Interested Article - Заххак

Захха́к , Зогак ( перс. ضحاک ‎, от авест. Ажи-Дахака или Дахак ; ср.-перс. Аждахак Беварасп ) — в иранской мифологии змеиный царь, трёхглавый змей; чудовищный дракон из свиты Аримана , живший в Вавилоне . В поздней традиции — враг царя Джамшида , родом из Аравии ; свергнув Джамшида, завладел персидским престолом, но Феридун , сын Джамшида, с помощью кузнеца Каве положил конец жестокому тысячелетнему правлению Заххака и заключил его в пещеру горы Дамавенд .

От этого названия происходят Аждахак в армянской мифологии, Аждарха (или ) в мифологии тюркских народов, в таджикской мифологии и Асьтаха на Балканах. Его имя Беварасп означает « обладающий мириадом коней » .

В Узбекистане , на территории современного Карши , располагаются руины крупного античного города, получившие название Калъаи Зохаки Морон — «крепость Заххака, царя змей». В Кабулистане в 15 км на запад от Бамиана лежат развалины так называемого «замка Зогака» — из обожжённых кирпичей, окружённого валом в 25 м вышиной и возведённого для наблюдения за важным горным проходом .

В «Авесте»

Описание внешности Дахаки даётся в ряде яштов « Авесты » :

«Замйад-яшт» содержит описание схватки за Хварно , когда Святой Дух отправил за ним Благую Мысль, Истину и Огонь, а Злой Дух — Злую Мысль, Ярость и трёхглавого Змея Дахаку. Сперва Огонь захотел завладеть Хварно, но Дахака угрожал погубить его, и Огонь отказался от своего намерения. Когда, в свою очередь, трёхпастый Дахака устремился к Хварно, ему воспрепятствовал уже Огонь, угрожая сжечь того. Тогда Хварно попало на дно моря Ворукаша.

В стране Баври Змей-Дахака приносил в жертву Ардвисуре 100 жеребцов, 1000 коров и 10000 овец, прося помощи в уничтожении людей на всех семи кершварах, но богиня не вняла его мольбе . Во дворце Квиринта, на золотом троне под золотым балдахином он молился Вайу , прося его о том же, но тщетно .

Упоминается о гибели Змея-Дахаки от руки Трайтаоны . Говорится о его супругах Сахнавак и Арнавак .

В среднеперсидских источниках

Заххак, закованный в цепи Фаридуном

« Бундахишн » приводит его родословную: он был сыном Хрутаспа, сына Зайнигава, сына Авирафшьянга, сына Таджа, сына Фравака, сына Сиямака; а по линии матери его предками были: Ута, Байак, Тамбайак, Овойхм, Пайриурво, Урваэсм, Гадвитв, Друджаскап, Гана-минуй . « Чихрдад-наск » также включал его родословную вплоть до Таза (Таджа), брата Хушанга .

Согласно «Бундахишну», Дахак просил помощи у Ахримана у реки Спед в Адурбадагане .

Ахриман хотел сделать Бевараспа бессмертным, но Ормазд изменил это . Однако, как говорится в сочинении « Суждения духа разума », правления Аждахака Бевараспа и Фрасияга Туранского были полезны тем, что если бы они не завладели властью, то Злой дух отдал бы её дэву Гнева ( ), и тогда до дня Воскрешения нельзя было бы отобрать её .

В «Бундахишне» поясняется, что огонь Фробак (или Фарнбаг) спас фарр Йимы от рук Дахака . Дахак вместе со Спитьюром распилил Джама .

Тирания Дахака упоминается в пехлевийских текстах . Он назван правителем рода Вадага , который владел миром 1000 лет (по одной версии, тысячу лет без одного дня ). Его правление пришлось на тысячелетнее владычество созвездия Скорпиона .

