Головин, Василий Иванович (драматург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ли Юй ( кит. 李漁 ; 1610? — 1680?) — китайский прозаик-романист, драматург, эссеист, теоретик театра. Автор романов, сборников повестей и пьес. Внёс большой вклад в театральное искусство. Издал и прокомментировал « Троецарствие » и другие классические эпопеи.
Ли Юй родился в 1610 (возможно, 1611) году во времена империи Мин в уезде Жугао Южной непосредственно подчинённой Двору области. С детства воспитывался согласно принципам традиционного конфуцианского воспитания . В Жугао он прожил 20 лет, но после смерти отца семья переехала на территорию современной провинции Чжэцзян , откуда были родом его предки. Семья его была достаточно богата и, как и все представители молодого поколения интеллигенции, он готовился к сдаче экзаменов для получения поста чиновника. В двадцать пять лет он сдал первый экзамен. В тридцатилетнем возрасте пережил маньчжурское завоевание Китая . Так как в эти десятилетия никаких экзаменов не проводилось, ему не удалось получить пост. Со временем он оставил попытки сделать себе имя. Он также приобрел дом среди красивой природы и по примеру поэта Тао Юаньмина стал искать смысл жизни на фоне природы. В это время маньчжуры опустошили провинцию, где раньше жила семья Ли Юя, и он был вынужден продать дом в Ланьси и оказался без средств к существованию. Но писателю помогли друзья, которые заняли высокие посты в государстве.
С 1648 года он живет в Ханчжоу , на озере Сиху . Именно здесь он начал заниматься литературной деятельностью. Через десять лет писатель покидает Ханчжоу и поселяется в Нанкине , где живет до 1678 года и знакомится со многими знаменитостями той поры.
В Нанкине он продолжает писательскую и исследовательскую деятельность в области истории, а также искусства. Также он открывает магазин, где занимается продажей книг и издательством книг, изготовлением печатей. Особенно его привлекают книги по художественному искусству и так называемая «демократическая литература».
Со временем он начал заниматься театральным искусством, организовав собственный театр. Театр стал успешным и Ли Юй стал зарабатывать достаточно много денег.
Во второй половине 1670-х, он снова возвращается в Ханчжоу, где скончался в 1680 (возможно, 1679) году.
Главные произведения Ли Юя это «Слово Одного» — сборник эссе с рассуждениями об искусстве и театре; «Случайное пристанище для праздных дум» с рассуждениями о жизни, где есть много биографических сведений о писателе.
«Случайное пристанище для праздных дум» это фактически философское сочинение, в котором автор рассуждает о бытии и отношении человека к жизни. Ли Юй считает, что жизнь должна быть полна радости и она неповторима и яркая с её красками и звуками. Человек должен жить в гармонии с природой и должен избавиться от рутинности. Более того, он даже дает практические советы, как нужно одеваться, что делать, чтобы радоваться жизни, как нужно трудиться, и, даже, что нужно есть и пить. Смерть он воспринимает, как неизбежное и советует не бояться её, так как это путь к просветлению.
За свою жизнь он написал десять пьес, таких как «Камбала», «Феникс ищет феникса», «Юй Сао Тоу», «Лянь Сян Бань» и др. Все эти пьесы повествуют о страстной любви, часто носят реалистический характер. Кроме того они носят и философский подтекст, подвергая критике такие социальные явления, как отношения хозяина и слуги, брак заключенный родителями.
Со временем его пьесы стали очень популярны не только в Китае, но и в других странах Азии, связанных с Китаем культурными традициями, включая Японию. В Китае его пьесы до сих пор ставят на сцене. Кроме написания пьес он занимался также их режиссурой и даже сам играл некоторые роли.
Кроме пьес Ли Юй писал и рассказы. Сборник «Беззвучные оперы» («Бесценная яшма», 1654) изображает повествователя, который добивается иронического эффекта, выдавая воображаемое за реальное.
Книга повестей «Двенадцать башен» (Слово ясное, мир пробуждающее) — это серия рассказов, объединённых словом «башня». Башней же, в свою очередь, называли сооружение, которое использовалось в разных целях, например, для приема гостей, или в качестве кабинета, места, где можно поразмышлять, помолиться и др. Таким образом, башня — это главный образ, на котором разворачивается сюжет. «Двенадцать башен» — одна из лучших повестей XVII века. Написанная на разговорном языке «байхуа», это образец повести так называемой «демократической литературы». Тематика повестей, которые входят в эту книгу также разнообразные, это и любовные истории, в которых молодые люди проходят испытания на пути к счастью, это также лишения в тяжкие годы, нравоописательные сюжеты, и авантюрные линии. При этом эти повести затрагивают социальные, нравственные и философские проблемы. Автор также пытается уделять внимание морали общества, в таких сферах как, например, многожёнство, осуждая её. Сами же повести всегда имеют поучительность в конце.
Кроме того, перу Ли Юя принадлежит эротический роман « Полуночник Вэйян, или Подстилка из плоти », переведённый на русский язык Д. Н. Воскресенским . Для того, чтобы обмануть цензуру, Ли Юй издавал этот роман под разными названиями.