Расулев, Габдрахман Зайнуллович
- 1 year ago
- 0
- 0
Талха Гайсович Расулев ( башк. Талха Ғайса улы Рәсүлев ) — деятель Башкирского национального движения . Председатель управы Тамьян-Катайского кантона Башкурдистана , нарком продовольствия Башкирской АССР .
Родился в селе Авязово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне село Шарипово Учалинского района Республики Башкортостан ). Отец — Гайса Фаткуллович Расулев , ахун, участник Русско-японской войны 1904—1905 гг .
Учился в медресе « Расулия » (г. Троицк) у своего дяди Зайнуллы Расулева . Принимал участие в Первой мировой войне .
В 1917 году становится деятелем Башкирского национального движения за автономию Башкортостана . Членом Башкирского правительства А. А. Валидовым был отправлен во Владивосток с целью войти в контакт с консульством Японии . Но узнав о восстании Чехословацкого корпуса против большевиков в Челябинске , Расулев вернулся обратно и сообщил об этом Валидову.
В июне 1918 года, после организации штаба Башкирской армии — Башкирского военного совета , становится его членом. В июне—июле 1918 года служил чиновником особых поручений председателя Башкирского военного совета и активно участвовал в создании башкирских военных частей .
В конце июля 1918 года избран председателем кантональной управы Тамьян-Катайского кантона Башкурдистана .
В феврале 1919 года принимал участие в I Всебашкирском военном съезде , где был избран кандидатом в члены Башревкома . Исполнял обязанности народного комиссара продовольствия Башкирской АССР . Весной 1919 года работал в ревкоме Татьян-Катайского кантона .
В 1920 году избран членом президиума . В связи с принятием 20 мая 1920 года декрета ВЦИК и СНК РСФСР « О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики », члены Башревкома в знак протеста уходят в отставку и уходят в Среднюю Азию. То же самое сделал Расулев .
Согласно Р. Х. Насырову , после поражения антибольшевистского национального движения в Средней Азии Талха Расулев уехал на Дальний Восток, а затем эмигрировал в Китай . Его дальнейшая судьба неизвестна.
«..Мы вручили Талхе документы, золотые и бумажные деньги и в тот же день (или наутро другого дня) проводили его на станцию Чумляк. Если переговоры в консульстве Японии и Владивостока не дадут результатов, наш посланец должен направиться в Японию и известить оттуда мир о трагическом положении мусульман Восточной России»
— Ахметзаки Валиди Тоган . Воспоминания: Книга I. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. — Уфа, 1994. — С. 238.