Interested Article - Храм
- 2021-11-07
- 1
Храм (от праслав. *chormъ > ст.‑слав. храмъ ; ед. ч. рус. хоро́м ранее — «крыша, навес» , позднее — «дом, жилое помещение» , мн. ч. хоро́мы ) — культовое сооружение , предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища .
Индуистский храм
Индуистский храм может представлять собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти , которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или деву приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из девов. Это мурти выступает как главное божество , наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других форм Бога или девов. Однако также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.
Буддистский храм
Буддийские храмы включают структуры, которые в разных регионах и на разных языках называются ступой , ватом и пагодой . Буддийский храм может содержать зал для медитации, в котором находится или образ Будды, как объект концентрации и почитания во время медитации. Куполообразные конструкции ступ также используются в ритуале обхода под названием парикрама . Храмы в буддизме представляют чистую землю или чистую среду Будды. Традиционные буддийские храмы призваны вдохновлять внутренний и внешний мир .
Сикхский храм
Сикхский храм называют гурдварой (букв. «Врата Гуру»). Его наиболее важным элементом является наличие Гуру Грантх Сахиб . У гурдвары есть вход со всех сторон, что означает, что они открыты для всех без какого-либо различия. В гурдваре есть , где виден Гуру Грантх Сахиб, и лангар , где люди могут есть бесплатную еду . В гурдваре также может быть библиотека, детская и классная комната . Гурдвара может быть определён на расстоянии высокими флагштоками с флагом сикхов .
Храмы Древнего Египта
Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы , совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, собиравшего большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам . Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, приходивших туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.
Одним из наиболее важных мест храма было святилище , где обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры . Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны , которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных строений .
Храмы Древней Греции и Рима
- Основные статьи: ,
Христианство
В православии храмом называется только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия , в отличие от часовни . Это связано с тем, что евхаристия понимается как реальное участие в единократном жертвоприношении, совершённом Иисусом Христом . Такой же статус имеют церковные здания у католиков , хотя в западноевропейских языках они, как правило, называются согласно рангу — капелла , церковь , собор . Однако несмотря на приспособленность храмовых зданий для совершения Евхаристии, она при наличии антиминса у православных, алтарного камня у католиков (а после Второго Ватиканского собора - даже без него) может быть отслужена на любом месте. Поэтому статус христианских храмов не тождествен понятию храмов (сакральных мест) в неавраамических религиях. Непосредственно к храмам иногда примыкают причтовые дома .
У большинства протестантов , не считающих евхаристию таинством , церковные здания трактуются лишь как место собрания и общих молитв, но не священнодействий (подобно православной часовне ). Некоторые позднепротестантские конфессии предпочитают собираться и проводить богослужения не в храмах, часовнях или молитвенных домах , а в арендованных залах, различных помещениях, по домам, объясняя это тем, что книга Деяний апостолов именно так изображает жизнь ранних христиан .
Другие авраамические религии
В других авраамических религиях на данный момент храмы отсутствуют. Так, в иудаизме может быть только один Иерусалимский Храм , не сохранившийся до настоящего времени. В исламе храмы отсутствуют. Основные религиозные сооружения в этих религиях — синагога в иудаизме и мечеть в исламе — храмами не являются, а служат для молитвенных целей. По культовым функциям они схожи с протестантскими домами молитвы .
Одним из редких исключений из этого правила является парахристианское учение мормонов , где есть храмы для специальных священнодействий, совершаемых только там (как в неавраамических религиях и храмовом иудаизме). Функционально (и архитектурно) такие храмы полностью отличаются от обычных молитвенных домов («часовен», «табернаклей»).
Примечания
- ↑ Этимологический словарь русского языка Шанского Н. М., статья «Храм»
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
- ↑ Этимологический словарь русского языка Шанского Н. М., статья «Хоромы»
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- . Kadampanewyork.org (1 августа 1997). Дата обращения: 20 июня 2012. Архивировано из 11 июня 2012 года.
- . bbc.co.uk . BBC. Дата обращения: 18 марта 2013. 11 ноября 2017 года.
- . worldgurudwaras.com . Дата обращения: 18 марта 2013. Архивировано из 4 октября 2013 года.
- Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- (недоступная ссылка) . Служение Дерека Принса — Украина.
Литература
- Низаметдинова, Р. Р. Идея космоса в архитектуре Древнего Востока: храм как модель вселенной // Восток. Афро-Азиатские общества, 2011, № 1, 117—123.
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 504. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- [bse.sci-lib.com/article076177.html Храм] — статья из Большой советской энциклопедии
- Власов В. Г. // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — Т. V: Л — М.. — 768 с: ил. + вкл с.
- Жуковский В. И. , Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т , 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5 .
Ссылки
- на worldtemples.ru
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-11-07
- 1