Interested Article - Готские рунические надписи

Готские рунические надписи — небольшое число надписей на готском языке , выполненных рунами (старшим футарком) и найденных на территории, где в III в. н. э. засвидетельствовано проживание готов ( вельбарская культура , черняховская культура ). В связи с ранней христианизацией готов христианский готский алфавит полностью вытеснил среди них руны к середине IV века (тогда как северогерманские народы, к которым христианство пришло позднее, продолжали пользоваться рунами ещё несколько веков, иногда даже после крещения).

Существует около десятка подобных надписей, из которых только три широко признаны как однозначно готские: золотое кольцо из Пьетроассы с посвятительной надписью, найденное в составе более крупного клада в румынских Карпатах , и два наконечника, на которых, вероятно, написано «имя» оружия, один из которых найден в украинских Карпатах, а другой — в восточной Германии, недалеко от Одера .

Кольцо из Пьетроассы

Золотое кольцо (ожерелье), найденное в 1837 году в Пьетроассе ( рум. Pietroasa , северо-западная Румыния , около 50 км к югу от Сату-Маре ), датируется ок. 400 г. н. э. На нём нанесена надпись старшим футарком из 15 рун. Кольцо было украдено в 1875 году и разрезано на две части бухарестским ювелиром. Позднее кольцо было восстановлено, но 7-я руна в результате переделки была утрачена:

ᚷᚢᛏᚨᚾᛁ [?] ᚹᛁ ᚺᚨᛁᛚᚨᚷ ( gutani [?] wi hailag ).

В рисунках и описаниях, сделанных до 1875 года, надпись читалась как gutaniowi hailag (ᚷᚢᛏᚨᚾᛁᛟᚹᛁ ᚺᚨᛁᛚᚨᚷ), что интерпретировали либо как gutanio wi hailag «священное для готских женщин», либо как gutan-iowi hailag «священное для готского Юпитера» (Loewe 1909); «Юпитер» отождествляется с Тором ), либо как gutani o [thala] hailag «священное наследие готов» ( gutani — родительный падеж множественного числа, в текстах епископа Ульфилы слово имеет форму 𐌲𐌿𐍄𐌰𐌽𐌴, gutane ).

Идентичность 7-й руны как одал с тех пор была поставлена под сомнение, но недавно была опубликована фотография, сделанная для лондонского общества Арундела до похищения кольца, и поврежденная руна явно выглядит как ᛟ (Mees 2004). Однако интерпретация gutanio остается предметом спора среди рунологов (Nedoma 2003).

Наконечник из Ковеля

Наконечник из Ковеля

Наконечник копья, найденный в 1858 г. близ села Сошичне, 30 км от Ковеля , Украина , датируется началом III в.

Размер наконечника — 15,5 см, максимальная ширина 3,0 см. Обе стороны листовидного наконечника были инкрустированы серебряными символами. Надпись, что нехарактерно для большинства рун, написана справа налево, читается как ᛏᛁᛚᚨᚱᛁᛞᛊ ( tilarids ), что интерпретируется либо как «всадник», либо, как полагает профессор Йоханнес Хупс ( Reallexikon der Germanischen Altertumskunde , том 17), «скачущий к цели» (или «попадающий в цель»). Слово идентифицируется как восточногерманское (готское) по номинативному окончанию -s (в отличие от протоскандинавского -z ). Формы знаков T и D — ближе к латинскому алфавиту, чем к классическому старшему футарку.

Литая копия наконечника в 1880 году была выставлена в Берлине, и ещё одна отливка — в 1884 году в Варшаве. Оригинал был украден нацистскими археологами у польского владельца в 1939 году и был утрачен в конце Второй мировой войны.

Наконечник из Дамсдорф-Мюнхеберга

Наконечник из Дамсдорф-Мюнхеберга

Наконечник копья, найденный в Дамсдорфе-Мюнхеберге, в Бранденбурге между Берлином и рекой Одер , с надписью ᚱᚨᚾᛃᚨ ( ranja , соответствует слову 𐍂𐌰𐌽𐌽𐌾𐌰, rannja из текстов епископа Ульфилы ) .

Веретено из Лецкани

Обруч веретена, найденный в Лецкани, Румыния , датируется IV веком.