Во время правления Аждахака от соединения дэва с молодой женщиной, а молодого мужчины — с колдуньей, произошли чернокожие люди . В Вавилоне он воздвиг себе дворец Квиринта Дузита в форме журавля , а ещё два дворца — в Шамбаране и Хиндустане .

По « Денкарду », его правление привело к упадку нравственности и росту смертности людей. Зохак якобы составил иудейские писания и поместил их в крепости Иерусалима , а также дал людям десять заповедей , во всем противоположных заповедям Джамшеда . От людей Зохака эти тексты получили Авраам и Моисей , поэтому им следуют все иудеи. Дурные правители впоследствии были потомками Зохака, и от него проистекает всякое дурное правление. Тем не менее некоторые местные иранские средневековые правители не стеснялись возводить к нему свои родословные .

По воле Аримана из плеч Зохака выросли две ядовитые рогатые змеи . Зохак — эталон дурного монарха . О правлении Зохака говорилось во фрагардах 4 и 20 утраченного «Судгар-наска» .

В «Предании о сыне Зарера» имя Аждахака используется как нарицательное для характеристики противников Виштаспа . Кроме того, аждахак — название вредного животного .

Побеждённый Феридуном Зохак прикован цепями в жерле Демавенда . Перед концом света (в конце седьмого тысячелетия существования мира ) Дахак вырвется из оков, нападёт на мир и поразит много созданий, но будет сражен или Самом . По «Денкарду», он явится в облике жреца .

После конца света и воскрешения мёртвых Дахак, добровольно совершивший злодеяния, подвергнется «наказанию трёх ночей» .

Индоевропейские параллели

Этимологически имя сравнивается с ведийским Ахи Будхнья и греческой Ехидной .

Образ в «Шахнаме»

Молодость

По рассказу Фирдоуси , Зохак (или Бивересп) поначалу был обычным человеком, сыном Мердаса, правителя степи Копьеносных Наездников (то есть Аравии ). Див ( Иблис ), принявший человеческий образ, убедил Зохака погубить своего отца. Араб Мердас попал в выкопанную сыном яму в саду и погиб. Зохак воцарился, и Иблис потребовал от него обета верности.

Затем Иблис принял обличье повара и изобрёл употребление в пищу мяса животных (до этого, по Фирдоуси , люди питались только растительной пищей), став постепенно приучать к нему Зохака. На первый день он накормил его просто желтками , когда царю понравилась эта пища, приготовил дичь , затем барашка и на четвёртый день мясо быка . Зохак был доволен и предложил награду, но повар попросил лишь ненадолго прижаться к плечам Зохака, и тогда из них выросли две змеи. Зохак не знал, как избавиться от них, и тогда снова появился Ахриман , приняв уже обличье врача , и посоветовал кормить змей людским мозгом .

Тем временем иранцы, недовольные правлением Джемшида , провозгласили своим царём араба Зохака. Джемшид был распилен пополам.

Правление

Зохак взошёл на престол, забрал во дворец и воспитал сестёр Джемшида и , которых затем взял в жёны. Его тираническое правление длилось тысячу лет.

Каждый день по приказу царя в стране убивали двоих юношей, чтобы готовить из их мозгов пищу для змей. Тогда мудрецы Армаил и Кармаил поступили на службу как повара и стали спасать каждый день одного из юношей, смешивая мозги второго, приготовлявшиеся в пищу царю, с овечьими. Спасённых они отправляли в горы, и от них произошло племя курдов .

Правление Зохака становилось всё более жестоким. Он казнил витязей, а красавиц брал в наложницы. Однажды ночью, лёжа с Эрневаз, он увидел во сне трёх братьев и булаву с коровьей головой у младшего . Проснувшись, он рассказал сон Эрневаз, а затем потребовал от мобедов истолковать его, что и сделал Зирек. Сон предвещал рождение Феридуна . Зохак пытался погубить Феридуна во младенчестве, но это ему не удалось, хотя он и приказал убить корову Бермайе.

