Interested Article - Французская литература эпохи Возрождения

Карл VIII (король Франции)

К французской литературе эпохи Возрождения относится литература написанная по-французски (на среднефранцузском языке ) начиная со времени французского вторжения в Италию 1494 года до 1600 года. Этот временной период охватывает время царствования короля Карла VIII и возведения на престол Генриха IV , царствования Франциска I (с 1515 по 1547 год) и его сына Генриха II (с 1547 по 1559), времени расцвета французского Ренессанса. После смерти Генриха II страной правила его вдова Екатерина Медичи и её сыновья Франциск II , Карл IX и Генрих III . Хотя культура Франции этого времени продолжала развиваться, французские религиозные войны между Гугенотами и католиками разорили экономику страны.

Возникновение ренессансного движения во Франции связывается с итальянскими походами Карла VIII, которые открыли для французов итальянскую культуру, с религиозной Реформацией, укреплением королевской власти и с набирающим силу городским населением.

Слово «Ренессанс»

Мишле, Жюль

«Ренессанс» — французское слово, дословный перевод на русский язык означает «Возрождение». Слово Возрождение впервые был использовано французским историком Жюль Мишле (1798—1874) в работе 1855 года Histoire de France (История Франции). Жюль Мишле понимал в этом слове период европейской истории культуры, которая представляла собой отход от Средневековья.

Введение

В XVI веке во Франции литература развивалась быстрыми темпами. Язык произведений этого периода называется среднефранцузским . Использование печатного станка способствовало распространению произведений древних латинских и греческих авторов. Печатный станок был создан в 1470 году в Париже и в 1473 году в Лионе .

Этот период ознаменовался в литературе написанием трактатов, фельетонов и воспоминаний; изданием сборников рассказов, сказок, историй, религиозных произведений.

Поэзия

В первые годы XVI века поэты Франции придерживались поэтических приемов прошлого века. Однако влияние творчества Петрарки (его циклы сонетов), Луиджи Аламанни , греческих поэтов Пиндара и Анакреонта способствовали обогащению французских традиций. Французским поэтам Клеману Маро и Меллену де Сен-желе приписывают сочинение первых сонетов на французском языке.

Новые направления в поэзии в полной мере проявились в работе гуманиста Жака Пелетье дю Манса . В 1541 году он опубликовал первый французский перевод Горация Ars poetica , а в 1547 году он издал сборник стихов Œuvres poétiques , в который вошли переводы первых двух песен Гомера ' Одиссея , первая книга Вергилия Георгики , двенадцать сонетов Петрарки и три оды Горация ; в этот поэтический сборник также были включены впервые публикуемые стихи Жоашена Дю Белле и Пьера де Ронсара .

Вокруг Ронсара , Дю Белле и Жана Антуана де Баифа образовалась группа радикально настроенных молодых литераторов, известных как Плеяда . Ими был выпущен манифест «Защита и прославление французского языка» (1549) и программа языкового и литературного возрождения.

Основными формами, доминирующими в поэтическом творчестве этого периода были сонеты, поэма и ода.

Поэзии конца века свойственен пессимизм (см. творчество Жана де Спонда ). Тем не менее, ужасы войны вдохновили протестантского поэта Теодора Д’Обинье на написание гениального стихотворения о войне ( ) .

Основные французские поэтические сборники, опубликованные в XVI веке:

Клеман Маро
Французский поэт Jean Antoine de Baïf
Пьер де Ронсар

Роман

В первой половине века XVI века во Франции по-прежнему господствуют рыцарские романы Средневековья, это Четыре сына Эмона ( Рено де Монтобана ), Фьерабрас , Ожье Датчанин , Perceforest и Galien le Réthoré . С 1540 года во Франции издавали больше иностранные романы, в первую очередь испано-португальские многотомные приключенческие романы — « Амадис Гальский », « Palmerin d’Olive» , « Primaléon де Grèce» и др.

