Interested Article - Автохром
- 2021-02-17
- 1
Автохро́м , Автохро́мный фотопроце́сс ( фр. Autochrome Lumière ) — первая в мире технология цветной фотографии , пригодная для массового применения. Оставалась безусловным лидером рынка с 1907 до 1935 года, вплоть до появления первых многослойных фотоматериалов . Запатентована братьями Люмьер в 1903 году .
Описание
Технология «Автохром» основана на растровом способе цветоделения с последующим аддитивным синтезом цветного изображения. Фотопластинки этой системы имеют сложное строение: непосредственно на стеклянную подложку нанесён стохастический растр , состоящий из равномерно перемешанных прозрачных зёрен картофельного крахмала , окрашенных в три основных цвета . Над растром расположена панхроматическая чёрно-белая эмульсия . Слой каучука , удерживающий крахмал на подложке, заполнен сажей так, чтобы прозрачными оставались только окрашенные зёрна. Готовый фотоматериал размещался в обычном фотоаппарате подложкой к объективу , и в момент экспозиции свет достигал эмульсии, пройдя сквозь цветные светофильтры из крахмала. После лабораторной обработки по обращаемому процессу на эмульсии образовывалось растрированное чёрно-белое изображение, состоящее из серых пятен, расположенных под крахмальными светофильтрами. При этом оптическая плотность каждого пятна была пропорциональна интенсивности соответствующей цветовой составляющей данного участка изображения. В проходящем белом свете каждое пятно на эмульсии окрашивалось цветом светофильтра, через который оно было экспонировано. В результате пространственного смешения точек растра основных цветов, глаз видит позитивное изображение в цветах, близких к натуральным цветам объектов съёмки. Благодаря микроскопическим размерам элементов (в среднем, 0,015 мм), растровая структура незаметна глазу даже при увеличении полученного диапозитива .
По сравнению с более ранними технологиями с последовательным или одновременным цветоделением на три отдельные фотопластинки, «Автохром» обладал рядом неоспоримых преимуществ, главным из которых была возможность съёмки в одну экспозицию обычным фотоаппаратом . Предыдущие способы требовали специальной аппаратуры с цветоделительной зеркально-призменной системой или кассетой специальной конструкции. Существовали также фотоаппараты с тремя объективами, одновременно снимающими через разные светофильтры на общую панхроматическую фотопластинку. Во всех случаях «Автохром» оказывался технологичнее, поскольку был избавлен от пространственного и временного параллакса , неизбежных при использовании трёх объективов или последовательных экспозиций. Однако, важнее всего была первая в истории возможность получения цветного снимка без сложной аддитивной проекции или многоцветной печати .
В то же время, процессу были присущи и недостатки, главным из которых была невозможность тиражирования цветного изображения . Этот фактор стал определяющим при выборе метода съёмки многими профессиональными фотографами, в том числе Сергеем Прокудиным-Горским . Он провёл детальное исследование фотопластинок братьев Люмьер сразу же после начала их массового выпуска в 1907 году . В результате, русский фотограф предпочёл «Автохрому» сложную технологию последовательных экспозиций с помощью фотоаппарата системы Мите-Бермполя, дававшую безрастровое изображение, пригодное для печати с помощью фототипии и аналогичных способов . Ещё одним недостатком «Автохрома» было невысокое светопропускание крахмального растра, из-за чего изображение диапозитивов было слишком тёмным для просмотра без специального диаскопа или диапроектора . Растр снижал и светочувствительность фотопластинок, которая была примерно в 60 раз ниже, чем у обычных чёрно-белых . Хаотическое расположение зёрен часто приводило к их скапливанию в одноцветные фрагменты и появлению пятен .
Тем не менее, новые фотопластинки, оказавшиеся пригодными для фотолюбителей, упростили и профессиональную цветную фотографию. Они распространились за считанные месяцы в большинство сфер возможного применения, став практически стандартом. В 1916 году в Германии начат выпуск фотопластинок «Agfa-Farbenplatte», в которых вместо крахмальных зёрен использованы окрашенные микрокапсулы гуммиарабика . Достоинством такой технологии было повышенное по сравнению с оригинальным «Автохромом» светопропускание за счёт отсутствия заполняемых сажей промежутков между зёрнами . Большую популярность в 1920-х годах приобрели двойные автохромные диапозитивы для стереоскопов . Переход со стеклянной подложки фотопластинок на фотоплёнку отразился и на технологии, первоначально непригодной для гибких фотоматериалов. Появились фотоплёнки с регулярным растром, нанесённым на подложку или эмульсию, в том числе ранний «Агфаколор» 1916 года и киноплёнка «Дюфайколор» . Дальнейшим развитием стали фото- и киноплёнки с лентикулярным растром (процесс Келлера-Дориана), такие как ранний «Кодаколор», выпущенный в 1928 году.
