Interested Article - Защита и прославление французского языка

« Защита и прославление французского языка » ( фр. Défense et illustration de la langue française ) — литературно-эстетический трактат , опубликованный парижским издателем Морелем в 1549 году (всего несколько месяцев спустя после выхода в свет трактата «Поэтическое искусство»; между двумя трактатами есть переклички, но и расхождения). Трактат является манифестом объединения « Плеяда » и нацелен на обновление национальной поэзии и создание образцов, равных лучшим творениям античности и литературы Италии . Подписанный молодым французским поэтом Жоашеном Дю Белле , трактат нередко считают продуктом коллективного творчества (степень участия в его написании Ронсара была, вероятно, велика) .

Содержание трактата

Центральная идея трактата окрашена в патриотические тона — это торжество народного французского языка . Данный тезис вполне соответствует веяниям времени: в соответствии с ордонансом Вилле-Котре , всё делопроизводство в стране перешло на национальный язык (ранее на латыни ). В трактате содержится критика латинистов , считающих латынь единственно возможной формой выражения, но нередко плохо владеющих ею и тем компрометирующих её. Трактат провозглашает необходимость создания новых слов и избирательного отношения к лингвистическим заимствованиям.

В трактате подвергаются осуждению жанры средневековой французской поэзии, например баллада , рондо , вирелэ (которыми активно пользовались представители школы великих риториков и Клеман Маро ). Напротив, достойны похвалы унаследованные от античности жанры — ода , элегия , сонет , эклога , комедия и трагедия . Наконец, в трактате отражена характерная для культуры Возрождения тенденция к возвеличиванию миссии поэта, который посредством глубокой учености и упорного труда может обеспечить себе бессмертие. Идеал поэта, рисуемый Дю Белле — это идеал героического, самозабвенного служения искусству .

Итальянские и французские источники

В трактате заметно влияние итальянской филологической мысли XVI века. Это относится, в частности, к теории подражания и представлениям о народном языке, которые развивал Спероне Сперони в своем «Диалоге о языке» ( 1542 ); к идеям Марко Джироламо Вида и Пьетро Бембо . Кроме того, трактат развивает многие представления о роли поэзии и французского языка, сформулированные ранее Жоффруа Тори , , Морисом Севом .

Примечания

  1. Подгаецкая И. Жоашен Дю Белле // Эстетика Возрождения. — М., Искусство, 1981. — Т.2. — С. 234.
  2. Там же, с. 233.

Литература

  • Du Bellay, une révolution poétique ? La deffence, et illustration de la langue françoyse et L’Olive (1549—1550). — Vanves-Paris, 2007. — ISBN 978-2-13-056463-8
  • Meerhoff K. Rhétorique et poétique au XVI siècle. — Leiden, 1986.
  • La deffence et illustration de la langue francoyse. Texte présenté et commenté par L. Terreaux . P.-Bruxelles, 1972.
  • Жоашен Дю Белле. Защита и прославление французского языка. Перевод А. Михайлова и М. Толмачева // Эстетика Возрождения. — М., Искусство, 1981. — Т.2. — С. 236—269
Источник —

Same as Защита и прославление французского языка