Interested Article - Тальберг, Борис Александрович
- 2020-05-09
- 1
Бори́с Алекса́ндрович Тальберг ( 13 мая 1930 , Москва — 1984 , Москва ) — советский художник - монументалист , график и живописец. Заслуженный художник РСФСР (1978), лауреат премии Ленинского комсомола (1972) и Государственной премии СССР (1981). Входил в число так называемых «монументалистов-шестидесятников» — группы художников, ставших видными представителями этого направления в СССР в 1960-х годах.
Биография
Родился в 1930 году в Москве .
В 1949—1952 годах учился на факультете монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства под руководством . В 1955 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной . В 1957 году вступил в члены Союза художников СССР .
В 1962 году в Москве Тальберг выполнил свою первую самостоятельную роспись — мозаику «1812-й год» на фасаде музея « Бородинская панорама ». Ритмичная композиция представлена отдельными многофигурными вставками, отражающими ход событий Бородинского сражения . Редким явлением для монументальной живописи 1960-х годов стал портрет М. И. Кутузова , ставший частью общей композиции
В 1966 году Тальберга избрали членом правления Московской организации Союза художников СССР, где в 1966—1972 годы он возглавлял секцию монументальной живописи. В 1968 году его избрали членом правления Союза художников СССР .
Во второй половине 1960-х годов Тальберг работал в Свердловской области . Наиболее известными его работами на Урале стали мозаики «Человек и природа» и «Человек и технический прогресс» на фасаде Дворца культуры Первоуральского новотрубного завода , а также панно «Освобождённый человек» на фасаде спорткомплекса «Урал» .
В 1972 году Б. А. Тальберг был удостоен премии Ленинского комсомола за витраж «Берегите жизнь на Земле». В 1981 году — Государственной премии СССР за работу «Гостеприимная Россия» .
Одной из последних работ Б. А. Тальберга стала мозаика с изображениями К. Э. Циолковского , С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина , украшающая интерьер Центра управления полётами в Королёве .
Скончался в 1984 году в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище .
Известные работы в области монументальной живописи
- Роспись в интерьере гостиницы « Юность » (Москва, 1960)
- Панно на фасаде здания Музея-панорамы « Бородинская битва » (Москва, 1962)
- Роспись в Посольстве СССР в Бельгии (Брюссель, 1963)
- Мозаичное панно на фасаде Дворца культуры Первоуральского новотрубного завода (1965)
- Мозаичное панно «Освобождённый человек» на фасаде спорткомплекса «Урал» (Свердловск, 1968)
- Комплекс художественных произведений для санатория «Южный» ( Форос , 1979)
- Мозаика, декоративная скульптура и светильники в концертном зале Олимпийской деревни (Москва, 1980)
-
Мозаика «1812-й год» на фасаде музея « Бородинская панорама » (Москва, 1962)
-
Мозаика «Освобождённый человек» на фасаде спорткомплекса «Урал» ( Свердловск , 1968)
-
Композиция «Слава труду» на фасаде ДК Металлургов (совм. с Е. И. Прохоровым , Темиртау, 1974–1975)
-
Мозаика на фасаде Абаканского театра (Абакан, 1977)
-
Мозаика на фасаде ДК ПНТЗ ( Первоуральск , 1965)
-
Мозаика на фасаде ДК ПНТЗ (Первоуральск, 1965)
Участие в выставках
- Всесоюзная юбилейная художественная выставка (Москва, 1957, 1967, 1970)
- Советская промышленная выставка (Лондон, Рио-де-Жанейро, 1961)
- Выставка «Монументальное искусство СССР» (Москва, 1962, 1967)
- Выставка «Монументальное искусство СССР» (Бухарест, 1973)
Критика
Искусствовед отмечала обилие символики и литературных ассоциаций в работах Тальберга. Также, по её мнению, художнику, не обращаясь напрямую к эмоциям зрителя, удавалось создать эффект интеллектуального восприятия произведений .
С. Н. Крылов не соглашается с Лебедевой в части сложных литературных ассоциаций на примере мозаики «Освобождённый человек», считая экспрессию художественных форм основным авторским замыслом .
В графике Тальберга 1970-х годов отмечала динамичность образов и игру теней . В рисунках с натуры, по её мнению, художник умело подчёркивал характер моделей и индивидуальность человеческого тела . В изображениях спортсменов — одной из наиболее частых тем произведений художника — Костина усматривает идею активного отношения человека к жизни .
Примечания
- Источники (научно-популярные издания)
- ↑ , с. 141.
- ↑ , с. 138.
- , с. 18–25.
- , с. 141—142.
- , с. 143—144.
- , с. 80—82.
- , с. 112—115.
- , с. 116—120.
- , с. 81—85.
- Источники (статьи и публикации в СМИ)
- ↑ . mocx.su . Московское отделение ВТОО «Союза художников России» (15 января 2018). Дата обращения: 23 ноября 2022. 10 марта 2022 года.
- Миронова М. . historykorolev.ru . Официальный сайт Королёвского краеведческого общества им. Бориса Яковлевича Ежова (20 ноября 2020). Дата обращения: 23 ноября 2022. 21 сентября 2022 года.
- . nec.m-necropol.ru (20 января 2018). Дата обращения: 23 ноября 2022. 20 января 2018 года.
- Труш А. . vokrugsveta.ru . Вокруг света (1 августа 2017). Дата обращения: 23 ноября 2022. 28 января 2022 года.
- Аникина Н. : [ 16 апреля 2021 ] // ДИ : журнал. — Московский музей современного искусства , 2006. — № 4. — С. 90—95. — ISSN .
- Крылов С. Н. // Инновации в науке. — 2016. — № 1—1 (50) . 24 ноября 2022 года.
Литература
- Борис Тальберг : Монументальное искусство, живопись, графика : альбом. — Москва : Советский художник , 1982. — 224 с. — (Мастера советского искусства). — 20 000 экз.
- Алексеев Е. П. , , Ярков С. П. — Екатеринбург: ИД «Сократ» , 2009. — 152 с. — ISBN 978-5-88664-362-6
- 2020-05-09
- 1