Завадовский, Юрий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Никола́евич Клински́х ( 27 июля 1964 , Воронеж , СССР — 4 июля 2000 , Воронеж, Россия ), также известный как Юрий Хой , — советский и российский, рок-музыкант , певец , поэт , автор песен . Основатель и бессменный лидер рок-группы « Сектор Газа ».
Родился 27 июля 1964 года в Воронеже в семье инженера Воронежского авиационного завода Николая Митрофановича Клинских и его супруги Марии Кузьминичны Клинских.
В школе Юрий ничем особенным не выделялся. Учился удовлетворительно. У него была непреодолимая страсть к музыке, но в то же время музыкального образования он не получил. Страсть к стихосложению ему привил отец, который писал стихи и пробовал публиковаться. Юрий рано узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье Клинских часто звучал рок-н-ролл . Вскоре, после этого он решил самостоятельно освоить гитару. Отцовские уроки не прошли даром, поэтому Юрий начал сочинять стихи, из которых потом складывались тексты его первых песен.
По окончании Воронежской средней школы № 30 (выпуск 1981 года), расположенной в микрорайоне ВАИ, работал на заводе и параллельно учился в ДОСААФ на шофёра. До армии познакомился с будущей женой — Галиной. Служил на Дальнем Востоке (в Благовещенске ) в танковых войсках (в батальоне обеспечения учебного процесса Благовещенского высшего танкового командного училища ) механиком-водителем . Уволился в запас в 1984 году.
После службы в армии Юрий Клинских пять лет проработал инспектором ГАИ , неся службу на перекрёстке у «Пролетария» и на площади Ленина. По воспоминаниям современников, Юрий выписывал штрафы всем провинившимся вне зависимости от статуса и чина, за что получал выговоры от начальства .
Последние месяцы контракта дослуживал во вневедомственной охране , затем работал фрезеровщиком , оператором станка с ЧПУ на воронежском «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время играл на акустической гитаре и писал песни. Увлекался просмотром фильмов ужасов, а также чтением мистической литературы, что стало одним из источников вдохновения в дальнейшем.
Своё творчество воспринимал как хобби , даже не мечтая о большой сцене.
В 1981 году Юрий Клинских записал на магнитофон акустический альбом и частично перезаписал его в 1985 году. После открытия в 1987 году воронежского рок-клуба стал его завсегдатаем. 5 декабря в клубе состоялся концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.
Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось, и так всё и пошло… Юрий Клинских
В течение полугода он выступал сольно под названием «Сектор газа», полученным благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Первый электрический состав коллектива сформировался только в июне 1988 года и в дальнейшем часто менялся.
Всеобщую известность группа Юрия Клинских получила в 1990 году после выхода альбомов « Зловещие мертвецы » и « Ядрёна вошь ». Успех простого воронежского парня стал возможен благодаря горбачёвской перестройке , голодной до запретных тем. Для него не существовало цензуры, он пел про всё и обо всём. Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде . Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком; музыка заработка не приносила. До 1991 года за пределами Воронежа концертов группа не давала (за исключением единственного выступления в Череповце в 1989 году). Записи «Сектора газа» распространялись по стране усилиями поклонников. Песни Хоя знал весь СССР, причём поклонники первое время не представляли, как внешне выглядит их кумир; пользуясь этим, по стране разъезжали двойники и давали концерты под фонограммы группы.
Что касается псевдонима, то он произошёл от фирменного клича Юрия: « Хой !», — который тот часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве. По словам самого Клинских, слово «хой» он начал употреблять в обиходе после длительного прослушивания группы « Гражданская оборона » . Но в последние годы жизни Юра стал меньше им пользоваться.
На заре своего творчества Юрий создал себе образ бунтаря-одиночки и матершинника. Внешне он выглядел как один из представителей советского панка, и, несмотря на то, что панки в СССР порой отличались друг от друга, как по идеологии, так и по внешнему виду — в зависимости от места проживания, всё же классическим панком Хой себя никогда не считал. На сцене он умел преображаться — там он был бескомпромиссным и жёстким, а в жизни был добрым и весёлым, человеком большой души, но в совокупности обладал мощной энергией и харизматичностью. В основном он делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к определённому стилю. Действительно, в музыкальном плане его альбомы были разнообразны.
