Андре́й Я́ковлевич Флие́р
(род.
14 ноября
1950
,
Москва
,
СССР
) — советский и российский
культуролог
, исследователь функциональной теории культуры, теории исторической динамики культуры, структуры культурологического знания и проблем развития культурологического образования. Доктор философских наук (1995). Один из авторов энциклопедий «Культурология. XX век», «Историческая культурология» и «Прикладная культурология»
Биография
Родился 14 ноября 1950 года в Москве в семье известного советского пианиста
Якова Флиера
(1912—1977).
В 1976 году окончил исторический факультет
Московского государственного заочного педагогического института
.
В 1977—1990 гг. работал в
.
В 1991—1993 гг. в
(РОУ) — декан культурологического факультета. В эти годы А. Флиер начинает разработку модели специального культурологического образования, принимает участие в создании первого государственного образовательного стандарта по
культурологии
. Одновременно в эти годы Флиер работает в
Российском институте культурологии
(РИК), где занимается теоретическими проблемами исторической культурологии, пишет статьи для энциклопедии «Историческая культурология».
С 1993 по 2010 гг. работал в
Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ)
, будучи также директором Высшей школы культурологии и заведующий кафедрой культурологии и антропологии.
В 1995 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Структура и динамика культурогенетических процессов» (специальность 17.00.08 — теория и история культуры). Научный консультант — доктор философских наук
Э. А. Орлова
. Официальные оппоненты — доктор философских наук
Г. А. Аванесова
, доктор философских наук
Н. С. Злобин
и доктор философских наук
А. Л. Никифоров
. Ведущая организация — кафедра культурологии
Московский педагогический государственный университет
.
В настоящее время главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва
, профессор
Московского государственного лингвистического университета
, руководитель Научной ассоциации исследователей культуры, главный редактор электронного журнала «Культура культуры».
Автор более 350 публикаций, в том числе 34 книг
.
Научная деятельность
А. Я. Флиер известен разработкой ряда фундаментальных культурологических теорий:
-
нормативной теории культуры, рассматривающей культуру как систему норм человеческого поведения и коммуницирования, а также их символических манифестаций, обеспечивающую коллективный характер образа жизни и деятельности людей;
-
концепции исторического генезиса человеческой культуры как процесса развития и трансформации социального поведения животных;
-
концепции сущности культуры как наиболее общей формы человеческой социальности;
-
концепции взаимозависимости процессов социального развития и углубления специализации в деятельности людей, что ведёт к усилению творческих инновативных тенденций в культуре и является причиной ускорения динамики исторического развития (нарастающего темпа изменчивости культуры);
-
концепции взаимозависимости процессов социального развития и устойчивости культурного своеобразия: нарастание динамики социального развития общества (прогресс) ведет к понижению уровня его локального своеобразия, а усиление своеобразия — к замедлению развития;
-
концепции взаимозависимости уровня социального развития и плотности социального контроля над индивидом: возрастание уровня социального развития ведет к снижению жесткости социального контроля, то есть к расширению границ социальной и культурной свободы человека;
-
концепции взаимозависимости уровня социального развития и типологии солидарности и идентичности членов общества: смена исторических эпох сопровождается изменением преобладающих в обществе типов социальной солидарности и идентичности и их эволюции от витальных к культурным основаниям;
-
концепции культурной экспансии и культурных манифестаций как основных методов социального контроля и регулирования жизни общества средствами культуры;
-
концепции переориентации культуры с прославления своего прошлого на превентивное переживание будущего, нарастающей по мере исторического развития культуры;
-
концепции культурной политики как наиболее мягкой формы внедрения господствующей идеологии в сознание сообщества;
-
концепции пребывания человека одновременно в двух культурах: публичной, отражающей степень его зависимости от социума, и приватной, наоборот, отражающей степень его социальной независимости;
-
концепции свободы как достигнутого баланса между коллективным и индивидуальным началами в культуре сообщества;
-
концепции культуры как соотношения понятий добра и зла, форм их символизации и зависимости человека от интерпретации того и другого и пр.
Научные труды
Монографии
-
Культурогенез. — М.: РИК, 1995.
-
Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. — М.: Университетская книга, 1997. (37 статей).
-
Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — М.: Академическая книга, 2000, 2002, 2003 (изд. 2-е, перераб. и доп.). — М.: Согласие, 2010. —
ISBN 978-5-86884-134-7
-
Культура как репрессия. — М.: Диаграмма, 2006. — 319 с. : ил.;
ISBN 5-901706-23-4
-
Некультурные функции культуры. Очерки. — М.: МГУКИ, 2008. — 272 с. —
ISBN 978-5-94778-175-5
-
Тезаурус основных понятий культурологии. Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2008. (в соавт. с Полетаевой М. А.).
-
Культура между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. — М.: Согласие, 2011. (в соавт. с Костиной А. В.)
-
Культурология 20-11. Авторский сборник эссе и статей. — М.: Согласие, 2011.
-
Очерки теории исторической динамики культуры. Монография. — М.: Согласие, 2013;
-
Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артем, 2014;
-
Историческая культурология. Энциклопедия. М.:
Академический проект
; Альма матер, 2015 (85 статей).
-
Прикладная культурология. Энциклопедия. М.: Согласие, 2019 (9 статей).
Статьи
-
Вектор культурной эволюции.
-
История культуры как смена доминантных типов идентичности.
-
.
-
Культурологическое знание.
-
Методы социального контроля и регулирования: культурные экспансии и манифестации.
-
Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии.
-
Социальные функции культуры.
-
Типология культурных стратегий.
-
Фундаментальная культурология: актуальные направления исследований.
-
Культура как прогноз.
-
Культурная атрибуция как метод исследования.
-
Культурные роли в процессах социального действия.
-
Маргинальные поля знания: поп-наука.
-
Науки о культуре после постмодернизма. Постфутурология.
-
Современная культурология: проблемы, возможности, задачи.
-
Культурологический инструментарий в процессах социального контроля и управления.
-
Современная культура как тенденция.
-
Будущее возврату не подлежит (о перспективах развития традиционной культуры).
-
Историческая культурология как область знания.
-
Эволюционные трансформации культуры.
-
Происхождение культуры: новая концепция культурогенеза.
-
Философские пролегомены к Нормативной теории культуры.
-
Классическая, неклассическая и постнеклассическая культуры: опыт новой типологии.
-
Культура как пространство и время социального бытия.
-
Культура культурного человека.
-
Добро и зло в культурно-историческом понимании.
-
Культура vs. свобода: противоборство и взаимодействие.
-
Локальная культурная система: факторы устойчивости.
-
Культурная изменчивость и прогресс.
-
Власть и культура: самоорганизация общества по модели вертикальной иерархии.
-
Идеология как форма культуры.
-
Две роли человека в «спектакле культуры».
Примечания
-
Флиер, Андрей Яковлевич.
: автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 17.00.08. — Москва, 1995. — 34 c.
-
Багдасарьян Н. Г.
К юбилею Андрея Яковлевича Флиера. // Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Мир культуры и культурология. Вып. 1. — СПб.:
Изд-во РХГА
, 2011. — С. 266—267.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
В библиографических каталогах
|
|