Коллекции автохромов
В России съёмкой по методу «Автохром» сразу же заинтересовались многие фотографы. Устроенная в 1908 году Московским художественно-фотографическим обществом международная фотовыставка выявила сразу нескольких приверженцев новейшей технологии. Среди них особо отмечены автохромы Константина Солодовникова, Иннокентия Щёголева и председателя Вятского фотографического общества В. Беркштекера . Страстным энтузиастом цветной фотографии был знаменитый писатель Леонид Андреев , создавший тысячи автохромов (многие из них сохранились до наших дней); по словам Корнея Чуковского , "он не мог вообразить, что есть люди, для которых эти стеклышки неинтересны. Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией". Однако наиболее масштабный проект автохромной документалистики состоялся во Франции.
Между 1909 и 1931 годами французским банкиром Альбером Каном была собрана коллекция из 72 000 автохромов, дающих представление о той эпохе в 50 странах мира — «Архив планеты». Коллекция, одна из крупнейших в своём роде в мире, находится в в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур (департамент О-де-Сен ) . Новая компиляция изображений из коллекции Альбера Кана была опубликована в 2008 году.
Национальное географическое общество собирало автохромы и другие цветные фотографии на протяжении более двадцати лет. Многие тысячи оригинальных пластин автохромов до сих пор сохранились в архивах Общества.
В Библиотеке Конгресса США хранится огромная коллекция работ американского фотохудожника и фотографа Арнольда Генте из 384 пластин его автохромов по состоянию на 1955 год .
Примечания
- Процесс Липпмана в 1891 году также позволил получать цветное изображение непосредственно на фотопластинке, но для практической фотографии оказался непригодным
Источники
- , с. 172.
- ↑ , с. 20.
- , с. 173.
- , с. 403.
- . Pandia. Дата обращения: 6 марта 2016.
- ↑ Дмитрий Кораблёв. . Форум . Санкт-Петербургское фотографическое общество (23 апреля 2011). Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано из 13 марта 2016 года.
- . БЛОГ ДОКТОРА И ГРАЖДАНИНА (17 января 2012). Дата обращения: 28 февраля 2016. 11 марта 2016 года.
- (англ.) . Wilhelm Bermpohl Professor Dr. Miethe's Dreifarben-Camera . Scott's Photographica Collection (8 октября 2010). Дата обращения: 6 марта 2016. 21 сентября 2019 года.
- , с. 282.
- , с. 23.
- , с. 281.
- , с. 42.
- . Российская газета . Дата обращения: 10 августа 2020. 23 сентября 2020 года.
- Jacqueline McGrath. (англ.) . Travel . New York Times (30 марта 1997). Дата обращения: 10 июля 2013. 15 июля 2013 года.
- Vanderbilt, P. Guide to the Special Collections of Prints & Photographs in the Library of Congress. — Washington, D.C. : the Library of Congress , 1955. — P. 63.
Литература
- Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с.
- А. В. Редько. 8.3. Технические методы цветной фотографии // Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1990. — С. 172—174. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6 .
- Максим Томилин. Из истории цветного фотопроцесса Советское фото » : журнал. — 1982. — № 7 . — С. 41—42 . — ISSN . // «
- Э. Фогель. Карманный справочник по фотографии / Ю. К. Лауберт. — 14-е изд.. — М. : «Гизлегпром», 1933. — 368 с. — 50 000 экз.
- Р. В. Г. Хант. Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. — СПб. , 2009. — 887 с.
Ссылки
- Глеб Савченко. . Вдохновение . Bird in Flight (14 декабря 2015). Дата обращения: 29 апреля 2016.
- (англ.) . World War One Color Photos. Дата обращения: 29 апреля 2016. Архивировано из 13 февраля 2015 года.
- Патент США № 822 532 от 22 ноября 1904. . на сайте Ведомства по патентам и товарным знакам США .
- 2021-02-17
- 1