Панком я себя никогда не считал. Ну, может быть, в начале творчества чистая «панкуха» где-то и просматривалась. Я делаю то, что мне нравится. Каждый альбом музыкально разнообразен. Юрий Клинских
С середины 1990-х годов Юрий постепенно отходит от созданного им образа, несколько меняя стиль группы и кардинально свой — вместо косухи , жилета из кожи, гловелетты, рваных джинсов, старых маек, армейской обуви и прочей рок-атрибутики появляются дорогие туфли, брюки, рубашки и пуловеры. Юрий признавался, что помягчел с возрастом, злость и глупость молодости уступили место уму и зрелости. Пройдя этот этап, он стремился прогрессировать и совершенствоваться. Относительно образа у него была позиция: меньше рассказывать о группе, поскольку отсутствие полной информации вызывает у слушателей больший ажиотаж, способствуя разрастанию слухов и легенд о «Секторе Газа».
Большой пласт творчества Юрия Клинских посвящён остросоциальным проблемам времён перестройки , « лихих 90-х », а также темам загробной жизни и мистики . В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации, при этом используя в текстах некоторых композиций ненормативную лексику.
Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.
Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой», и Хой соглашается с таким определением своих трудов.
Хой был одним из тех рок-музыкантов, которые использовали рэп в своих песнях . Первые эксперименты группы « Сектор газа » с речитативом присутствуют во «Вступлении» к дебютному магнитоальбому « Плуги-вуги » (1989). Через два года вступление было перезаписано для альбома « Колхозный панк » (1992) под инструментал из песни « We Will Rock You » британской рок-группы « Queen » . Хой впервые использовал рэп в композиции «Привет, ребята, добрый день» для альбома « Ночь перед Рождеством » (1991). В дальнейшем музыка в жанре рэп-рок была сыграна на альбомах « Нажми на газ » (1993: «Репетиция»), « Танцы после порева » (1994: «Метаморфоза»), « Кащей Бессмертный » (1994: «Интродукция», «Ария Ивана», «Ария Ивана и Лягушки»), « Газовая атака » (1996: «Рассказ, услышанный в автокомбинате») , « Наркологический университет миллионов » (1997: «Самые лучшие тачки», «Свин», «Хорошо в деревне летом») , « Восставший из ада » (2000: «Истребители вампиров», «Ночь страха», также содержит песни в жанре рэп-метал и рэпкор ).
За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ . Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.
За время творческой деятельности Юрий побывал с гастролями во многих городах России и за её пределами ( Белоруссия , Германия , Израиль , Казахстан , Латвия , Литва , Молдавия , Украина , Эстония ).
Я не стесняюсь своего города, я в нём прожил всю жизнь, в нём же, скорее всего, умру… Юрий Клинских
4 июля 2000 года в 12:37 в Воронеже Юрий Клинских скончался в частном доме по улице Барнаульской, 9. В этот день он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии «Art-Prize». Оператор НТВ Олег Золотарёв (в эфире программы «Башня» на РТР ) осенью 2000 года вспоминал о совместной работе над клипом «Ночь страха»:
Вот уже в июне-месяце он мне позвонил, сказал, что будем срочно, срочно будем снимать клип. 22 июня первый раз начали снимать. Последний раз съёмка назначена была как раз на день его смерти. Мы на четыре часа договорились, дня. Я сидел его ждал. Ждал, ждал, ждал… Вместо него позвонил Андрей Дельцов, сказал, что Юры больше нет.
Подруга Хоя Ольга Самарина в книге «„Хой!“ Эпитафия рок-раздолбаю» описывает распорядок последнего дня Хоя так:
А утром 4-го числа он должен был встречаться с оператором, а вечером у нас должна была быть съёмка. А до этого он ещё должен был с гримёром встретиться, нужно было загримироваться к съёмке. Ну, мы договорились встретиться часов в двенадцать, начало первого и боялись проспать…
По неофициальной версии, Юрий ранее принимал наркотики (в совокупности с серьёзной алкогольной зависимостью) и страдал от гепатита , что и стало причиной смерти. Скорая помощь прибыла к дому слишком поздно . До сих пор обстоятельства смерти остаются невыясненными , а данные о проведении вскрытия отсутствуют. Милиция подробного расследования не проводила .
Последней студийной работой Юрия Клинских и группы «Сектор Газа» стал альбом « Восставший из Ада », вышедший уже после его смерти.
Смерти Юрия предшествовали странные обстоятельства. Так, на своём последнем концерте он пытался исполнить песню «Демобилизация» под минусовку , однако не сумел этого сделать и просто ушёл со сцены. Эту же песню при записи последнего альбома «Восставший из Ада» звукорежиссёр группы Андрей Дельцов порекомендовал включить в следующий альбом (она якобы не подходила по стилистике), но Юрий убедил звукорежиссёра не делать этого, опасаясь не дожить до следующего альбома .