Наиболее заметным французским романом первой половины века был « Гаргантюа и Пантагрюэль » Франсуа Рабле . В работах Рабле сочетается гуманизм ( Эразма Роттердамского , Томаса Мора ) и средневековый фарс.

Зарубежный приключенческий роман начинает встречать конкуренцию со стороны французских авторов Бероальда де Вервиля и Никола де Монтрё . Эти авторы отказались от традиционных рыцарских сюжетов, заменив их сюжетами древнегреческих произведений ( Гелиодора , Лонга и Ахилла Татия ).

Популярными романами изданными во Франции в XVI веке были:

Франсуа Рабле
« Танкред и Эрминия». Картина Никола Пуссена (1649), основанная на эпизоде поэмы Освобождённый Иерусалим. Государственный Эрмитаж .

Рассказ

Джованни Боккаччо . Статуя у дворца Уффици

В литературе Французского Возрождения доминирует рассказ (под различными названиями: повесть; небольшой рассказ, устная дискуссия; «история»).

В Декамерон , с его короткими рассказами итальянского писателя Боккаччо дворяне бегут от чумы и рассказывают друг другу истории. Это произведение оказало огромное влияние на французских писателей. Сестра Франциска I , Маргарита Наваррская была центром литературного кружка и описала свою версию произведения (в сборнике « Гептамерон »), который стал одним из шедевров века.

Французская читающая публика была очарована мрачными и трагическими произведениями (« Трагические истории ») писателя Банделло . Адаптации этого произведения делались были французскими авторами начала XVII века (Jacques Yver, Vérité Habanc, Bénigne Poissenot, François de Rosset, Жан-Пьер Камю ).

Популярными рассказами эпохи Возрождения во Франции были:

  • Anon. Cent nouvelles nouvelles (1462)
  • Philippe de Vigneulles Nouvelles (c.1515) — most are lost
  • Anon. Le Paragon des nouvelles honnestes et délectables (1531)
  • Nicolas de Troyes Le grand paragon des nouvelles nouvelles (c1533-37)
  • Бонавентюр Деперье Cymbalum mundi (1537)
  • Джованни Боккаччо Le Décaméron — Antoine Le Maçon, translator (1545)
  • Noël du Fail Propos rustiques de maistre Léon Ladulfi (1547)
  • Noël du Fail Les Baliverneries ou contes nouveaux d’Eutrapel (1548)
  • La Motte-Roullant Les fascetieux devitz des cent nouvelles nouvelles, tres recreatives et fort exemplaires… (1549) — (109 tales, mostly versions of Cent nouvelles nouvelles )
  • Bonaventure des Périers Les Nouvelles récréations et Joyeux devis (90 tales) (1558)
  • Pierre Boaistuau, ed. Histoires des Amans fortunez (1558) — truncated version of l’Heptaméron (67 tales) without dialogues between the stories
Титульный лист французского издания Гептамерон 1880 года
  • Маргарита Наваррская Гептамерон Claude Gruget, ed. (1559)
  • Pierre Boaistuau Histoires tragiques extraictes des oeuvres italiennes de Bandel…. (1559) — translation of Bandello .
  • François de Belleforest Continuation des histoires tragiques, contenant douze histoires tirées de Bandel…. (1559) — translation of Bandello .
  • Pierre Viret Le Monde à l’empire (date?) satirical pamphlet
  • Pierre Viret Le Monde démoniacle (1561) satirical pamphlet
  • François de Belleforest and Pierre Boaistuau Histoires tragiques — 7 vols. Belleforest’s continuation of the translation of Банделло
  • Jacques Tahureau Les dialogues, Non moins profitables que facetieux (1565)
  • Анри II Этьенн Apologie pour Hérodote (1566) (includes 180 tales)
  • Этьен Табуро Les Bigarrures (1572)
  • Jean Bergier Discours modernes et facecieux (1572) — (13 tales)
  • Jacques Yver Le Printemps d’Yver, contenant plusieurs histories discourues en cinq journées (1572)
  • Duroc Sort-Manne (pseudo. for Romannet Du Cros) Nouveaux recits ou comptes moralisez (1573)
  • Jeanne Flore Comptes amoureux (1574) (7 tales)
  • Antoine Tyron Recueil de plusieurs plaisantes nouvelles, apaphthegmes et recreations diverses (1578)
  • Bénigne Poissenot L’été (1583)
  • Gabrielle Chappuys Cent excellentes nouvelles (1583) — translation of the Hecatommithi by Italian (also known as Cintio)
  • Gabrielle Chappuys Les facétieuses journées (1584) — translation of Italian tales
  • Antoine du Verdier Le compseutique ou Traits facétieux (1584) — mostly lost
  • Guillaume Bouchet Les sérées (1584, 97, 98)
  • Этье Табуро Apophtegmes du Sieur Gaulard (1585)
  • Noël Du Fail Les contes et discours d’Eutrapel (1585)
  • De Cholières Les matinées (1585)
  • Vérité Habanc Nouvelles histoires tant tragiques que comiques (1585).
  • Bénigne Poissenot Nouvelles histoires tragiques (1586).
  • De Cholières Les après-dînées (1587)
  • Этье Табуро Les Escraignes dijonnaises (1588)