Однажды Зохак выступил перед мобедами с речью, желая собрать войска. Тогда с мольбой к царю обратился кузнец Каве , который просил пощадить его последнего сына (17 других сыновей уже были съедены змеями Зохака). Зохак вернул ему сына, но Каве отказался подписать послание царя. Народ, собранный Каве, восстал, и Зохак скрылся.

Феридун с войском взял столицу Зохака Иерусалим , но царя там не оказалось, он бежал в Хиндустан. Казначей Кондров бежал к Зохаку и рассказал тому о деяниях Феридуна. Войско Зохака напало на город, а Зохак проник в свой дворец, но был побеждён Феридуном, который рассёк его шлем своей булавой. По приказу Зохак был прикован к скале над пропастью.

В современной культуре

В комиксе Prince of Persia: Before Sandstorm, который продолжает фильм « Принц Персии: Пески Времени », в одном из рассказов Принц убивает злобного тирана Заххака со змеями из плеч.

  • В книге Александра Бушкова , «Алый как снег», фентезийного цикла «Сварог» о приключениях бывшего спецназовца в другом мире, царь Зохак является главным антагонистом книги, четвертым якорем Черного Князя (Дьявола) в мире Талар, именуемый также Безумным Зодчим, уничтожение которого должно значительно ослабить присутствие темных сил мире. В книге говорится, что Зохак «дружески расцеловался с дьяволом, и после этого поцелуя у него над лопатками выросли две змеи, которых регулярно следовало кормить человеческим мозгом». Обезглавлен Сварогом.
  • Группа Therion посвятила Заххаку песню «Aži Dahāka» на альбоме Leviathan .
  • В игре Genshin Impact Аждаха играет роль «Лорда Вишапов» и еженедельного босса.

Был заточён Рекс Ляписом под землю, что напоминает иранскую легенду, где герой Кэрсаспа заточил под землю Заххака.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. Чунакова О. М. Пехлевийский словарь… М., 2004. С.18
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Хом-яшт 8 (Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.153)
  6. Ардвисур-яшт (Яшт V 34); пер. И. М. Стеблин-Каменского (Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.180); тот же текст: Варахран-яшт (Яшт XIV 40; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.350); Ард-яшт (Яшт XVII 34; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.368); Замйад-яшт (Яшт XIX 37; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.386)
  7. Замйад-яшт (Яшт XIX 46-51; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.388-390)
  8. Ардвисур-яшт (Яшт V 29-31; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.179)
  9. Рам-яшт XV 19-21
  10. Видевдат I 17 (Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.73)
  11. Большой Бундахишн XXXV 7
  12. Денкард VIII 13, 8
  13. Большой Бундахишн XIа 19; Малый Бундахишн XX (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.295)
  14. Суждения духа разума (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.91)
  15. Суждения духа разума XXVII 34-37 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.101)
  16. Большой Бундахишн XVIII 10; Малый Бундахишн XVII (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.289)
  17. Большой Бундахишн XXXV 5
  18. Книга деяний Ардашира сына Папака XII 11 (М., 1987. С.75)
  19. в сочинении «Дадестан-и дениг» Вадаган — имя матери Дахака ( Чунакова О. М. Пехлевийский словарь… М., 2004. С.56)
  20. Суждения духа разума (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.117); Денкард III 329
  21. МНМ. Т.1. С.462
  22. Большой Бундахишн XXXVI 6; Малый Бундахишн XXXIV (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.310); ср. Большой Бундахишн XXXIII 2; XXXV 9
  23. Большой Бундахишн XIVb 2; Малый Бундахишн XXIII (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.298)
  24. Большой Бундахишн XXXII 4, 15
  25. Большой Бундахишн XXXII 8
  26. Денкард III 229; 288 (десять заповедей)
  27. МНМ. Т.1. С.50
  28. Денкард III 308
  29. Денкард III 343
  30. Денкард IX 1, 5.21
  31. Предание о сыне Зарера 39 (Пехлевийская Божественная комедия. М., 2001. С.140); Чунакова О. М. Пехлевийский словарь… М., 2004. С.19
  32. Большой Бундахишн XXII 10
  33. МНМ. Т.1. С.462, 562
  34. Большой Бундахишн XXXIII 33; Денкард VII 10, 10
  35. Большой Бундахишн XXXIII 35; Денкард VII 10, 10
  36. Большой Бундахишн XXIX 8-9
  37. Большой Бундахишн XXXIV 15; Малый Бундахишн XXXI (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.307)
  38. Ахи Будхнья (др.-инд. «змей глубин»), персонаж ведийской мифологии, обладающий змеиной природой. В «Ригведе» упоминается 12 раз в гимнах «Всем богам», обычно в связи с Аджа Экападом, Апам Напатом, Савитаром, океаном, потоком. Он связан с низом и водами, рождён в водах и сидит в глубине рек, имеет отношение к морю. Вместе с тем Ахи Будхнья в какой-то мере причастен к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, растениям, животным. В своих истоках Ахи Будхнья идентичен с Вритрой (Вритра тоже «змей», лежащий на дне) и некогда считался вредоносным. В поздних ведийских текстах Ахи Будхнья соотносится с Агни Гархапатьей. Ещё позже Ахи Будхнья — имя Рудры и эпитет Шивы. Эпитет Виаппуа родствен древнегреческому имени дракона Пифона) и сербохорватскому Бадхьак (имя мифологического персонажа и соответствующего ритуала). от 6 февраля 2014 на Wayback Machine
  39. похожий рассказ о мидийском царе Аждахаке, который видит во сне трёх братьев, передан у Мовсеса Хоренаци (История Армении I 26), ср. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. Т.2. С.502

