Interested Article - Окегем, Йоханнес

Йоха́ннес О́кеге́м (Johannes Ockeghem; варианты написания — Okeghem, Hocquegam, Ockenheim и др.; около 1425 , Сен-Гислен , близ Монса — 6 февраля 1497 , Тур ) — фламандский композитор, крупный представитель нидерландской школы .

Жизнь

Точная дата рождения Окегема неизвестна, называются 1410 и 1425 годы. По некоторым свидетельствам, в год смерти (1497) он был уже глубоким старцем. Долгое время местом рождения Окегема считался небольшой город Дендермонде в Восточной Фландрии (часть современной Бельгии ), входившей в состав герцогства Бургундского .

Обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене . С 24 июня 1443 г. по 24 июня 1444 г. пел в этом соборе под руководством Й. Пюллуа. В 1446—1448 гг. Окегем — певчий капеллы герцога Карла I де Бурбона в Мулене (Франция). С 1452 г. и до конца жизни Окегем руководил капеллой французского королевского двора. С 1456 Окегем — королевский советник и казначей богатой коллегиатской церкви св. Мартина в Type (не сохранилась). В 1460-х гг. в этой важнейшей для музыки 15 в. церкви Франции работал А. Бюнуа . Служа французскому двору (королям Карлу VII и Людовику XI ), Окегем занимал должность каноника Собора Парижской Богоматери (1463—1470) и церкви Св. Бенуа. Известно, что Окегем в 1470 г. посетил Испанию. Очень мало известно о жизни Окегема после смерти Людовика XI (1483 г.). Он продолжал выполнять обязанности капельмейстера королевского двора, видимо до 1488 г. В 1484 г. он ездил во Фландрию, в Брюгге.

Вероятно, Окегем учился у Жиля Беншуа и тесно общался с ним. В  1460 г. он написал «плач» на смерть Беншуа. Окегем был связан с придворной капеллой герцогов Бургундии, где работали Антуан Бюнуа и Гийом Дюфаи . Бюнуа написал мотет в честь Окегема до 1467 г., так что, вероятно, он хорошо знал Окегема.

Вскоре после кончины Окегема его коллега по придворной капелле, поэт Гийом Кретен (Crétin) написал обширный «Плач» (Déploration), в котором персонифицированная Музыка называет Окегема своим сыном и сравнивает его с «жемчужиной». Мифологические и библейские персонажи, дружно оплакивающие Окегема, воздают ему хвалу: Орфей именует Окегема «цветком музыкантов», Пан «музыкальным столпом» ( pillier de musique ), «первый музыкант» Иувал (Tubal) признаёт, что Окегем познал «все секреты изысканности» ( tous les secretz de la subtilité ), а великие усопшие композиторы (Дюфаи, Данстейбл, Беншуа, Бюнуа, Хайне ван Гизегем и др.) приветствуют вновь прибывшего пением и игрой на музыкальных инструментах.

Творчество

Хотя музыкальный стиль Окегема существенно отличается от стиля композиторов предыдущего поколения, всё-таки он приобрёл основные навыки у них, поэтому его можно считать связующим звеном между первым поколением нидерландской школы и композиторами следующих поколений, Я. Обрехтом и Жоскеном Депре .

В творчестве Окегема представлены все жанры, характерные для нидерландской школы: месса , мотет и многоголосная песня на французском языке ( шансон ). Важнейшим жанром для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся полифонист. Музыка Окегема динамична, мелодическая линия движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду. Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации, чистейшая диатоника , старинное ладовое мышление . Поэтому музыку Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность», «парящую» в несколько отрешённой образной среде. В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом, богата распевами, импровизационна, экспрессивна.

Окегем часто включает в свои произведения имитации и каноны . Вместе с имитациями в приму и октаву, он использует кварту и квинту, большинство имитаций двухголосные, но встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные. Для полифонистов XVI века будет характерна сплошная имитационность, Окегем намечает эту перспективу. Канону как форме и принципу полифонического движения композитор уделяет особое внимание.

Мессы

Рукопись с мессой Окегема Ecce ancilla Domini

Тринадцать месс Окегема сохранились в иллюминированной рукописи XV века, известной под названием «Chigi codex».

Среди месс преобладают четырёхголосные, есть две пятиголосные и одна восьмиголосная. В качестве тем месс Окегем использует безымянные популярные ( «L’homme armé» , «Fors seulement» ) и авторские — чужие (например, Беншуа в «De plus en plus») и свои собственные («Ma maistresse») — мелодии. Месса «Caput» написана на заключительный мелизм (на слове «caput») сарумского антифона «Venit ad Petrum», (на текст Евангелия от Иоанна; Ин. 13:6-9). Есть мессы и без заимствованных тем («Quinti toni», «Sine nomine», «Cujusvis toni»).