Театр

Французский театр XVI века следуют тем же закономерностям, как и другие литературные жанры этого времени. Французский театр этого времени сочетал в себе как бы два театра: народный, средневековый, площадной и другой — гуманистический, культивировавшийся в коллежах и при дворе.

Для первых десятилетий века в театре ставятся длинные средневековые мистерии, моральные пьесы , фарсы , соти .

Маргарита Наваррская

Многочисленными авторами этих традиционных произведений были писатели Пьер Генгуар , Николя-де-ла-Шене, Андре-де-ла-Винь, Маргарита Наваррская и др.

С середины века в стране популярны гуманистические трагедии, в которых ощущалось влияние Сенеки .

Гуманистические трагедии разделились на два различных направления:

  • Библейская трагедия : сюжеты взяты из Библии.
  • Античная трагедия : сюжеты, взятые из мифологий. Пьесы часто имели параллели с современными политическими и религиозными вопросам того времени.

В разгар гражданской войны (1570—1580), появилась третье направление театра:

  • Современная трагедия : сюжеты взяты из последних событий в стране.

Авторы и произведения в жанре гуманистических трагедий:

Теодор де Без
Жак Гревен
  • Теодор де Без
    • Abraham sacrifiant (1550)
  • Этьен Жодель — член объединения «Плеяда».
    • Cléopâtre captive (1553)
    • Didon se sacrifiant
  • Меллин де Сен-желе — один из первых представителей петраркизма во Франции.
    • La Sophonisbe
  • Жак Гревен
    • Жюль Сезар (1560)
  • Жан де-ла Тай — принадлежал к «Плеяде», ученик Ронсара и друг Дю Белле.
    • Saül, le furieux (1563—1572)
  • Гийом Ле Бретон
    • Адонис (1569)
  • Роберт Гарнье — последователь Ронсара и «Плеяды»
    • Porcie (опубликовано 1568, поставлено в 1573),
    • Cornélie (поставлено в 1573 опубликовано в 1574)
    • Hippolyte (поставлено в 1573 опубликовано в 1574)
    • Marc-Antoine (1578)
    • La Troade (1579)
    • Antigone (1580)
    • Les Juives (1583
  • Пьер Матье (1563—1621)
    • Clytemnestre (1578)
    • Esther (1581)
    • Vashti (1589)
    • Aman, de la perfidie (1589)
    • La Guisiade (1589)
  • Никола де Монтрё
    • Tragédie du jeune Cyrus (1581)
    • Isabelle (1594)
    • Cléopâtre (1594)
    • Sophonisbe (1601)

Наряду с трагедией, европейские гуманисты адаптировали древние традиции комедийных пьес ещё в 15 веке. В Италии эпохи Возрождения была разработана форма гуманистической Латинской комедии. Самыми плодовитыми комедийными авторами французского Ренессанса были Пьер де Larivey, Людовико Дольче, Никколо Буонапарте, Lorenzino Медичи, Антонио Франческо Граццини , Винченцо Габбиани, Girolano Razzi, Луиджи Pasqualigo и Николо Секки.

