Ван дер Вестхёйзен, Йост
- 1 year ago
- 0
- 0
Йост ван ден Во́ндел ( нидерл. Joost van den Vondel ; 17 ноября 1587 , Кёльн — 5 февраля 1679 , Амстердам ) — поэт и драматург Нидерландов , один из наиболее ярких представителей «Золотого века» нидерландской литературы. Своим творчеством заложил основы современного нидерландского литературного языка.
Старший из семи детей в семье меннонитов из Антверпена . В 1595 году из-за религиозных гонений семья бежала в Утрехт , где Йост пошёл в школу и увидел ученическую постановку латинской драмы. В марте 1597 г. семья обосновалась в Амстердаме, где отец Йоста открыл лавку трикотажа. После смерти отца в 1608 г. дело продолжила мать; Йост вскоре стал её компаньоном и при поддержке жены управлял лавкой до 1613 года. В тот же период участвовал в деятельности камеры риторов «Белая лаванда», начал изучать латынь, вошёл в поэтический кружок Румера Фиссера.
Произведения Вондела охватывают почти все виды поэтического творчества: он — автор лирических , эпических и дидактических стихотворений, а также многочисленных драм (всего 32), принесших ему мировую известность. Переводил французских, итальянских и античных авторов.
В Нидерландах Возрождение совпадало с национальным освобождением и реформацией, и творчество Вондела отражало все эти исторические движения. В александрийских стихах он воспевает величие страны, рост торговых городов, подвиги голландцев на суше и морях; в стихах античной формы воспевает национальное движение против испанцев («Geboortklock van Willem van Nassau», 1626 и др.).
Ещё нагляднее сочетание элементов Ренессанса и реформации (и идеологии пуританского кальвинизма ) в драмах Вондела. Большинство из них написано на библейские темы («Пасха», «Иосиф в Египте», «Иеффай», «Самсон», «Соломон», «Адам в изгнании», «Ной» и мн. др.), некоторые — на исторические («Гейсбрехт Амстердамский», «Мария Стюарт», «Батавские братья» и др.).
В библейских драмах Вондел часто откликается на события своего времени, — так, например, в «Пасхе» он под видом исхода иудеев из Египта воспевает борьбу Нидерландов против Испании . В формально-художественном отношении эти библейские драмы построены строго классически (в первое время по Сенеке , позднее по Еврипиду и Софоклу : каждая пьеса состоит из пяти действий с длинными монологами и заключительными хорами).
Несмотря на сценичность, драмы Вондела очень однообразны, так как все характеры героев предопределены и даны уже готовыми, а не раскрываются в борьбе страстей; любовь отсутствует совершенно, так как она, по мнению Вондела, профанирует драму и противоречит законам нравственности.
Зато Вондел перенёс из греческой трагедии в свою, христианскую, борьбу со сверхчеловеческой судьбой, с той лишь разницей, что у него вместо Зевса появляется божественное провидение. Гибель героев (например, «Ной», «Батавские братья», «Адам в изгнании» и др.) — либо наказание за нарушение установленных Богом законов, либо она является очищением души в христианском понимании (например, в драмах «Иосиф в Египте», «Мария Стюарт» и др.).
Таким образом, в драмах Вондела имеются и элементы пуританской драмы, отражающие религиозно-моралистические тенденции победившего кальвинизма. Эти тенденции скоро привели к полному окостенению воинствовавшего когда-то кальвинизма, и старый гуманист Вондел перешёл в католичество . В духе новой веры были написаны его последние оды и пасторали . Значительное влияние оказал Вондел на Мильтона , особенно своей драмой «Люцифер», а также на немецкую литературу ( Грифиус , Опиц ).
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .
В статье использован текст Ф.Шиллера , перешедший в общественное достояние .