Месса пролаций (Missa prolationum) полностью каноническая. В пяти её основных частях всего 15 разделов, и каждый из них начинается пропорциональным каноном. Окегем располагает каноны в первых десяти разделах мессы таким образом, что интервал между вступлениями голосов последовательно увеличивается от примы, секунды, терции и т. д. до октавы.

Месса любого тона (Missa cujusvis toni) интересна тем, что одну и ту же музыку композитор предлагает исполнять в любом ладу: дорийском, фригийском, лидийском или миксолидийском. Переход в «любой тон» означает не транспозицию в другую тональность, а именно иной лад. При этом меняются соотношения между звуками и их функциями в ладу, что сообщает звучанию совершенно новые свойства.

Мотеты и шансон

Зашифрованный тенор мотета «Ut heremita» (фрагмент), с символической подтекстовкой «Exspecto donec veniat immutatio mea» (Иов 14:14). Текст на нотоносце образуется сочетанием выписанных слогов с гексахордовыми функциями нот: O ve[re sol la]bes [fa(l)la]ces [sol-ut? ut re-mi-](t)te[re sol]es, ergo [la]psoque [re]o [mi]se[re-re]; выписанные прописные буквы (часть текста) выполняют функцию знаков мензуры (которая меняется по ходу мотета). Текстовая инструкция под нотоносцем гласит: Canon in utraque parte. Quamlibet inspicias notulam qua clave locetur, tunc denique socios in eadem concine (concione?) tentos , и т. д.

Мотеты и шансон Окегема непосредственно примыкают к его мессам и отличаются от них главным образом своими масштабами. Среди мотетов есть пышные, праздничные произведения, а также более строгие духовные хоровые сочинения.

Тексты мотетов Окегема, как правило, посвящены Богородице: «Intemerata Dei Mater» («Чистая Матерь Божия»), « Ave Maria », « Salve Regina » и т. д. Тенор (четырёхголосного) мотета «Ut heremita solus» («Как одинокий отшельник») дан в зашифрованном виде . Руководствуясь скупыми и весьма двусмысленными словесными «инструкциями» (на латинском языке), приложенными к этому тенору, певчий должен расшифровать его сам, на основе хорошего владения техникой мутации . Поскольку полного (поэтического) текста нет, предполагается необычная для мотета вещь, а именно что он предназначался для ансамбля инструментов.

Наиболее известен праздничный благодарственный мотет «Deo gratias» (авторство Окегема ныне оспаривается), написанный для четырёх девятиголосных составов и потому считающийся 36-голосным. В действительности он состоит из четырёх девятиголосных канонов (на четыре разные темы), которые следуют один за другим с небольшими наложениями начала следующего на заключение предыдущего. В местах наложения звучат 18 голосов, реального 36-голосия в мотете нет.

Песни Окегема гораздо более полифоничны, чем песни Беншуа и даже Дюфаи, в них мало танцевальности, лёгкости, «камерности». Динамика больших мелодических волн, внеличностный характер образности и общий склад a cappella сближает их с мессами и мотетами. Лиризмом выделяется песня «Malheur me bat», ставшая вместе с «Fors seulement» очень популярной и послужившая основой для многоголосных сочинений современников Окегема. Кроме них, ныне часто исполняют шансон «Ma maistresse» («Моя госпожа») и «Prenez sur moi vostre exemple amoureux» (представляет собой трёхголосный канон).

Политекстовое сочинение «Mort tu as navré de ton dart / Miserere », известное также как «Плач на смерть Беншуа», совмещает в себе признаки мотета и баллады и символически заканчивается фразой из секвенции Dies irae .

Рецепция

Музыкальный стиль Окегема оказал влияние, прежде всего, на его талантливых последователей, Жоскена Депре и Пьера де ла Рю . Жоскен Депре не только сочинил (знаменитый) «Плач на смерть Окегема» («Déploration sur la mort de Jean Ockeghem», на французские стихи Жана Молине), но и неоднократно использовал тематический материал Окегема в качестве основы собственной многоголосной композиции. Шансон Окегема «D’ung aultre amer» он задействовал в своей одноимённой мессе, в отдельном Sanctus’е, в мотетах «Victimae paschali» и «Tu solus qui facis mirabilia». Помимо того, двойной мотет Жоскена «Alma Redemptoris mater/Ave regina caelorum» открывается точной цитатой одноимённого мотета Окегема.

