Interested Article - Фишер, Йона

Йона Фишер ( ивр. יונה פישר ‎; 1932 , Тель-Авив 3 марта 2022 , там же) — израильский музейный куратор и художественный критик. Куратор отдела современного искусства Музея Израиля (Иерусалим, 1965—1991), главный куратор Тель-Авивского музея изобразительных искусств (1991—1993), основатель, главный куратор и художественный консультант Ашдодского музея изобразительных искусств (2004—2011). Лауреат Премии Израиля (1977).

Биография

Родился в 1932 году в Тель-Авиве ( подмандатная Палестина ) в семье сионистского функционера . В детстве, во время Второй мировой войны связи с частыми разъездами отца, бывшего также офицером « Свободной Франции », сменил несколько школ, учился в Бейруте и Сидоне в школах Всемирного еврейского союза , а с 14 лет — во Франции, где и окончил среднюю школу .

В годы жизни в Париже Фишер глубоко заинтересовался изобразительным искусством. Он часто посещал экспозиции Лувра и завязал дружеские отношения с художником Авигдором Арихой . По возвращении в Палестину (к этому времени Государство Израиль) в 1951 году отслужил в Армии обороны Израиля , после чего поселился в Иерусалиме, где в 1954 году нашёл работу на неполную ставку в архиве репродукций художественного музея академии « Бецалель ». В том же году по предложению директора музея Мордехая Наркиса организовал первую в карьере экспозицию, экспонатами которой стали работы Жоржа Руо из серии «Miserere». Работа в музее позволила Фишеру завязать отношения в художественных кругах Израиля, и по предложению Габриэля Тальфира, редактора журнала «Газит» он начал писать рецензии на выставки в Иерусалиме. Позже начал писать рецензии для журнала «Маса» , публиковался как художественный критик также в газетах « Гаарец » и « » .

В 1959 году направлен израильским руководством в Париж как организатор первой биеннале молодых художников. После этого посещал курсы повышения квалификации в Городском музее Амстердама , а затем, также в течение полугода, проходил практику в Базельском художественном музее . Вернувшись в Израиль, направил усилия на организацию выставок молодых авторов ( Лея Никель , Игаль Тумаркин , ). Организовал также выставки Юлиуса Биссье , Антона Хейбура , пригласил работать в академии «Бецалель» Жоржа Матьё .

В 1961 году стал автором главы об израильской живописи в книге «Искусство в Израиле», составил также ряд статей об искусстве в Еврейской энциклопедии . С 1964 по 1970 год был редактором литературно-художественного журнала «Кав» . После основания Музея Израиля и переезда коллекции музея «Бецалель» в новое здание продолжил работу куратора в новом музее .

Среди важнейших выставок, которые Фишер организовал в Музее Израиля, была выставка 1971 года «Концепция+информация» ( ивр. מושג+אינפורמציה ‎), ставшая первой экспозицией концептуального искусства в Израиле. В 1977 году подготовил экспозицию «Территория цвета» в израильском павильоне Венецианской биеннале . В этой экспозиции, впервые за историю выставок израильского искусства за рубежом, присутствовали работы представителей этнических меньшинств Израиля . Параллельно с работой куратора подготовил к печати книги о творчестве художников Авигдора Стемацкого и и о художественной коллекции банка « Дисконт » . В 1977 году стал лауреатом Премии Израиля в области дизайна (деятельность Фишера в аргументах жюри была охарактеризована как «дизайн выставок») .

В 1991 году Фишер получил предложение занять пост главного куратора Тель-Авивского музея изобразительных искусств . Он принял это предложение, но уволился уже через полтора года из-за разногласий с дирекцией музея. Попытка вернуться в Иерусалим оказалась неудачной, так как руководство музея посчитало, что в ходе работы в Тель-Авиве Фишер нанёс ущерб интересам Музея Израиля. Фишер возобновил сотрудничество с этой организацией только в 2002 году как приглашённый куратор выставки Моше Купфермана .

В начале 2000-х годов стоял у истоков создания Ашдодского музея изобразительных искусств. Среди наиболее важных экспозиций, организованных Фишером в этом музее, была выставка 2008 года «Рождение „сейчас“: 60-е годы в израильском искусстве» . Он сотрудничал с Ашдодским музеем с 2004 по 2011 год, не только как куратор, но и как художественный консультант .

Фишер не был женат, хотя много лет жил с постоянной партнёршей Нехамой. Детей у них не было. Фишер скончался у себя дома в марте 2022 года в возрасте 89 лет .

Примечания

  1. Информационный центр израильского искусства — 1975.
  2. Кармела Тейхман. (ивр.) . Академический колледж Тель-Авива — дом израильского искусства (2 марта 2020). Дата обращения: 11 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
  3. (ивр.) . Ynet (4 марта 2022). Дата обращения: 11 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
  4. Naama Riba. (англ.) . Haaretz (10 марта 2022). 13 августа 2022 года.
  5. Maya Cohen. (англ.) . Israel Hayom (6 марта 2022). Дата обращения: 11 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
Источник —

Same as Фишер, Йона