Interested Article - Массейс, Квентин
- 2021-04-17
- 1
Кве́нтин Ма́ссейс ( Квинтен Метсейс , нидерл. Quinten Massijs, Quinten Matsys/Metsys ; 10 сентября 1465, Лёвен , Южный Брабант — 13 июля / 16 сентября 1530 , Антверпен ) — фламандский живописец.
Биография
Массейс родился в 1465 году в Лёвене , где первоначально обучался кузнечному делу . Учился, вероятно, в мастерской Альберта Баутса , куда поступил, чтобы видеться с его дочерью, в которую был влюблён . В 1491 году Массейс прибыл в Антверпен , где открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию живописцев. Он продолжал жить и работать в этом городе до конца своих дней.
Художник отдавал предпочтение жанровой и религиозной живописи . Наиболее ранние датированные работы Массейса — «Алтарь св. Анны» (1507—1508) и «Алтарь св. Иоанна» (1507—1508). Обе работы, которые проникнуты глубоким религиозным чувством, демонстрируют точность передачи мельчайших деталей. Считается, что в ряде работ, в частности в «Распятии» (1520), пейзажный фон написан Йоахимом Патиниром . В своих религиозных полотнах Массейс продолжал традицию великих мастеров нидерландского искусства, в них ощущается влияние Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена . В то же время художник восхищался итальянским искусством, преклонялся перед творчеством Леонардо да Винчи , что особенно заметно в некоторых «Мадоннах» его кисти .
Одной из отличительных черт творчества Массейса является гротеск, который проявился в первую очередь в его жанровых полотнах. Карикатурные изображения банкиров, торговцев, сборщиков налогов подчас несут в себе скрытый морализирующий подтекст и напрямую связаны с произведениями гуманиста Эразма Роттердамского , с которым художник был лично знаком и даже написал его портрет .
Многочисленные портреты Массейса сочетают в себе традиции итальянского и немецкого искусства. Художник активно использовал в качестве фона пейзаж , а также интерьер кабинета, создав новый тип портрета — учёный за работой, — оказавший влияние на его современников, в частности на Ганса Гольбейна-младшего .
Двое сыновей Массейса — Ян и , также стали художниками, активно помогая отцу в его мастерской. Одним из самых известных его учеников был Маринус ван Реймерсвале .
Художник умер в Антверпене в 1530 году .
Известные работы
- «Алтарь св. Иоанна», 1507—1508
- «Алтарь св. Анны», триптих, 1507—1508
- «Портрет каноника», 1510-е;
- « Уродливая герцогиня », ок. 1513. Лондон
- «Меняла с женой», ок. 1514. Лувр , Париж ;
- «Портрет старика», 1517;
- «Портрет Эразма Роттердамского», 1517;
- « Пилат выводит Христа к народу », 1518—1520. Прадо , Мадрид ;
- «Иоанн Креститель и св. Агнесса», ок. 1520;
- «Се человек», 1520
- «Оплакивание Христа», 1511—1520
- «Положение во гроб», ок. 1525;
- «Святая Мария Магдалина», ок. 1525;
- «Спаситель» и «Святая Дева» ( диптих ), 1529. Прадо, Мадрид.
Галерея
-
Уродливая герцогиня . Ок. 1513. Лондон
-
Меняла с женой. Ок. 1514. Лувр
-
Эразм Роттердамский . 1515. Галерея Барберини. Рим
-
Портрет нотариуса. 1-я треть XVI в. Национальная галерея Шотландии
-
Св. Магдалена. Ок. 1525. Королевский музей изящных искусств . Антверпен
-
Положение во гроб ( центральная часть алтаря для гильдии плотников ). 1508—1511. Королевский музей изящных искусств . Антверпен
-
Ecce Homo (Се человек). 1526. Дворец дожей . Венеция
Примечания
- ↑ , с. 128.
Литература
- Мировое искусство (Мастера Северного Возрождения) ISBN 5-9603-0038-9 . / Сост. И. Г. Мосин. — Санкт-Петербург: «ООО СЗКЄО «Кристалл», 2006. — С. 128. — 176 с. —
- Камчатова А. В. Нидерланды. Фландрия. Голландия: Библиографический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-352-02200-9 . .
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2021-04-17
- 1