Розенберг, Стивен
- 1 year ago
- 0
- 0
Артур Розенберг ( нем. Arthur Rosenberg ; 19 декабря 1889 , Берлин , Германия , — 7 февраля 1943 , Нью-Йорк , США ) — немецкий марксистский историк и политик .
Розенберг родился в еврейской семье, но был крещён в протестантской вере. Учился в ; после её окончания поступил в берлинский университет Фридриха-Вильгельма , где изучал античную историю и археологию . Параллельно с учёбой активно участвовал в еврейском молодёжном движении. В 1911 году защитил докторскую диссертацию на тему «Исследования настроений среди римских центурионов », а через два года прошёл у Эдуарда Мейера хабилитацию по античной истории с диссертацией «Государство древних италийцев».
С началом Первой мировой войны поддался всеобщей националистической истерии, подписал ряд проправительственных петиций и был призван в армию, где впоследствии стал противником войны. В 1918 году вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии , а в 1920 году с большей частью НСДПГ перешёл в Коммунистическую партию Германии . Входил в Центральный комитет КПГ и Исполнительный комитет Коминтерна .
В компартии Розенберг занимал ультралевые позиции, находясь под сильным влиянием теоретика раннего неомарксизма Карла Корша . Впоследствии вслед за Коршем определял сталинистский Советский Союз как государственно-капиталистический и переродившийся в русле национал-большевизма . В 1924—1928 годах член рейхстага — сначала от КПГ, а с 1927 года , после выхода из её рядов, — как независимый депутат, определяя себя как демократический социалист . Входил в состав комитета по расследованию причин поражения Германии в Первой мировой войне.
Из-за левой политической ангажированности Розенберг длительное время оставался отлучённым от консервативной академической среды и только в 1931 году был принят профессором истории в Берлинский университет .
В своём анализе исторического развития Германии Розенберг опирался на определение кайзеровской империи как бонапартистской диктатуры прусского юнкерства и крупной буржуазии. Он отстаивал взгляд на Ноябрьскую революцию 1918 года как на возможную, но уничтоженную в зародыше альтернативу как буржуазной демократии , так и большевизму . Поэтому он критиковал Социал-демократическую партию Германии за компромисс с правящими классами и непонимание невозможности строить «революционное государство с опорой на юридически-чиновничий аппарат прежней системы». С другой стороны, он скептически оценивал и развитие СССР, в котором социально-экономическая отсталость и вызванная войной разруха предопределили подмену власти демократических Советов диктатурой партии, превратившей Советы в «декоративный символ». Считал, что бюрократический аппарат принуждения противоречит Марксовому пониманию социализма : «Или живая демократия, истинное правление Советов, или правление аппарата. Третьего в России не было и не будет» .
В 1932 году выпустил книгу «История большевизма: от Маркса до современности», в которой писал:
Империя большевиков похожа на королевство из бессмертной сказки Андерсена . Король может разгуливать голым, поскольку те, кто не видит его мнимый наряд, объявляются вне законов морали. Так король шествует по большевистской империи, а справа и слева от него идут партийные сановники, загораживая его от тех, кто осмелится крикнуть: «Да ведь он же совсем голый!»
После прихода нацистов к власти в 1933 году ими была сожжена книга Розенберга «Происхождение Германской республики. 1871—1918», а сам Розенберг был уволен из университета Фридриха-Вильгельма как еврей и социалист. Это вынудило его иммигрировать в Швейцарию . В следующем году он переехал в Англию и начал преподавать античную историю в Ливерпульском университете . С 1937 года преподавал в Бруклинском колледже в Нью-Йорке, где и скончался в 1943 году .
В эмиграции в 1938 году издал два своих последних крупных труда — «Демократия и социализм» и «Демократия и классовая борьба ». В них он развил оригинальную концепцию типологии демократических режимов. Исходя из того, что демократия существует не как некая абстрактная и внеклассовая категория, а как определённое политическое движение, выражающее интересы конкретных социально-классовых групп, Артур Розенберг выделял пять типов демократии, из которых подлинной считал только не реализованную ещё социалистическую демократию — подлинное самоуправление, основанное на общественной собственности на средства производства. Среди буржуазных типов демократии он называл социальную, либеральную, империалистическую и колониальную демократии.