Тенишева, Мария Клавдиевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Александра Клавдиевна Томилина-Ларионова (1900 (?) — сентябрь 1987 ) — вторая жена, вдова и наследница художника-авангардиста Михаила Ларионова , завещавшая Советскому Союзу наследие Ларионова и его первой жены Натальи Гончаровой .
Отец — банкир Клавдий Николаевич Томилин (1871 — 1947), до революции управлял товариществом банков «Волков и К», акционер Московско-Рязанской железной дороги (в честь него назван дачный посёлок Томилино под Москвой, первым застройщиком которого он был) . Позже в эмиграции (вернулся в 1947 году , в апреле того же года умер в возрасте 76 лет) .
Александра уехала из России до 1917 года, училась в Сорбонне, работала в парижской библиотеке .
В течение 30 лет была натурщицей, секретарем, любовницей, затем сожительницей Михаила Ларионова. Художник в 1920-х годах расстался с Натальей Гончаровой, как с супругой, но сохранил с ней творческий союз. Биографы отмечают, что Ларионов всегда возвращался ночевать в квартиру Гончаровой на улице Жака Калло. Томилина же переехала в квартиру, расположенную этажом ниже. Гончарова, в свою очередь, вступила в отношения с Орестом Ивановичем Розенфельдом. При этом в 1955 году Гончарова и Ларионов официально поженились, чтобы легализовать свое совместное владение имуществом перед законами Франции .
Гончарова писала Ларионову о его спутнице жизни так: «…я не ревную, она хороший человек и я отношусь к ней с большим уважением за её серьёзную работу и отношение к тебе, и ценю её какой-то особый шарм… она недополучает свою долю счастья, и это меня огорчает. … Я думаю, что и Алекс. Клав. меня ревновать не надо…» . Гончарова с облегчением переложила на Томилину бытовое обслуживание Ларионова и говорила: «Если в доме несколько женщин, то старшая может ничего не делать». Иногда художники ездили на отдых вчетвером, иногда — вдвоем . Во время Второй Мировой войны Томилина взяла на себя обслуживание обоих художников, добывала продукты .
Профессор Энтони Партон писал о непредсказуемом и резком характере Томилиной: «…что привело к возникновению её прозвища „ Наждачка “. <…> Известно из воспоминаний Никиты Лобанова-Ростовского , что Томилина был способна повести себя агрессивно. <…> Однажды, например, как говорят, скинула Гончарову с лестницы, таким образом пожелав ей смерти» .
Их официальный брак был зарегистрирован только 28 мая 1963 года, спустя год после кончины Гончаровой, умершей 17 октября 1962 года.
На следующий год, 10 мая 1964 года, скончался уже сам Ларионов, и Томилина оказалась единственной наследницей бездетной четы авангардистов. В её парижской двухкомнатной квартире одна комната была полностью занята архивом и картинами . Некоторые из них она продавала, по многим свидетельствам, работы Ларионова она хранила бережно, а вот картинами Гончаровой щедро расплачивалась . По некоторым сообщениям, она посмертно мстила Гончаровой, почистив архив. Энтони Партон пишет: «В конце 1970-х годов Томилина начала стирать все, что было связано с памятью Гончаровой. Она распорядилась личной библиотекой Гончаровой, просто выкинув её в общественные мусорные баки дома». .
В последующие годы она подарила ГРМ полученные 12 произведений Гончаровой, в том числе «Четырёх евангелистов» .
В 1974 году в Париж приехал Александр Рейжевский (друг одного из племянников Томилиной — актёра Анатолия Сахновского, позже официальный представитель наследников Топилиной). По его словам, Александра очень любила своих родных сестер Марианну Хлюпину и Ларису, оставшихся в СССР, и ежегодно посылала им деньги. Все имущество она хотела завещать им: «Но я её отговорил — если она завещает все картины им, то ни одно государство (тем более наше, советское) им ничего не отдаст. И по большому счету будет право — все-таки это национальное достояние. Поэтому я посоветовал все картины и архив завещать правительству, а остальное имущество и деньги — сестрам. Позже выяснилось, что она последовала моему совету» .
Завещание было составлено в 1978 году, советскому государству завещалось всё, касающееся искусства. А деньги и движимые ценности — сестре и племянникам. Как пишет «Коммерсант», «сегодня, несмотря на то что большая часть завещанного в Москву все же попала и даже наследники получили некоторые крохи состояния Томилиной, это завещание осталось не только невыполненным, но по многим пунктам и грубо нарушенным». В 1986 году Томилина обратилась в посольство СССР в Швейцарии (сама она находилась в Лозанне в доме престарелых), чтобы оно оплачивало её счета в доме престарелых, что и было исполнено .
Когда Томилина в 1987 году серьёзно заболела, некоторые вещи при участии её французского адвоката были перевезены в советское посольство в Париже, чтобы избежать высоких пошлин на наследство. Так, как писали в 1998 году журналисты, «появились две части творческого наследия: нелегально вывезенная (в частности, архив) и законная. Сегодня за это расплачиваются все — и Министерство культуры России, на котором „висит“ вся эта проблема, и Третьяковская галерея, куда было перевезено злосчастное наследство» . Легальная часть, в основном картины, хранилась в специальном хранилище на улице Атла в Париже. После того, как она скончалась, чтобы выплатить 60 % французского налога на наследство, советское правительство предоставило Франции возможность отбора картин из них. Таким образом 67 картин Гончаровой и Ларионова оказались в собрании Центра Жоржа Помпиду .
По результатам нелегального вывоза во Франции проходили суды, решением которых было оплатить услуги французского адвоката-посредника по вывозу на деньги российской стороны. Племянники Томилиной, в свою очередь, судились, чтобы получить деньги со счетов тетки.
Наследие четы авангардистов в Третьяковке, по состоянию описи на 1995 год насчитывало 797 произведений живописи, 11 538 графических работ (и произведений неизвестных художников из состава архива), несколько тысяч архивных документов, 6300 книг, 3745 журналов и около 3 тысяч открыток, репродукций и т. п. В 1997 году в депозитарии нашли ещё один ящик с картинами .
Томилину, согласно ее воле, похоронили в одной могиле с Ларионовым и Гончаровой на кладбище Иври-сюр-Сен в Париже.