Interested Article - Палач (повесть)

«Палач» — повесть шведского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Пера Лагерквиста , написанная в 1933 году под тяжёлым впечатлением от нацистского переворота в Германии.

Повесть является реакцией писателя на рост нацистских настроений в обществе и художественным исследованием изменения человеческого отношения ко злу . Благодаря сопоставлению различных временных пластов Лагерквист показывает вневременную и метафизическую природу зла.

Пером Лагерквистом по повести также была написана одноимённая пьеса .

Содержание

Двуплановость произведения достигается двухчастным его построением. Действие первой части происходит в Средние века , второй части — в фантастическом ближайшем будущем , картина которого представляет собой мрачный прогноз писателя, порождённый известиями о происходящем в современной ему Германии после прихода к власти нацистов. Обе эпохи показаны через происходящее в баре. Сцена из времён Средневековья с довольно примитивными, грубыми и суеверными натурами сменяется сценой из 30-х годов XX века, где внешний лоск людей лишь прикрывает всё те же первобытные инстинкты, болезненную жажду насилия . Быстро выясняется, однако, что в отношении людей ко злу произошла существенная метаморфоза. В средневековой части повести страх перед злом и уважение к его силе пронизывали все разговоры собравшихся в баре, но здесь зло всё-таки осознавалось как зло. Во второй, фантастической части повести зло уже выдаётся за нечто общественно полезное, а следование по пути зла воспринимается как путь к прогрессу и процветанию. Люди нового общества прославляют культ насилия и подавления личности.

Обе части объединяются зловещей фигурой Палача в кроваво-красном одеянии, который воплощает надвременные, имманентно присущие человечеству зло и жестокость . Длинный монолог Палача в заключительной части повести воспринимается как апофеоз насилия, но содержит также характерный для Лагерквиста мотив поисков и отрицания Бога . В финале появляется образ нежной и кроткой жены Палача, воплощающей тему чудодейственной силы любви, надежды на будущее, очищения от грехов .

Инсценировка повести и восприятие её современниками

Повесть вышла из печати осенью 1933 года . В следующем году Лагерквист инсценировал её . В Швеции главная роль досталась прославленному актёру Йёсте Экману . Пьеса с триумфом прошла в театрах стран Северной Европы. Если «Палач» приобрел широкую известность и был воспринят обществом как актуальный политический памфлет , то этому немало послужили театральные постановки.

Некоторые общественные круги Швеции, лояльно относившиеся к нацизму , восприняли пьесу в штыки. Были угрозы, попытки сорвать спектакли. Нацисты сжигали книги с этим произведением.

Автор о замысле

В одном из интервью в связи с представлением пьесы Лагерквист отметил, что «Палач»

направлен против современного насилия, против тенденции насилия у человека… и апеллирует ко всем, кто становится на сторону насильников, как бы они ни назывались — нацистами , фашистами или большевиками .

В позднейшей культуре

По мотивам повести написана песня группы Ария « Палач » .

Литература

  • Татаринов А. В. Литературные формы апофатической теологии в шведской прозе (П.Ф. Лагерквист и Т. Линдгрен) // . — Краснодар: КубГУ, 2004. — 264 с.
  • Татаринов А. В. . — Краснодар: Мир Кубани, 2008. — 711 с.

Примечания

  1. / Gabrielle H. Cody, Evert Sprinchorn. — New York: Columbia University Press. — Т. 1. — С. 582—583. — ISBN 0231144229 , 9780231144223.
  2. Bibliotek.se: от 7 декабря 2010 на Wayback Machine
  3. Цит.по: Мацевич А. Миф о человеке Пера Лагерквиста // Лагерквист П. Сочинения. Т.1. — Харьков, 1997. — С. 15.
  4. . Дата обращения: 12 апреля 2011. Архивировано из 16 июня 2011 года.
Источник —

Same as Палач (повесть)