое развитие Берлина в конце XIX века вызвало потребность в новом строительстве для пополняющегося городского населения. В относительно небогатой северной части столицы среди плотных застроек доходными домами появляются школы и церковные приходы. К числу крупнейших землевладельцев на севере Берлина в то время принадлежал Вильгельм Грибенов ( нем. Wilhelm Griebenow ), который уже 1823 году заработал значительное состояние на купле и продаже недвижимости . Его вдова Каролине ( нем. Caroline ) подарила муниципалитету участок земли на Штаргардер-штрассе под строительство новой церкви, которое велось по проекту немецкого архитектора Августа Орта . Новая церковная община стала дочерней по отношению к уже существовавшей общине при другой протестантской церкви — Ционскирхе , тоже построенной по проекту архитектора Августа Орта, но на двадцать лет раньше (в годы 1866—1873). 20 марта 1891 года состоялась торжественная закладка первого камня, а уже два года спустя 26 февраля 1893 года Гефсиманская церковь была освящена .
По своему облику Гефсиманская церковь тяготеет к неоготическому стилю с использованием неороманских и необарочных элементов. В строении гармонично сочетается тип вытянутого в длину зального храма с центральным средокрестием , образующим большой восьмиугольник. Это обеспечивает хорошую обзорность и слышимость в зале .
С восточной стороны здание завершается апсидой , которая имеет круговой обход , являющийся продолжением боковых нефов , с ризницей для хранения церковной утвари, богослужебного облачения священников и другими помещениями для нужд общины. Снаружи церковь выглядит более строго, чем изнутри. Доминирующая четырёхэтажная западная башня на квадратном основании увенчана крутым восьмиугольным шпилем. Наружные стены церкви подкреплены мощными контрфорсами , которые в углах здания завершаются декоративными башенками . За монументальным западным порталом на первом этаже расположен сводчатый вестибюль . В сравнении с аскетизмом большинства протестантских храмов Гефсиманская церковь по своему внутреннему убранству выглядит достаточно нарядно, центральная часть храма удивляет обилием света. Ребристые своды, ажурные окна в виде больших розеток , свободная композиция галерей (двухэтажных с западной стороны) — всё это придаёт своеобразную привлекательность интерьеру церкви .
В 1927 году в церкви проходили первые ремонтные работы. Старый орган немецкого мастера эпохи романтизма Вильгельма Зауэра был заменён на новый фирмы «Александр Шуке» из Потсдама ( нем. Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau ). Во время Второй мировой войны здание церкви избежало серьёзных повреждений. Сильно пострадавшие от бомбёжек и только частично восстановленные цветные витражи украшают окна над алтарём , который в 1961 году при реставрации интерьера переместили из апсиды в молитвенный зал. С 1965 года там установлены: алтарный стол, крест из стальных пластин и латунные подсвечники, выполненные мастером Фрицем Кюном . Его сын Ахим Кюн ( Achim Kühn ) создал для алтаря в 2004 году большую декоративную Пасхальную свечу .
В южном нефе храма установлена созданная в 1923 году экспрессионистская деревянная скульптура, которая изображает Иисуса Христа , молящегося на коленях в Гефсиманском саду. Это произведение было подарено церковной общине в память о прихожанах, погибших во время Первой мировой войны .
До 1965 года у входа в храм стояла изображающая Христа статуя, созданная датским художником Бертелем Торвальдсеном . Но она сильно обветшала и была удалена .
В 1993 году перед западным порталом Гефсиманской церкви появилась скульптура благословляющего Христа , ранее стоявшая в церкви Примирения и спасённая перед её взрывом .
В 1994 году накануне пятилетия со дня падения Берлинской стены ( 9 ноября 1989 года ) перед южной стеной Гефсиманской церкви была установлена скульптурная композиция «Духоборец», как символ отстаивания демократических ценностей в экстремальных условиях. Магистрат Восточного Берлина ещё в 1990 году приобрёл эту бронзовую копию произведения «Духоборец» ( нем. Der Geistkämpfer ), созданного известным скульптором Эрнстом Барлахом в 1928 году . Первоначально планировалось установить «Духоборца» на Бебельплац в качестве антифашистского символа против сожжения книг в нацистской Германии . Но для просторной площади скульптура оказалась недостаточно крупной по размеру .
В саду при церкви со стороны Штаргардер-штрассе в День немецкого единства 3 октября 1990 года был установлен рельеф «Сопротивление» ( нем. Widerstand ), выполненный Карлом Бидерманном ( нем. Karl Biedermann ) .
Гефсиманская церковь приобрела в конце 1980-х годов особое значение в столице ГДР как место встреч активистов движения за объединение Берлина .
Оппозиционные группы поддерживал прежде всего священник Вернер Видрат ( нем. Werner Widrat ). С начала 1989 года в церковной общине работали контактные телефоны для обеспечения актуальной информацией .
Девизом ненасильственного протеста стали приведенные в Евангелии от Матфея (26:37-46) слова Иисуса Христа в Гефсиманском саду: «Бодрствуйте и молитесь» ( нем. "Wachet und betet" ) .
С начала октября Гефсиманская церковь была открыта днём и ночью. В дискуссионных заседаниях принимали участие тысячи людей, горящие свечи мерцали в темноте на свободных площадках перед церковью .
7 октября в день празднования 40-летия ГДР полицейские подразделения и силы Шта́зи применили на Шёнхаузер-аллее насилие по отношению к свободным демонстрантам, многие из которых вынужденно бежали в Гефсиманскую церковь. Около 1000 человек были тем не менее арестованы и посажены в тюрьму . Впоследствии задержанных выпустили, благодаря собранным церковной общиной свидетельствам насилия и жестокого обращения с демонстрантами .
9 октября епископ Готфрид Форк ( нем. Gottfried Forck ) в Гефсиманской церкви призвал восточногерманское руководство «ясно и убедительно предпринять шаги, чтобы <…> была найдена демократическая и конституционная перспектива для ГДР» .
5 ноября в Гефсиманской церкви прозвучала «Героическая» симфония Бетховена в исполнении Государственной капеллы. На этом концерте Рольф Ройтер ( нем. Rolf Reuter ), бывший в то время музыкальным руководителем одного из оперных театров Берлина ( нем. Komische Oper Berlin ), под шквал аплодисментов призвал: «Уберите стену!» Вслед за этим спонтанная демонстрация вышла на Шёнхаузер-аллее. После отставки руководства Восточной Германии церковь была местом встреч движения за гражданские права. Активисты этого движения собрались на церковное богослужение в марте 1990 года по случаю предстоящих первых многопартийных выборов, которые заложили основу для объединения двух германских государств .
Политическая приверженность миротворчеству, сохранившаяся и после объединения Германии, ярко проявилась во время войны в Персидском заливе в 1991 году . И по сей день в церкви регулярно проводятся молебны о мире .
В 2003 году Гефсиманская церковь вновь привлекла к себе пристальное внимание, когда во время Всемирного церковного собора в ней прошли два экуменических богослужения с общими Евхаристиями протестантских и католических христиан. Такое совместное богослужение заранее было объявлено, но позднее запрещено Папой Иоанном Павлом II . Нарушившие церковную дисциплину священники вынуждены были сложить свои полномочия .