Известными авторами французской Ренессансной комедии были :

Жан де-ла-Тай
Сцена из представления комедии дель арте. XVI век

В последние десятилетия века во Франции большим успехом пользовались:

  • Комедии масок — импровизационный театр с действующими лицами — Арлекин, Коломбо.
  • Трагикомедии — театральные версии авантюрных романов с любовниками, рыцарями и магией. Наиболее известным из них был Bradamante (1580) Роберта Гарнье .
  • Пастораль — по образцу Джамбаттиста Гварини «Пастор фидо» и Тассо «Аминта».
  • Ballets de cour — аллегорическая, фантастическая смесь танца и театра. Наиболее известным из них является «Ballet comique de la reine» (1581).

К концу века самым влиятельным французским драматургом был Роберт Гарнье . Трагедии Р. Гарнье (1545—1590) показывают события эпохи гражданских войн (1562—1598): его художественный мир был мрачным и катастрофичным (Ипполит, 1573; Марк-Антуан, 1578; Антигона, 1580; Иудеи, 1583).

Все эти разнообразные традиции будут также развиваться во французском театре начала 17 века.

Другие литературные формы

Портрет М. Монтеня

Во Французском Возрождении писались моральные, литературные, филологические и философские письма. Мишель Монтень , родоначальник жанра эссе, написал свои Опыты , писатель Этьен Паскье ' — Recherches de la France (Исследование Франции), монументальный сборник исторических, политических и культурных наблюдений.

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брант написал биографические очерки, Жан Боден написал ряд важных работ по политологии.

Анри Этьенн и его сын Роберт Этьен были одними из самых важных писателей Франции XVI века.

Анри Этьенн издал сборник Анакреонт, который вызывал неоднократные подражания в литературе и положил начало европейской анакреонтической поэзии. Роберт Этьен впервые применил в произведениях разделение на главы и стихи, служа делу Реформации он, путём распространения Св. Писания в народе, оказал огромную услугу гуманизму, издавая критически проверенные тексты греческих и латинских писателей, особенно ещё не изданных.

Блейз Монклу

Блейз Монклу (Monluc), руководитель католических армий во время религиозных войн, написал воспоминания Commentaires , опубликованные в 1592 году, после его смерти, которые являются кладезем исторической информации и а интересной формой автобиографии.

Конфликты католиков и гугенотов, политические конфликты последней половины века французских религиозных войн привели к написанию многих политических, религиозных и сатирических произведений, в том числе Монархомахи и пасквили .

См. также

Литература

  • Поэты французского Возрождения: Антология / Ред. и вступ. ст. В. М. Блюменфельда. — Л.: Гослитиздат, 1938.- 303 с.
  • История французской литературы: В 4т. М., 1946—1963.
  • Великовский С. И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979.- 295 с.
  • BIET, Christian, Littérature, uitg. Magnard, Parijs, 1992
  • BRUNEL, Pierre, Histoire de la littérature française du moyen âge au XVIIIe siècle, uitg. Bordas, Parijs. 1993
  • Schmidt, Albert-Marie. ed. Poètes du XVIe siècle. Collection: Bibliothèque de la Pléiade. Paris: Gallimard, 1953. ISBN 2-07-010455-9
  • Simonin, Michel, ed. Dictionnaire des lettres françaises — Le XVIe siècle. Paris: Fayard, 2001. ISBN 2-253-05663-4

Примечания

  1. Murray, P. and Murray, L. (1963) The Art of the Renaissance .
  2. Michelet, Jules.
  3. Brotton, Jerry. (англ.) . — Oxford University Press , 2002. — P. —22.

Ссылки

Источник —

Same as Французская литература эпохи Возрождения