Список сочинений

Мессы

  • Caput a4
  • Missa cujusvis toni (Месса любого тона ) a4
  • De plus en plus (на шансон Ж. Беншуа) a4
  • Ecce ancilla Domini a4
  • Fors seulement a5 (на материале собственного рондо)
  • L’homme armé a4
  • Ma maistresse (на материале собственного виреле) a4
  • Mi—mi (или Missa quarti toni, Месса IV тона) a4
  • Missa prolationum (Месса пролаций) a4
  • Missa quinti toni (Месса V тона) a3
  • Missa pro defunctis (Заупокойная месса; первый сохранившийся многоголосный реквием ) a4
  • Missa [sine nomine I] a3
  • Missa [sine nomine II] a5
  • Credo [sine nomine, или De village] a4

Мотеты

  • Alma redemptoris mater a4
  • Ave Maria a4
  • Intemerata Dei mater a5
  • Salve Regina a4
  • Mort, tu as navré / Miserere a4 (известен как Плач на смерть Жиля Беншуа , 1460),
  • Ut heremita solus a4 (загадочный канон, возможно, ответ на «In hydraulis» А. Бюнуа )

Светская музыка

Примечание : R = рондо , V = виреле

  • Aultre Venus estés (R a3)
  • Au travail suis (R a3)
  • Baisiés moy dont fort (R a3)
  • D’un autre amer (вар.: ; R a3)
  • Fors seulement l’actente (R a3)
  • Fors seulement contre (R a3)
  • Il ne m’en chault plus (R a3)
  • J’en ay dueil (R a3, a4)
  • La despourveue et la bannie (R a3)
  • L’autre d’antan (R a3)
  • Les desléaulx ont la saison (R a3)
  • Ma bouche rit (V a3)
  • Ma maistresse (V a3)
  • Prenez sur moi vostre exemple ( каноническая шансон a3)
  • Presque transi (V a3)
  • Quant de vous seul (R a3)
  • S’elle m’amera / Petite camusette (шансон a4)
  • Se vostre cuer eslongne (R a3)
  • Tant fuz gentement (V a3)
  • Ung aultre l’a (R a3)

Dubia

Существует целый ряд произведений, принадлежность которых Окегему ставится под сомнение. Некоторые анонимные шансон приписываются Окегему на основании схожести стиля.

  • Месса "Le serviteur" a4
  • Месса "Pour quelque paine" a4
  • Канон "Deo gratias" a36 (9 четырёхголосных групп голосов)
  • Рондо "Ce n’est pas jeu" (var.: Si mieulx ne vient) a3
  • Рондо "Departés vous, Malebouche" a3
  • Рондо (?) "Malheur me bat" a3. Из текста сохранился только указанный инципит. Другие кандидаты в авторы: , . Сохранилось также в анонимной контрафактуре (с полным текстом) «O Dieu d'amours et qu'as tu fait»
  • Шансон "Tous les regretz" a3
  • Рондо "Quant ce viendra" a3 (приписывается также А. Бюнуа )
  • Мотет "Celeste beneficium" a5
  • Мотет "Gaude Maria" a5
  • Мотет "Miles mirae probitatis" a4
  • Мотет-шансон "Permanent vierge / Pulchra es / Sancta Dei genitrix" a5
  • Мотет-шансон "Resjois toy, terre de France / Rex pacificus" a4
  • Мотет "Salve Regina II" a4

Примечания

  1. Опубликован в Третьей книге мотетов О.Петруччи , в 1504 году.
  2. См. обсуждение и расшифровку этого мотета в статье: Lindmayr A. Ein Rätseltenor Ockeghems: Des Rätsels Lösung // Acta Musicologica 60 (1988), SS.31-42.

Литература

  • Bukofzer M. Caput: a Liturgico-Musical Study // Studies in Medieval and Renaissance Music. New York, 1950, pp. 217–310.
  • Krenek E. Johannes Okeghem. New York, 1953.
  • Henze M. Studien zu den Messenkompositionen Johannes Ockeghems. Berlin, 1968.
  • Коннов В. Нидерландские композиторы XV—XVI веков. Ленинград: Музыка, 1984.
  • Lindmayr A. Quellenstudien zu den Motetten von J. Ockeghem. Laaber, 1990.
  • Goldberg C. Die Chansons Johannes Ockeghems: Ästhetik des musikalischen Raumes. Laaber, 1992
  • Thein W. Musikalischer Satz und Textdarbietung im Werk von J. Ockeghem. Tutzing, 1992;
  • Elders W. Symbolic Scores. Leiden, 1994.
  • Fitch F. Johannes Ockeghem: Masses and Models (Paris, 1997)
  • Johannes Ockeghem: actes du XLe Colloque international d'études humanistes (Tours, 1997). Paris, 1998.
  • Лопатин М. Три лика Окегема // Научный вестник Московской консерватории, 2011 № 1.
Источник —

Same as Окегем, Йоханнес