Interested Article - Инь и ян

Приобретение Великим Разделением противоположных свойств «Инь» и «Ян»

Инь и ян ( кит. трад. 陰陽 , упр. 阴阳 , пиньинь yīn yáng ; кор. 음양 ? , 陰陽 ? ; вьетн. Âm dương , тьы-ном 陰陽; яп. 陰陽 ин-ё: ) — этап исходного , приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов — белого (ян) и чёрного (инь) .

В более древние времена, модель двух противоборствующих сил изображалась в виде сражающихся тигра и дракона . Прежде появления популярного сегодня рисунка с чёрно-белыми рыбками, существовали и другие чёрно-белые диаграммы с похожими рисунками в виде полусфер и квадратов внутри круга. Диаграмма с чёрно-белыми рыбками символизирует Великий предел даосский философский термин.

Происхождение

По словам известного российского востоковеда , доктора исторических наук Алексея Маслова , символизм инь-ян, возможно, был заимствован даосами от буддистов в I—III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика — и в даосизме появилась своя „ мандала “: знаменитые чёрно-белые „рыбки“ инь и ян» .

Философская концепция

Исторический обзор

Противоположности
Инь Ян
Мрак Свет
Пассивное Активное
Женское Мужское
Отрицательное Положительное
Луна Солнце
Вода Огонь
Мягкое Твёрдое
Внутреннее Внешнее
Нижнее Верхнее

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь всё более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, чётного и нечётного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства , особенно в учении о «ли» ( кит. трад. , упр. , пиньинь ) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя . Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются . В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативность (не в каком-либо плохом смысле), женщина , холод, мрак , пассивность, меланхоличность, потусторонность, а ян — как позитивность, мужчина , тепло, свет, активность, оптимизм, посюсторонность и т. п.

В древнем китайском медицинском трактате « Хуанди Нэйцзин » по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

В более древние времена противоборство инь и ян изображалось в виде сражающихся тигра, символизирующего инь , и дракона — ян . Сначала в даосских работах появились диаграммы с чёрно-белыми сферами или квадратами, а всем знакомый символ с «рыбками» появился позднее, его автором считают даосского учёного Чэнь Туаня .

Смысл концепции

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао . Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового .

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Пять стихий и три круга: зелёными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Инь и ян в традиционной китайской медицине

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины . Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности. [ источник не указан 4004 дня ]

Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений , накладываемых на недавно родившую женщину.

Символика

В блоке Юникода Разные символы присутствует отдельный символ «инь ян» — U+262F yin yang , а в разделе тибетского письма — схожий символ U+0FCA tibetan symbol nor bu nyis -khyil .

Аналогичные понятия в других учениях

См. также

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. Daniel Reid. (англ.) . — (англ.) , 2000. — P. 11. — ISBN 978-0-8348-2374-7 .
  3. Сиро Мацуоки от 4 февраля 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней]) // Прикладная макробиотика.
  4. Henry B. Lin. (англ.) . — (англ.) , 2000. — P. 14. — ISBN 978-1-56718-434-1 .
  5. Editors of Encyclopaedia Britannica. . Britannica . Дата обращения: 25 апреля 2021. 23 апреля 2021 года.
  6. Stephen Little, et al. Taoism and the Arts of China. (Chicago: The Art Institute of Chicago, in association with University of California Press, 2000), p. 131.
  7. (англ.) . Asia for Educators, Columbia University . Дата обращения: 27 марта 2021. 10 мая 2014 года.
  8. Кучера С. . Синология.Ру . Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  9. Miller, J. Daoism. c. 54. . Дата обращения: 19 февраля 2014. 23 декабря 2014 года.

Литература

  • Маслов А. А. .
  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре // Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М. , 2006. Вып. 12. С. 46—69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении // Восток. М. , 2003. № 5. С. 17—31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221. ISBN 5-7525-0162-8 .
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М. , 1986. С. 12—17.
Источник —

Same as Инь и ян