В одной из песен он также пел: «Сектор газа — здесь не дожить до сорока», и по стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня. В песне «Укус вампира» также есть слова, описывающие его же смерть, ставшие впоследствии пророческими:
Я не знаю, что случилось,
Но трясёт меня, и жарко в груди.
Я не знаю, что случилось,
Но мне кажется, что смерть впереди.
Со слов Ольги Самариной, у Клинских прямо перед смертью действительно жгло в груди — «кровь кипятком по венам бежит», «всё огнём жжёт».
Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. В Успенском храме было проведено отпевание . Затем Юрий Клинских был похоронен на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а). Возле его могилы есть своеобразная «Стена Хоя», испещрённая надписями «Сектор Газа», «Хой жив!», строчками из его песен и цитатами по аналогии со стеной Цоя . 28 июня 2011 года на могиле Юрия Клинских был установлен надгробный памятник , а в 2012 году изготовлен виртуальный тур по его могиле .
Отец — Николай Митрофанович Клинских (15 июня 1935 — 23 августа 2005), до пенсии работал инженером на Воронежском авиационном заводе.
Мать — Мария Кузьминична Клинских (Влашева) (25 августа 1932 — 3 сентября 2017), до пенсии работала клепальщицей на Воронежском авиационном заводе , по образованию преподаватель русского языка и литературы.
Братья — Анатолий и Леонид Япрынцевы.
Жена — Галина Клинских (род. 17 сентября 1962), живёт с младшей дочерью.
Две дочери — Ирина Мелеховец (Клинских) (род. 3 августа 1986) — психолог, окончила ВГПУ и Лилия Клинских (род. 13 января 1995) — окончила магистратуру экономического факультета ВГУ . У старшей дочери есть сын Матвей (род. 27 июня 2011).
В 1991 году на своём концерте в Москве познакомился с Ольгой Самариной (род. 13 апреля 1975) , с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины. По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков .
|
Этот раздел представляет собой
неупорядоченный список разнообразных фактов
о предмете статьи.
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский — играем для Жириновского, будет платить другая фракция — сыграем для неё. Всё остальное — это уже не наши проблемы.
№ | Название | Длительность | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | « Вступление » | 01:42 | |||||||
2. | « Без вина » | 02:54 | |||||||
3. | « Шестиструнная подруга » | 04:13 | |||||||
4. | « Про лето » | 02:47 | |||||||
5. | « Милая » | 04:03 | |||||||
6. | « Первая любовь » | 02:50 | |||||||
7. | « Про скромного мальчишку » | 04:22 | |||||||
8. | « Интро » | 00:23 | |||||||
9. | « У пруда (Людмила) » | 04:37 | |||||||
10. | « Проходят годы словно миг… » | 04:21 | |||||||
11. | « Крест » | 00:45 | |||||||
12. | « Вампиры » | 02:25 | |||||||
13. | « Про раннюю женитьбу » | 02:00 | |||||||
14. | « Он так её любил » | 02:29 | |||||||
15. | « Заключение » | 03:28 | |||||||
43:19 |
|
|
«Вой на Луну» — единственная профессиональная студийная запись из неизданного ранее материала, сделанная Юрием Клинских, которую он забраковал.
Впервые была издана в 2015 году на одноимённом сборнике редких песен, являющаяся самой неизвестной среди остальных неизданных с акустического альбома. Она была записана в 1995 году и, возможно, должна была войти в альбом « Газовая атака » (1996), однако до 2015 года не было известно, сохранилась ли её фонограмма.
В декабре 2013 года на заседании городской комиссии по культурному наследию города Воронежа был рассмотрен вопрос установки памятника Юрию Клинских, на которой было решено разработать арт-объект в память о музыканте . Предложенный поклонниками памятник в полный рост был отклонён комиссией . 27 июля 2014 года, в день 50-летия со дня рождения Юрия Клинских в Воронеже планировалась установка памятника в виде скульптуры во весь рост на Волгоградской улице , но городские власти не согласовали предложенный эскиз памятника, поэтому рассмотрение данного вопроса перенесли на поздние сроки , а на предложенном месте был установлен только закладной камень . В 2021 году вновь был поднят вопрос установки памятника в Воронеже. В опросе, проведённом мэрией города, установку памятника поддержали 87 % респондентов . Мэр города Вадим Кстенин поддержал идею: « Мы наблюдаем широкую и практически единодушную общественную поддержку многократно заявляемой инициативы по увековечиванию памяти Юрия Клинских. […] Это, бесспорно, будет народный памятник. Значит, здесь нет повода для споров о том, кто главнее в этом процессе. » .