ᚨᛞᛟᚾᛊᚢᚠᚺᛖ ᛬ᚱᚨᛜᛟ᛬ ( adonsufhe : rango :)

Пряжка из Сабадбаттяна

Серебряная пряжка, найденная в Сабадбаттяне, Венгрия , датируется началом V века и, возможно, относится к племени «Mærings» или остготам .

ᛗᚨᚱᛁᛜᛊ ( mari͡ŋgs )

Современные мистификации

Известные в истории сведения о готском государстве в Крыму породили ожидания, что хотя бы на раннем этапе крымские готы могли использовать руническое письмо. Поэтому находка на мысе Опук в 1996 году в Крыму камня с «руническими» знаками вызвала большой научный ажиотаж. Вышла статья руководителя археологической экспедиции на горе Опук В. К. Голенко о найденном артефакте и целый шлейф статей интерпретаций. К чести археологического сообщества, часть авторов высказывала сомнения. В настоящее время камень хранится в Крымском республиканском краеведческом музее в Симферополе . Однако уже в 2010 году Н. Ф. Федосеев в статье «О достоверности рунических надписей Причерноморья» дезавуировал все эти построения. Надпись была выполнена О. Куприяненко, жителем Керчи, увлекающимся эзотерикой, в 1994 году в качестве части художественных проб. За два года она прошла процесс естественного старения и была обнаружена В. К. Голенко. Позднее успех «сенсационной находки» породил целый бум «рунических камней» на Керченском полуострове .

Примечания

  1. от 7 августа 2020 на Wayback Machine от 27 января 2020 на Wayback Machine
  2. . Дата обращения: 15 марта 2020. 27 января 2020 года.
  3. Голенко В.К., Юрочкин В.Ю., Синько О.А., Джанов А.В. Рунический камень с г. Опук в Крыму и некоторые проблемы истории северопричерноморских германцев // ДБ. — 1999. — № 2 . — С. 77—97 .
  4. Мальгина М. Р. Опыт создания каталога лапидарного собрания Крымского республиканского краеведческого музея // VII Таврические научные чтения Ч. 1.. — Симферополь, 2007. — С. 181—199 .
  5. Федосеев Н. Ф. // Археологія, , № 1. – С. 127-128. О достоверности рунических надписей Причерноморья // Археологія. — 2010. — № 1 . — С. 127—128 .

Литература

  • Marstrander, Carl, 'De gotiske runeminnesmaerker', Norsk tidskrift for sprogvidenskap 3 (1929), 25-157.
  • Эббингхаус, Эрнст, «Пересмотрен вопрос о вестготских рунических надписях», General Linguistics 30 (1990), 207-14.
  • Дитрих, Франц Э. С. , De inscriptionibus duabus Runicis ad Gothorum gentem relatis (Марбург: Элверт, 1861).
  • Loewe, Richard, «Der Goldring von Pietroassa», Indogermanische Forschungen 26 (1909), 203-8.
  • Граф, Хайнц-Иоахим, "Гутанио с Хайлаг или Гутаниом Хайлаг? — Zur Lesung des Ringes von Pietroasa ', Germanisch-Romanische Monatsschrift 31 (1943), 128-29.
  • Мис, Бернард, Руно-Готика: руны и происхождение сценария Вульфила, Die Sprache 43 (2002/3 [опубл. 2004]), 55-79
  • Недома, Роберт. Пьетроасса, § 2. Runologisches ', в Reallexikon der Germanischen Altertumskunde , vol. 23 (2003), стр.   155-58.
  • Голенко В.К., Юрочкин В.Ю., Синько О.А., Джанов А.В. Рунический камень с г. Опук в Крыму и некоторые проблемы истории северопричерноморских германцев // ДБ. — 1999. — № 2 . — С. 77—97 .
  • Мальгина М. Р. Опыт создания каталога лапидарного собрания Крымского республиканского краеведческого музея // VII Таврические научные чтения Ч. 1.. — Симферополь, 2007. — С. 181—199 .
  • Федосеев Н. Ф. // Археологія, , № 1. – С. 127-128. О достоверности рунических надписей Причерноморья // Археологія. — 2010. — № 1 . — С. 127—128 .
Источник —

Same as Готские рунические надписи