Литература

Источники:

  • Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.73, 153, 179, 180, 350, 368, 386, 388—389.
  • Рам-яшт XV 19-21
  • Книга деяний Ардашира… М., 1987. С.75.
  • Пехлевийская Божественная комедия. М., 2001. С.140.
  • Зороастрийские тексты. М., 1997. С.91, 101, 117, 289, 295, 298, 307, 310.
  • Денкард III 61; 184; 239; 273; 289; 309; 318; 322; 324; 338; 410; V 3, 2; VII 1, 26; 4, 72; 11, 3; VIII 12, 8
  • Фирдоуси . Шахнаме . (Серия «Литературные памятники») В 6 т. Т.1. М., 1957. С.40-81 (строки 983—2290)

Исследования:

  • Мифы народов мира. В 2 т. Т.1. С.50 (статья Л. А. Лелекова), 462—463 (статья И. С. Брагинского)
  • Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.416.
  • Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М., 2004. С.18-19.

Ссылки

  • Skjærvø, P. O (1989). . Encyclopedia Iranica . Vol. 3. New York: Routledge & Kegan Paul. pp. 191—199. Архивировано из 25 апреля 2008 . Дата обращения: 28 октября 2009 . от 25 апреля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4682 дня])
  • Khaleghi-Motlagh, DJ (1989). . Encyclopedia Iranica . Vol. 3. New York: Routledge & Kegan Paul. pp. 199—203. Архивировано из 25 апреля 2008 . Дата обращения: 28 октября 2009 . от 25 апреля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4682 дня])
  • Omidsalar, M (1989). . Encyclopedia Iranica . Vol. 3. New York: Routledge & Kegan Paul. pp. 203—204. Архивировано из 25 апреля 2008 . Дата обращения: 28 октября 2009 . от 25 апреля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4682 дня])
  • Russell, J. R (1989). . Encyclopedia Iranica . Vol. 3. New York: Routledge & Kegan Paul. pp. 204—205. Архивировано из 25 апреля 2008 . Дата обращения: 28 октября 2009 . от 25 апреля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4682 дня])
Источник —

Same as Заххак