Сокровенное сказание монголов
- 1 year ago
- 0
- 0
Сказание Синухе ( Странствия Синухета ) — древнеегипетский рассказ Среднего царства (приблизительно XX—XVIII века до нашей эры), действие которого происходит во время правления фараонов Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии , одно из древнейших сохранившихся произведений художественной литературы . Вероятно, первое в мировой литературе произведение, в котором детально нарисована картина подлинных событий, без всякого привнесения фантастических элементов . Написанный автобиографической надписью от лица придворного Синухе рассказ наталкивает исследователей на мысль об историчности описываемых событий .
Рассказ известен по 36 письменным свидетельствам (8 папирусов, 28 остраконов ) Среднего или Нового царств на среднеегипетском языке , иератическим письмом . Древнейший папирус с рассказом (Берлинский папирус № 3022) создан спустя 100—150 лет после смерти фараона Сесостриса I, в правление которого или несколько позже написано «Сказание Синухе» .
Вельможа Синухе («сын сикоморы » ) — « благородный, первенствующий, правитель земель царя в стране кочевников, истинный знакомец царя, любимец царя, спутник царя », « слуга женских покоев царя и благородной царицы » — был придворным жены наследного принца Сенусерта и сопровождал принца в походе во взбунтовавшуюся вассальную страну (в Ливии). На пути к дому Сенусерт получил известие о смерти его отца фараона Аменемхета I. Никому не сообщив, Сенусерт посреди ночи помчался в столицу с целью предупредить возможных заговорщиков и утвердиться на престоле. Одновременно известие было доставлено заговорщиками неназванному принцу, который тоже находился при войске и претендовал на престол. Синухе стал случайным свидетелем разговора заговорщиков с принцем. Испугавшись смуты и, очевидно, истребления победителями всех приближенных Сенусерта (включая самого Синухе), Синухе немедленно бежал из лагеря с целью покинуть Египет.
« Направился я на юг, уже и не помышляя о царском подворье, ибо думал я: будет резня во Дворце и не уйти мне живым после неё » .
И ночью, и днём герой идёт, переправляется на плоту по Нилу , пока не достигает Стены Правителя на северо-восточной границе Египта. В жаркой пустыне (очевидно, Синайской) Синухе едва не погиб от жажды. Встретившиеся кочевники спасли путника и оказали радушный приём. С ними Синухе кочует из страны в страну:
« Страна передавала меня стране! Ушёл я из Библа , и достиг я Кедема. Провёл я там полтора года. Принял меня к себе Амуненши — он правитель Верхней Ретену» .
В Ретену (совр. Сирия . Название может переводиться как «скудная земля», «степь») Синухе солгал гостеприимному Амуненши о причинах своего бегства и посоветовал наладить дружбу с фараоном Сенусертом. Вождь выдал замуж за Синухе свою старшую дочь и даровал плодородную землю Иаа, назначил своим полководцем. Синухе победил в открытом бою своего врага, «силача Ретену», отчего приумножил свои богатства и славу.
Много славных лет прожил Синухе в Ретену, но не переставал тосковать по родине, где мечтает быть погребённым.
«Смилуйся, верни меня в резиденцию! Дай мне увидеть место, где пребывает моё сердце! Что важнее, чем погребение моего тела в земле, где я родился! Приди на помощь! Счастливое событие свершилось — я умиротворил бога! Да поступит он подобным образом, чтобы облагодетельствовать кончину того, кого он [раньше] притеснял, [ибо] сердце его болит за изгнанного им жить на чужбине.» .
Фараон прислал приглашение Синухе, которого ни в чём не винит, и тот, оставив наследником своих владений старшего сына, едет в Египет на склоне лет. Ему возвращают облик египтянина, выделяют поместье и «посмертный надел» — гробницу, как и положено вельможе.
Имя Синухе ( ег. S3-nh.t ) типично для Среднего царства и, возможно, указывает на его посвящённость богине Хатхор , покровительнице любви, веселья и египтян, оказавшихся на чужбине. Имя переводится как «сын сикоморы », а священным деревом Хатхор был сикомор .
Рассказ Синухета ведется от лица автора — высокопоставленного египетского чиновника, бежавшего из Египта в Сирию после смерти фараона Аменемхета I (1992-1972 до н. э.) и проживавшего там долгое время . Повесть написана ритмической прозой и «отражает политические умонастроения своего времени». Образ идеального царя, нарисованный в ответе Синухета Амуненши, свидетельствует об изменении внутренней политики при Сенусерте. Дипломатические отношения Египта с сиро-палестинскими правителями, связь через гонцов, подарки, посылаемые в ту и другую сторону, дают полную картину внешних сношений Египта. Находка в Египте сокровищ из клада Тод, раскопки на восточном побережье Средиземного моря подтверждают эти связи» . Согласно переводчику и исследователю египетских литературных текстов И. Г. Лившицу , «именно при Синусерте были налажены мирные дипломатические связи и обмен подарками с местными царьками» .
Небольшой, но значимый эпизод сражения Синухе с «силачом Ретену» показывает победу и величие Египта над чужеземным, варварским государством . Этот бой напоминает библейское описание сражения Давида с Голиафом . Давид обращается к Богу за помощью, как Синухе взывает к Монту , и повергает прежде непобедимого силача. Также сходным элементом является речевая перепалка перед самим сражением. Подобный ход используется также в « Илиаде » Гомера ( Парис в третьей песне, Гектор — в седьмой) . Легенда о неравном бое между Синухе и «силачом Ретену», Давидом и Голиафом может происходить из общего корня сирийско-палестинского фольклора, либо восходить к Первому переходному периоду (ок. 2250—2050 годы до н. э.) .